Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Жолудовой Т.В., Дегтеревой О.В., при помощнике судьи Макушненко В.С., с участием прокурора Витман Ю.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Помаскиной ..., апелляционному представлению Замоскворецкого межрайонного прокурора города Москвы на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 12 марта 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Помаскиной... к МВД России о признании увольнения незаконным, признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, отказать;
установила:
Помаскина А.В. обратилась с иском в суд к МВД России о признании приказов УМС МВД России N 91 л/с от 20.08.2019 и N 93 л/с от 27.06.2019 об увольнении со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ незаконными, восстановлении на службе в органах внутренних дел в должности старшего инспектора (в счет должности инспектора по особым поручениям) группы кадров и государственной службы Управления международного сотрудничества МВД России, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что с 19.08.1997 являлась сотрудником органов внутренних дел, с 13.12.2018 замещала должность старшего инспектора группы кадров и государственной службы Управления международного сотрудничества МВД России, в апреле 2019 года руководитель предложил ей уволиться со службы в МВД России, тогда как намерения уволиться у нее не было, но в связи с постоянно оказываемым на нее давлением и созданием невыносимых условий труда она была вынуждена написать рапорт об увольнении со службы по пункту 4 части 2 статьи 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, рапорт о зачислении в распоряжение МВД России для процедуры увольнения с освобождением от занимаемой должности с 24.04.2019 и рапорт о предоставлении основного и дополнительного отпуска за 2019 год, который был ей предоставлен в период с 23.04.2019 по 25.06.2019, однако в связи с ее временной нетрудоспособностью в период отпуска приказом УМС МВД России N 93 л\с от 27.06.2019 дата увольнения была изменена на 20.08.2019. Также истец указала, что 07.08.2019 ей стало известно о беременности, в связи с чем 16.08.2019 она подала рапорт об отзыве ранее поданного рапорта об увольнении с приложением справок о беременности, однако 20.08.2019 она ознакомлена с отказом в отзыве рапорта об увольнении в связи с назначением на ее должность другого сотрудника. Таким образом, истец полагает, что поскольку намерения уволиться у нее не было, рапорт об увольнении со службы был написан ею под давлением руководства и в последующем до издания приказа об увольнении отозван, увольнение произведено в период ее временной нетрудоспособности и при наличии сведений о ее беременности на момент увольнения, то увольнение ее со службы является незаконным.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12.03.2020 года в удовлетворении исковых требований Помаскиной А.В. отказано.
Определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30.11.2020 производство по делу в части требований Помаскиной А.В. к МВД России о взыскании денежного довольствия за период с 01.08.2019 по 20.08.2019, компенсации за задержку выплаты денежного довольствия за период с 01.08.2019 по 20.08.2019 и компенсации морального вреда прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части.
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22.03.2021 решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение, которым приказ N 91 л/с от 20.08.2019 и приказ N 93 л/с от 27.06.2019 об увольнении Помаскиной А.В. со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии" признаны незаконными, Помаскина А.В. восстановлена на службе в органах внутренних дел в должности старшего инспектора группы кадров и государственной службы Управления международного сотрудничества МВД России, с МВД России в пользу Помаскиной А.В. взыскано денежное довольствие за время вынужденного прогула в размере 2 437 264 руб. 40 коп. и компенсация морального вреда в сумме 20 000 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22.07.2021 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22.03.2021 отменено в части взыскания с МВД России денежного содержания за время вынужденного прогула и в указанной части дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Московский городской суд. В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22.03.2021 оставлено без изменения, кассационная жалоба МВД России - без удовлетворения.
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20.09.2021 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований Помаскиной А.В. о взыскании с МВД России денежного довольствия за время вынужденного прогула; с МВД России в пользу Помаскиной А.В. взыскано денежное довольствие за время вынужденного прогула в размере 1 210 212, 31 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2022 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20.09.2021 отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в в Московский городской суд.
При новом апелляционном рассмотрении, проверив материалы дела, выслушав представителя истца Ткача А.Н, представителей ответчика Мамонтова В.А, Волкову С.Н, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 19.08.1997 Помаскина А.В. проходила службу в органах внутренних дел, в соответствии с дополнительным соглашением к контракту N 5 от 13.12.2018 замещала должность старшего инспектора группы кадров и государственной службы Управления международного сотрудничества МВД РФ.
Приказом УМС МВД России N 91 л/с от 26.06.2019 Помаскина А.В. уволена 27.06.2019 со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Приказом УМС МВД России N 93 л/с от 27.06.2019 на основании рапорта Помаскиной А.В. в приказ УМС МВД России N 91 л/с от 26.06.2019 внесены изменения и дата увольнения перенесена с 27.06.2019 на 20.08.2019.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22.03.2021 увольнение Помаскиной А.В. со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии" признано незаконным, она восстановлена на службе в органах внутренних дел.
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 1 - 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 указанного Федерального закона в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 данной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Согласно ст. 66 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оплата труда сотрудника органов внутренних дел производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Обеспечение сотрудника органов внутренних дел денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Условия обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел закреплены в ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (ч. 18 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с ч. ч. 1 - 3 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.
Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат, перечень и условия выплаты которых определены положениями указанного Федерального закона.
В силу ч. 6 ст. 74 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, выплачивается не полученное (недополученное) им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой им ранее должности в органах внутренних дел, и (или) компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым им по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком, полученным в период вынужденного перерыва в службе.
Пунктом 97 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" предусмотрено, что сотруднику, восстановленному на службе в органах внутренних дел, выплачивается не полученное (недополученное) им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой им ранее должности в органах внутренних дел, и (или) компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым им по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком, полученным в период вынужденного перерыва в службе.
Общие требования относительно исчисления средней заработной платы установлены статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных этим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления (часть первая); для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (часть вторая).
Согласно части 3 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - Положение), устанавливающее согласно его пункту 1 особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 9 Положения (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 года N 257) средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
При этом в соответствии с Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65, выплата денежного довольствия сотрудникам органов внутренних дел производится за каждый календарный день (пункт 7 Порядка).
Поскольку порядок определения размера денежного довольствия для оплаты вынужденного прогула сотрудника органов внутренних дел специальным законодательством не урегулирован, судебная коллегия приходит к выводу, что при расчете подлежащего взысканию в пользу Помаскиной А.В. денежного довольствия подлежит применению порядок, установленный статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации и названным Положением с учетом особенностей выплаты денежного довольствия за каждый календарный день.
В расчетном периоде с августа 2018 года по июль 2019 года Помаскиной А.В. начислено денежное довольствие в размере 1 080 574, 43 руб, также были начислены: материальная помощь в размере 76 960 руб, разовые денежные премии в ноябре и декабре 2018 года в размере 107 000 руб, пособие при увольнении в размере 269 260 руб.
В соответствии с приказами о поощрении от 14.12.2018 N6 л/с, от 24.10.2018 N189 л/с разовые денежные премии в ноябре и декабре 2018 года в общей сумме 107 000 руб. выплачивались Помаскиной А.В. за выполнение особо важных и сложных заданий.
По общему правилу, установленному пп. "н" п. 2 Положения "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, для расчета среднего заработка учитываются премии и вознаграждения, при условии, что они предусмотрены системой оплаты труда.
Таким образом, при исчислении средней заработной платы учитываются все начисленные в расчетном периоде премии, предусмотренные системой оплаты труда и закрепленные в актах работодателя.
Принимая во внимание, что исходя из положений ч. 3, п. 5 ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей входят в состав денежного довольствия сотрудников, судебная коллегия полагает, что выплаченные истцу денежные премии за ноябрь и декабрь 2018 года в размере 107 000 руб. подлежат учету при расчете среднего заработка истца.
Разрешая вопрос о включении в расчет среднего заработка суммы материальной помощи, судебная коллегия приходит к выводу, что данная выплата учету не подлежит, поскольку не относится к оплате труда.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Согласно п. 135 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.01.2013 N 65, сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год.
При этом, решением руководителя материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, установленного на день осуществления выплаты, оказывается ежегодно при уходе сотрудника в основной отпуск или в иные сроки по рапорту сотрудника (п. 136 названного Порядка).
Из приведенных правовых норм не следует, что материальная помощь, оказываемая сотрудникам органов внутренних дел при уходе в отпуск в целях поддержания их уровня материального обеспечения на время отдыха путем выплаты денежной компенсации, относится к выплатам стимулирующего характера и входит в состав денежного довольствия.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
При таких данных правовых оснований для учета выплаченной Помаскиной А.В. на основании приказа от 02.08.2018 N135 л/с материальной помощи в размере 76 960 руб. в составе среднего заработка не имеется.
С учетом произведенных истцу в расчетном периоде выплат, составляющих в сумме 1 187 474, 43 руб. (1 080 474, 43 руб. + 107 000 руб. (премии)), среднедневное денежное содержание составляет 3 253, 35 руб. (1 187 474, 43 руб. / 365дней).
Денежное довольствие за время вынужденного прогула подлежит взысканию за период с 21.08.2019 (с даты, следующей за датой увольнения со службы) по 22.03.2021 (по дату восстановления истца на службе апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда).
В силу п. 55 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.01.2013 N 65 в случае увеличения окладов денежного содержания выплата денежного довольствия сотрудникам производится из нового оклада денежного содержания с даты его установления.
В соответствии с п. 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от N 922, при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке:
если повышение произошло в расчетный период, - выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода;
если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, - повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период;
если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, - часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода.
На основании пункта 17 названного Положения средний заработок, определенный для оплаты времени вынужденного прогула, подлежит повышению на коэффициент, рассчитанный путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных работнику с даты фактического начала работы после его восстановления на прежней работе, на тарифную ставку, оклад (должностной оклад), денежное вознаграждение, установленные в расчетном периоде, если за время вынужденного прогула в организации (филиале, структурном подразделении) повышались тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2019 г. N 820 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти" установлено, что с 1 октября 2019 г. повышаются размеры должностных окладов и окладов по специальным званиям лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации и лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи в 1, 043 раза.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2020 г. N 939 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти" установлено, что с 1 октября 2020 г. повышаются размеры должностных окладов и окладов по специальным званиям лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации и лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи в 1, 03 раза.
За период вынужденного прогула с 21.08.2019 по 30.09.2019 сумма денежного довольствия истца составит: 42 день х 3 253, 35 руб. = 133 387, 35 руб.
С учетом произведенного на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2019 г. N 820 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти" повышения с 1 октября 2019 года в 1, 043 раза размеров окладов по должности и размеров окладов по специальным званиям с 01.10.2019 по 30.09.2020 сумма денежного довольствия составит: 365 дней х 3 253, 35 х 1, 043 руб. = 1 238 534, 08 руб.
С учетом произведенного на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2020 г. N 939 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти" повышения с 1 октября 2020 г. в 1, 03 раза размеров окладов по должности и размеров окладов по специальным званиям с 01.10.2020 по 22.03.2021 сумма денежного довольствия составит: 174 дня х 3 253, 35 х 1, 03 х 1, 043 руб. = 608 137, 20 руб.
Всего за период вынужденного прогула сумма денежного довольствия истца составляет 1 980 058, 63 руб. (133 387, 35 руб. + 1 238 534, 08 руб. + 608 137, 20 руб.).
В соответствии с в пп. 4 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.
При увольнении Помаскиной А.В. выплачено единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания на основании приказа от 26.09.2019 N91 л/с в сумме 269 360 руб, которое в силу приведенного разъяснения подлежит зачету при взыскании среднего заработка.
Таким образом, с учетом положений ч. 6 ст. 74 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с МВД РФ на транспорте в пользу Помаскиной А.В. подлежит взысканию денежное довольствие за период вынужденного прогула, составляющее за вычетом выплаченного пособия, 1 710 698, 63 руб. (1 980 058, 63 руб. - 269 360 руб.).
Довод МВД России о необходимости зачета выплаченной истцу в период вынужденного прогула пенсии за выслугу лет в сумме 506 864, 87 руб, судебная коллегия отклоняет, как не основанный на нормах действующего законодательства, которыми пенсия не отнесена к числу выплат, подлежащих зачету при определении размера оплаты времени вынужденного прогула.
Положениями пункта 6 статьи 74 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также пункта 97 Приказа МВД России от 31.01.2013 N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" необходимость зачета пенсии, полученной сотрудником в период вынужденного прогула, при взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула не предусмотрена.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 июня 2019 г. N 1735-О, назначение и выплата пенсий государственным служащим, в том числе сотрудникам органов внутренних дел, только после увольнения их со службы и приостановление выплаты пенсий в случае поступления таких пенсионеров на службу, основано на особенностях правового статуса сотрудников органов внутренних дел, обусловленного выполняемыми ими публичными функциями, направлены на обеспечение баланса публичных интересов и частных интересов сотрудника органов внутренних дел.
С учетом приведенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации включение в сумму денежного довольствия пенсионного обеспечения, получаемого в период вынужденного перерыва в службе, как меры социальной гарантии предоставляемой государством сотруднику органов внутренних дел за выслугу лет, не может быть квалифицировано фактическим заработком, полученным при выполнении работы по трудовому договору, в том смысле, который законодатель предусматривает частью 6 статьи 74 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, что согласуется с подпунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса, согласно которому не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Недобросовестность истца при рассмотрении дела не установлена.
С учетом вышеназванных норм пенсионные выплаты относятся к числу гарантированных выплат, осуществляемых сотруднику органов внутренних дел при прекращении с ним служебных отношений с целью его материального обеспечения, в связи с чем выплаченная пенсия с момента его увольнения до момента восстановления прав в судебном порядке являлась единственным средством к существованию, оснований для ее зачета не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 марта 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении требований Помаскиной... о взыскании с МВД России денежного довольствия за время вынужденного прогула.
Принять в отмененной части по делу новое решение.
Взыскать с МВД России в пользу Помаскиной... денежное довольствие за время вынужденного прогула в размере 1 710 698, 63 руб.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.