Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Ворониной И.В, судей Зельхарняевой А.И, Мошечкова А.И, при помощнике Головиной Л.И, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское
дело N 2-2171/2021 по апелляционной жалобе Дамбегова А.Ц. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 октября 2021 г, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований
Дамбегова А.Ц. к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Центральному Федеральному округу, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным решения в части снятия с учета очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - отказать в полном объеме,
УСТАНОВИЛА:
Дамбегов А.Ц. обратился в суд с иском к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Центральному Федеральному округу, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным решения в части снятия с учета очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, мотивируя требования тем, что он является подполковником полиции, оперуполномоченным по особым делам отдела по противодействию незаконному обороту наркотиков на объектах воздушного и водного транспорта управления по контролю за оборотом наркотиков Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу. Протоколом заседания Комиссии УТ МВД России по ЦФО по жилищно-бытовым вопросам от 19.10.2020, утвержденным Распоряжением УТ МВД России по ЦФО от 20.10.2020 N 8291, истец вместе с семьей в общем составе 4 человека был снят с учета очередников УТ МВД России по ЦФО для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по основанию "в связи с ухудшением жилищных условий, повлекшим получение единовременной выплаты в большем размере", что было оформлено Выпиской из ПротоколаN31 от 19.10.2020 (Протокол N 31). Вместе с тем, истец полагал действия ответчика незаконными и необоснованными, нарушающими конституционные права его и его семьи на жилище.
Истец, его представители Эттлер О.Е, Завьялова Т.С. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель Управления на транспорте МВД России по ЦФО, МВД России Алдошкина Е.В. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Дамбегов А.Ц.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Частью 2 названной статьи установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник, в частности: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно
проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
В силу части 4 статьи 4 N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно ч.7 ст.4 N 247-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся, в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
В соответствии с частью 5 ст атьи 4 указанного Федерального закона порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названного предписания Правительством Российской Федерации принято Постановление от 30 декабря 2011 г. N 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п.5 Правил установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, среди которых указана копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи, копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы.
Согласно п.9 Правил предусмотрено, что сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:
а)обмен жилыми помещениями;
б)невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;
в)вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов);
г)выделение доли собственниками жилых помещений;
д)отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
На основании пункта 16 Правил, отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника органов внутренних дел на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении, в частности, отсутствие у сотрудника или членов его семьи жилого помещения в собственности или во владении и пользовании на условиях договора социального найма, отсутствие у сотрудника права пользования названными помещениями как у члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, а также обеспеченность его и членов его семьи такими помещениями ниже предусмотренного законом уровня. При этом, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должно осуществляться исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи.
Необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты является не совершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных у с ловий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилье и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Согласно выписке из протокола от 04.10.2012 N 3 жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по ЦФО Дамбегов А.Ц. поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с выпиской из протокола от 22.09.2016 N 22 жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по ЦФО внесены изменения в учетное дело Дамбегова А.Ц. на получение единовременной социальной выплаты, в части состава семьи из 3-х человек (он, жена, дочь).
В силу выписки из протокола от 18.08.2020 N 21 жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по ЦФО постановили ходатайствовать перед МВД России о предоставлении единовременной социальной выплаты Дамбегову А.Ц. с семьей в составе из 4 человек.
02.10.2020 МВД России вернуло протокол комиссии УТ МВД России по ЦФО от 18.08.2020 N 21 с указанием о снятии Дамбегова А.Ц. с семьей в составе из 4 человек с очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с ухудшением жилищных условий.
Согласно выписке из протокола от 19.10.2020 N31 Дамбегов А.Ц. с семьей в составе из 4 человек с нят из очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из материалов учетного дела Дамбегова А.Ц. установлено, что супруга Дамбегова В.В. в период с 28.05.2002 по 04.03.2017 и дочь Дамбегова Д.А. *** г.р, с рождения и по 4.03.2017 были зарегистрированы в двухкомнатной коммунальной муниципальной квартире, общей площадью 64, 96 кв.м, по адресу: ***.
С 4.03.2017 по настоящее время супруга Дамбегова В.В. с детьми зарегистрирована в двухкомнатной квартире с общей площадью 48, 4 кв.м, по адресу: ***, принадлежащей Битаровой В.10. (не родственник).
Однако согласно до говору социального найма от 03.04.2019 супруга Дамбегова В.В. с детьми проживала совместно с Дамбеговым А.Ц. по адресу ***. Также, данный факт в своем исковом заявлении подтверждает Дамбегов А.Ц, в части получения ежемесячной выплаты за найм (поднайм) жилого помещения в размере 22 500 руб. (с учетом совместного проживания 3-х и более членов семьи).
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что выселение в 2017 году Дамбеговой В.В. с дочерью из двухкомнатной коммунальной муниципальной квартиры, общей площадью 64, 96 кв.м, по адресу: *** в квартиру ***, в связи с болезнью матери истца, не подтверждается и не доказано документально, так как Дамбегова В.В. с детьми проживала в Москве, совместно с истцом.
Также, согласно представленным истцом документам, коммунальная муниципальная квартира, общей площадью 64, 96 кв.м, по адресу: *** не признана аварийной, а планируется к расселению в соответствии с муниципальной адресной программой по развитию застроенной территории в районе "Керамик", г. Железнодорожного Московской области, утвержденной решением Совета депутатов Городского округа Железнодорожный от 23.03.2011 N02/09 и договором развития застроенной территории от 11.10.2013 N252, заключенным между Администрацией Городского округа Железнодорожный и ООО "Бриз".
02.03.2018 решением Арбитражного суда Московской области внесены изменения в договор в части продления сроков реализации договора до 11.10.2023.
На основании изложенного, размер потребности в жилой площади истца, при расселении Дамбеговой В.В. по адресной программе по развитию застроенной территории в районе "Керамик", г.Железнодорожного Московской области, мог бы значительно уменьшиться.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что Дамбегов А.Ц. ухудшил свои жилищные условия в результате снятия Дамбеговой В.В. с регистрационного учета в 2017 году.
На основании изложенного, районный суд пришел к выводу, что оснований для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Дамбегову А.Ц. с семьей в составе 4 человек (он, жена, дочь 2016 г.р. и дочь 2019 г.р.) не имеется, в связи с тем, что жилищно-бытовой комиссией УТ МВД России по ЦФО были выявлены сведения, не соответствующие указанным в предоставленных ранее документах, послуживших основанием для принятия истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с чем, суд не усмотрел законных оснований для удовлетворения исковых требований и обоснованно отказал в удовлетворении иска в полном объеме.
Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы истца, судебная коллегия оснований для его отмены, изменения не находит.
Доводы апелляционной жалобы в целом не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем, обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, данные доводы жалобы не содержат.
Так, материалам дела подтверждено, что вынужденная необходимость для отказа от договора социального найма и снятия с учета 4.03.2017 Дамбеговой В.В. с дочерью из двухкомнатной коммунальной муниципальной квартиры, общей площадью 64, 96 кв.м, по адресу: *** с регистрацией в квартиру ***, не подтверждается достоверными и допустимыми доказательствами, так как Дамбегова В.В. с детьми после указанной даты продолжала проживать в городе Москве совместно с истцом.
Таким образом, установлены намеренные действия членов семьи истца по отказу от договора социального найма, повлекшие значительное ухудшение жилищных у с ловий семьи в целом. Такие действия по смыслу приведенных выше положений ч.7 ст.4 являются основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Принимая во внимание, что жилищная комиссия Управления на транспорте МВД России по ЦФО действовала в пределах своих полномочий, решение районного суда об отказе в иске является законным и обоснованным.
При рассмотрении спора судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы и оценены в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 октября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.