Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., с удей Дегтеревой О.В., Жолудовой Т.В., при помощнике судьи Макушненко В.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N10 по городу Москве и Московской области на решение Басманного районного суда г. Москвы от 21 декабря 2021 года, которым постановлено:
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Столовой... с 30 июня 2018 года с учетом размера уплаченных страховых взносов за 2 квартал 2018 года;
установила:
Столова О.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по городу Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет страховой пенсионных прав за периоды с 01 по 30 апреля 2018 г, с 1 по 31 мая 2018 г, с 1 по 29 июня 2018 г. в порядке, установленном ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", мотивируя заявленные требовании тем, что с 30.06.2018 является получателем страховой пенсии по старости, при назначении страховой пенсии по старости ответчиком при оценке ее пенсионных прав не были учтены страховые взносы за апрель, май, июнь 2018 года. После поступления от работодателя сведений об уплаченных взносах ответчик объединил указанные три периода, а также день назначения пенсии (30.06.2018) в единый расчетный период - 2 квартал 2018 г, после чего объединил данные за 2 квартал с данными, поступившими от работодателя за 3 и 4 квартал, и произвел перерасчет пенсии за период с 01.04.2018 по 31.12.2018 по правилам п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ограничив размер ИПК за этот период величиной 3, 00, что, по мнению истца, является незаконным, так как перерасчет пенсии должен производиться в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 18 указанного закона.
В судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержала, представитель ответчика против удовлетворения иска возражал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 10 по Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав представителя ответчика Пономарева А.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Столову О.П, просившую оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы ответчика, изученным материалам дела, имеются.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Столовой О.П. с 30.06.2018 назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Размер страховой пенсии на дату назначения составил 17 296, 20 руб. и был рассчитан без учета страховых взносов за 2-й квартал 2018 г, сведения об уплате которых с учетом положения п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ на дату назначения истцу страховой пенсии 30.06.2018 в пенсионном органе отсутствовали.
После отражения в сведениях персонифицированного учета страховых взносов ИПК за период с 01.04.2018 по 31.12.2018 учтен в размере 3, 00 балла в беззаявительной корректировке 01.08.2019, увеличение составило 244, 47 руб.
Перерасчет пенсии произведен по формуле, предусмотренной частью 3 и частью 4 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", с применением максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента в размере 3, 0, который предусмотрен для застрахованных лиц, у которых в соответствующему году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
18.09.2019 истец обратилась к ответчику с заявлением об увеличении по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины ИПК, не учтенного при определении величины ИПК для исчисления размера страховой пенсии по старости при ее назначении, поскольку пенсионным органом не учтены страховые взносы за период с 01.04.2018 по 30.06.2018, то есть до даты назначения пенсии 30.06.2018. В ответе на обращение истцу разъяснен порядок расчета пенсии, в перерасчете отказано.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом размера уплаченных страховых взносов за 2 квартал 2018 г. в порядке части 7 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", исходя из того, что в силу указанной нормы права страховые взносы, уплаченные в отношении Столовой О.П. за период с 01.04.2018 по 29.06.2018, до даты назначения ей страховой пенсии, подлежат учету в ее индивидуальном пенсионном коэффициенте, что в свою очередь ведет к его увеличению и, следовательно, к увеличению размера назначенной пенсии.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с положениями, изложенными в пункте 3 части 2 названной статьи, в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при ее назначении производится ее перерасчет. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года.
Согласно части 4 статьи 18 данного Закона максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей статьи, учитывается в размере 3, 0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом N 243-ФЗ от 03 июля 2016 года "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федеральным законом N 250-ФЗ от 03 июля 2016 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", с 1 января 2017 года дминистратором страховых взносов являются налоговые органы и взыскание задолженности по страховым взносам возложено на налоговые органы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Таким образом, на основании данных, представляемых налоговыми органами относительно уплаченных страховых взносов, территориальный орган ПФР осуществляет перерасчет размера страховой пенсии с 1 августа.
При этом исходя из положений пункта 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 766н, согласно которым территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц ежеквартально - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных налоговым органом в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", на момент назначения Столовой О.П. страховой пенсии 30.06.2018 пенсионный орган не располагал сведениями о страховых взносах и не мог их учесть при начислении пенсии, так как 2 квартал 2018 года не закончился.
В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
Указанная норма применима к ситуациям, когда страхователь (работодатель) подает сведения, которые не были отражены в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, то есть, речь идет о сведениях, которые работодатель обязан был передать, но не передал.
Из приведенных нормативных положений следует, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании данных, имеющихся в распоряжении пенсионного органа по состоянию на день, в который пенсионным органом выносится решение об установлении страховой пенсии. Впоследствии размер страховой пенсии ежегодно корректируется.
Таким образом, учитывая, что при назначении истцу страховой пенсии 30.06.2018 сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам в отношении Столовой О.П. за второй квартал 2018 года отсутствовали на индивидуальном лицевом счете истца, оснований для возложения на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии истца с учетом страховых взносов за второй квартал 2018 года по правилам, установленным в части 7 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, у суда первой инстанции не имелось.
Ответчик правомерно произвел расчет и начисление пенсии без учета платежей за оспариваемый период времени, произведя последующий перерасчет пенсии в связи с продолжением трудовой деятельности после назначения пенсии истцу в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ с 1 августа 2019 г. с учетом поступивших сведений об уплате страховых взносов за второй квартал 2018 г, при этом максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренное пунктом 3 части 2 настоящей статьи, обоснованно учтено пенсионным органом в размере 3, 0 балла.
Учитывая, что положения пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ подлежат применению в случае увеличения ИПК за счет страховых взносов, которые на момент назначения пенсии были уплачены, но не учтены налоговым органом, сведения по которым не поступили в территориальный ПФР, в то время как часть 7 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ подлежит применению в случае подачи страхователем сведений, которые не были отражены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которые работодатель обязан был передать, но не передал, в том числе о льготном стаже, о страховых взносах, которые на момент назначения страховой пенсии не были оплачены, перерасчет пенсии истцу произведен ответчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу, решение суда об удовлетворении иска об обязании произвести перерасчет пенсии является незаконным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе удовлетворении данных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 21 декабря 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Столовой... к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по городу Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.