Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего наименование организации, судей фио, фио, при помощнике судьи Грибковой М.Н., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Исковое заявление... И.С. удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N... -Р об отказе во включении... И.С, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения адрес включить... И.С, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес.
В удовлетворении иска в остальной части - отказать,
УСТАНОВИЛА:
истец... И.С. обратился в суд с иском к ответчикам Департаменту труда и социальной защиты населения адрес, Департаменту городского имущества адрес и просил признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N... -Р об отказе во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент труда и социальной защиты населения адрес включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент городского имущества адрес предоставить истцу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений.
Требования мотивированы тем, что... И.С. родился дата в адрес, относится к категории лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет. Родители... И.С. -... фио и... фио - погибли дата и дата в результате пожара в доме, расположенном по адресу: адрес. Постановлением главы Кимовского муниципального образования адрес от дата N187 над истцом было установлено попечительство, попечителем назначена фио, проживающая по адресу: адрес, за... ым И.С. сохранено право на жилую площадь по адресу: адрес.... фио и... фио - умершие родители истца, являлись долевыми собственниками (по ? доли каждый) земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: адрес. Распоряжением руководителя Муниципалитета муниципального адрес от дата N дата,... И.С. и его сестра... фио, паспортные данные, проживающие на жилой площади опекуна фио по адресу: адрес, поставлены на учёт в качестве подопечных, попечителю фио назначены ежемесячные денежные средства на содержание подопечных. С дата... И.С. зарегистрирован по месту жительства в квартире своего бывшего попечителя фио, расположенной по адресу: адрес. Жилых помещений на праве собственности истец не имеет.
Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от дата N.., от дата N.., от дата N... и от дата N... информация о правах... И.С, паспортные данные, на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости - отсутствует. дата... И.С. обратился в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - Список, Список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет). Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N... -Р... у И.С. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений. Основания отказа во включении... фио в список адрес в распоряжении Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N... -Р отсутствуют.
Истец... И.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя по доверенности фио, которая исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель Департамента труда и социальной защиты населения адрес по доверенности фио в судебное заседание явилась, полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению по доводам возражений на исковое заявление, представленным в судебном заседании.
Представитель Департамента городского имущества адрес по доверенности фио в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика Департамента городского имущества адрес, ссылаясь на то, что судом не принят во внимание довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, а также на то, что судом не учтены фактические обстоятельства дела, не принято во внимание, что право на обеспечение жильем возникает в 18 лет в силу положений ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Представитель Департамента труда и социальной защиты населения адрес по доверенности фио в заседание судебной коллегии явилась, поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца... фио по доверенности фио в заседание судебной коллегии явился, возражал против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение законным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что... И.С. родился дата в адрес, относится к категории лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
Так, родители... фио -... фио и... фио погибли дата и дата в результате пожара в доме, расположенном по адресу: адрес.
Постановлением главы Кимовского муниципального образования адрес от дата N187 над истцом было установлено попечительство, попечителем назначена фио, проживающая по адресу: адрес, за... ым И.С. сохранено право на жилую площадь по адресу: адрес.
... фио и... фио - умершие родители истца, являлись долевыми собственниками (по 1/2 доли каждый) земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: адрес.
Распоряжением руководителя Муниципалитета муниципального адрес от дата N дата,... И.С. и его сестра... фио, паспортные данные, проживающие на жилой площади опекуна фио по адресу: адрес, поставлены на учёт в качестве подопечных, попечителю фио назначены ежемесячные денежные средства на содержание подопечных.
С дата... И.С. зарегистрирован по месту жительства в квартире бывшего попечителя фио, расположенной по адресу: адрес.
Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от дата N... дата, от дата N... дата, от дата N... дата и от дата N... дата информация о правах... И.С, паспортные данные, на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости отсутствует.
... И.С. достиг возраста 18 лет - дата, возраста 23 лет - дата
дата истец обратился в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N... -Р... у И.С. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список адрес).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с дата) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В пункте 9 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Суд указал, что никаких исключений связанных с возрастом лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, для реализации принадлежавших им прав на льготное обеспечение жилыми помещениями указанные нормы федерального законодательства не содержат.
Кроме того, суд принял во внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от дата N 267-ФЗ, действующей с дата) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - Правила формирования списка); форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно пункту 1 Правил формирования списка, настоящие Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список.
В пункте 3 Правил формирования списка установлено, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на дата или после дата имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
В соответствии с пунктом 4-"г" Правил формирования списка, заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;
Согласно вышеуказанным правовым нормам заявление о включении в список подают и в список включаются лица, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на дата
Суд указал, что по смыслу указанных правовых норм, причины по которым лица, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не были включены в список правового значения не имеют.
Также суд учел, что в пункте 3 статьи 60 ЖК адрес (действовавшего до дата) было установлено, что за детьми, оставшимися без попечения родителей, в течение всего времени пребывания таких детей в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи, сохраняются жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
Суд указал, что согласно указанных положений, действовавших на момент вынесения постановления главы Кимовского муниципального образования адрес от дата N187 о закреплении за истцом жилого помещения по адресу: адрес, за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, подлежали закреплению лишь жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда.
При этом учел, что жилой дом, расположенный по адресу: адрес, с дата находился в долевой собственности (по 1/2 доли каждому) у... фио и... фио - родителей истца.
В соответствии с п. 4 ст. 5 ЖК адрес, жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан, относятся к индивидуальному жилищному фонду.
Исходя из этого, суд указал, что сохраненное за истцом жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, не относилось ни к государственному, ни к муниципальному жилищному фонду, а относилось к индивидуальному жилищному фонду, и в соответствии с п. 3 ст. 60 ЖК адрес не подлежало сохранению за истцом как за ребенком, оставшимся без попечения родителей.
Кроме того, суд указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ (в редакции, действующей до дата) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные нормы до дата содержалась в пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд учел, что согласно положениям федерального законодательства, действовавшим в момент достижения истом возраста 18 лет, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, подлежали обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Суд пришел к выводу о том, что на момент достижения возраста 18 лет... И.С. фактически не имел закрепленного на основании закона жилого помещения, в связи с чем, в силу положений ст. 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ и пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ подлежал обеспечению благоустроенным жилым помещением во внеочередном порядке.
Кроме того, суд указал, что... И.С. до дата не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и не реализовал имевшееся у него право на льготное обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из этого, суд пришел к выводу о том, что в силу системного применения положений пунктов 1, 3 и 9 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ, пунктов 1, 3, 4 Правил формирования списка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 397,... И.С. подлежит включению в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 18 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений.
Также суд учел, что как установлено в пункте 14 Правил формирования списка, акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.
При этом суд указал, что распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N... -Р об отказе во включении... фио в список адрес не содержит указания на соответствующие нормы Федерального закона от дата N 159-ФЗ, что не соответствует требованиям Правил формирования списка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 397.
Также суд учел, что из системного применения вышеуказанных правовых норм следует, что формирование субъектом Российской Федерации списка, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, означает констатацию уполномоченным органом наличия предусмотренных федеральным законодательством оснований для реализации, указанной категорий лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений. Основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список устанавливаются Правительством Российской Федерации. В Список включаются, в том числе, лица, которые ранее относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, если они имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на дата или после дата имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
При этом суд не согласился с доводами представителей ответчиков об обязанности... фио принять наследство, в том числе, в виде недвижимого имущества, которое принадлежало его родителям, в виде дома, расположенного по адресу: адрес, поскольку в силу п. 2 ст. 1, ст. 9 ГК РФ истец самостоятельно вправе принимать решение о возможности принятия наследства.
Кроме того, судом принято во внимание, что в жилом помещении по адресу: адрес, находившемся в долевой собственности (по 1/2 доли каждому) родителей истца, произошел пожар дата, вследствие которого погибли родители истца.
Исходя из изложенного суд пришел к выводу, что распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N... -Р об отказе во включении... фио в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, не соответствует положениям пунктов 1, 3, 9 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от дата N 267-ФЗ), пунктов 1, 3, 4, 14 Правил формирования списка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 397, в их системном единстве, следовательно, является незаконным и подлежит отмене, при этом возложил на Департамент труда и социальной защиты населения адрес обязанность включить истца в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые относились к категории детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений.
Вместе с тем, в удовлетворении требований истца об обязании Департамента городского имущества адрес предоставить ему однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений судом отказано, со ссылкой на их преждевременность.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах и отвечают требованиям норм материального права.
Довод апелляционной жалобы о пропуске истцом... ым И.С. срока исковой давности не влечет за собой отмену решения суда.
Как правильно указал суд первой инстанции, в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом никаких исключений, связанных с возрастом лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, для реализации принадлежавших им прав на льготное обеспечение жилыми помещениями указанные нормы федерального законодательства не содержат.
Таким образом, ссылка в апелляционной жалобе на достижение истцом 34-летнего возраста к моменту обращения с иском в суд, не свидетельствует о пропуске... ым И.С. срока исковой давности либо об отсутствии у него права на обеспечение жилым помещением.
Срок исковой давности в части оспаривания распоряжения Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N... -Р об отказе во включении... И.С, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, истцом также не пропущен, поскольку в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
Оспариваемое распоряжение вынесено дата, иск... фио направлен в суд посредством почтовой связи дата, то есть до истечения срока исковой давности.
Доводов, которые могли бы повлечь за собой отмену или изменение решения суда апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.