Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., судей Рачиной К.А., Пильгановой В.М., при помощнике судьи Оськиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Л.Якова на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 19 ноября 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Л.Якова к Военному комиссариату Московской области, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в возобновлении и выплате пенсии, возложении обязанности назначить выплату пенсии - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Л.Яков (до смены имени и фамилии Яковлев С.В.) обратился в суд с иском к военному комиссариату Московской области, Министерству обороны Российской Федерации, просил признать незаконным отказ в возобновлении и выплате пенсии, возложить обязанность назначить выплату пенсии.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что является военным пенсионером, с 13.07.1998 ему назначена пенсия за выслугу лет, которая была прекращена с 01.03.2001 в связи с выездом на постоянное место жительство в Израиль. 17.12.2018 получил вид на жительство в Российской Федерации и был принят на воинский учет, затем 06.06.2019 истец приобрел гражданство Российской Федерации. 20.01.2020 он обратился в Военный комиссариат Московской области с заявлением о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет, однако решением пенсионного органа Министерства обороны Российской Федерации от 30.01.2020 в возобновлении и выплате пенсии ему было отказано, что нарушает его права в области пенсионного обеспечения.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя истца Ценер Р.В, представителя Минобороны России - Ложкина И.И, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Лев Яков (Яковлев С.В.) в период с 01.08.1972 по 12.07.1998 проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Республики Казахстан.
Приказом Министерства обороны Республики Казахстан от 25.05.1998 истец уволен с военной службы в запас по болезни с 12.07.1998, выслуга лет в календарном исчислении составила 25 лет и 9 месяцев, в льготном исчислении 30 лет и 6 месяцев.
С 13.07.1998 в соответствии с законодательством Республики Казахстан истцу назначена пенсия за выслугу лет, которая прекращена с 01.03.2001 в связи с выездом на постоянное место жительство в Израиль.
01.04.2004 истец Яковлев С.В. сменил фамилию и имя на Лев Яков.
17.12.2018 истец получил вид на жительство в Российской Федерации и был принят на воинский учет в районном военном комиссариате г. Домодедово, 07.06.2019 ему выдан военный билет офицера запаса Вооруженных сил РФ N 0671510.
06.06.2019 истец приобрел гражданство Российской Федерации и с 08.06.2019 постоянно зарегистрирован по адресу: хххххххх.
20.01.2020 истец обратился в военный комиссариат Московской области с заявлением о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет.
Решением пенсионного органа Министерства обороны Российской Федерации от 30.01.2020 в возобновлении и выплате пенсии истцу было отказано со ссылкой на то, что он прибыл в Российскую Федерацию из государства Израиль, с которым у Российской Федерации не заключено международное соглашение о пенсионном обеспечении, а также указано, что по вопросу о его праве на пенсионное обеспечение от Российской Федерации может быть рассмотрен территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (ч. 9 ст. 56 Закона N 4468-1).
В соответствии с п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 действие настоящего Закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Статьей 2 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным соглашением.
Специальным соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение от 15 мая 1992 г.
В ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств-участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что право на пенсию возникает только в случае переселения в Российскую Федерацию из другого государства-участника СНГ, тогда как истец прибыл в Российскую Федерацию из Государства Израиль, с которым отсутствуют международные соглашения о пенсионном обеспечении.
На момент получения гражданства Российской Федерации истец получателем пенсии в Республике Казахстан не являлся.
Кроме того, суд пришел к выводу, что Лев Я. на территории Российской Федерации постоянно не проживает.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям на основании ч. 6 ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда города Москвы от 19 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.Якова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.