Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Левшенковой В.А, судей фио, фио, при помощнике судьи Долгополове Я.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика УФСИН России по адрес по доверенности Куца А.С. на решение Головинского районного суда адрес от дата по иску Лушпиной Лилии Анатольевны к УФСИН России по адрес о признании решения незаконным, возложении обязанности принять на учет, которым исковые требования Лушпиной Л.А. удовлетворены частично,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику УФСИН России по адрес, в котором просила признать решение комиссии УФСИН России по адрес в части отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с п.8 ст.4 ФЗ от дата N283-Ф3, в связи с ухудшением жилищных условий, путем снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства по адресу: адрес, не соответствующим закону и отменить; обязать УФСИН России по адрес принять фио на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со ст.4 Федерального закона от дата N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Требования мотивированы тем, что истец, как подполковник внутренней службы, начальник филиала N27 ФКУ УИИ УФСИН России по адрес, дата обратилась с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения на основании пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от дата N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". фио этом истец являлась подполковником внутренней службы, имела выслугу в органах исполнения наказаний более дата, ранее социальная выплата ей и членам ее семьи не предоставлялась.
Решением комиссии УФСИН России по адрес от дата истцу было отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что дата истец и ее сын Денис были сняты с регистрационного учета по месту жительства по адресу: адрес. Эти действия оценены как ухудшение жилищных условий, препятствующее постановке на жилищный учет.
В соответствии с определением суда от дата, суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
Судом постановлено: исковые требования - удовлетворить частично.
Признать решение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по адрес об отказе Лушпиной Лилии Анатольевне в постановке на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от дата, - незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по адрес повторно рассмотреть вопрос о принятии Лушпиной Лилии Анатольевны и членов ее семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по заявлению (рапорту) Лушпиной Л.А. от дата.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
С указанным решением не согласился представитель ответчика УФСИН России по адрес по доверенности Куц А.С, подав соответствующую апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от дата решение Головинского районного суда адрес от дата отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Лушпиной Лилии Анатольевны к УФСИН России по адрес о признании решения незаконным, возложении обязанности принять на учет отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от дата апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от дата отменено с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в Московский городской суд.
В заседание судебной коллегии апелляционной инстанции явились представитель ответчика УФСИН России по адрес по доверенности фио, которая доводы апелляционной жалобы поддержала, а также представитель истца Лушпиной Л.А. по доверенности фио, которая возражала против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
фио указанных обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке, учитывая положения ст.167 ГПК РФ.
Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Суд первой инстанции при разрешении спора руководствовался положениями ст.ст.4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от дата N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации".
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с дата фио проходила службу в УФСИН России по адрес.
дата фио обратилась с рапортом к начальнику УФСИН России по адрес о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата N 369. В своем рапорте истец указала на наличие у нее членов семьи - сына фио, сына фио, а также на отсутствие у нее и членов ее семьи жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности. Согласно справке УФСИН России по адрес, по состоянию на дата выслуга лет Лушпиной Л.А. в календарном исчислении составляет дата 06 месяцев 21 день.
Решением комиссии УФСИН России по адрес по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам, членам их семей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от дата, Лушпиной Л.А. отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с п. 8 ст. 4 Федерального закона от дата N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с ухудшением жилищных условий снятием сотрудника и ее сына с регистрационного учета по прежнему месту жительства по адресу: адрес.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования о признании незаконным решения УФСИН России по адрес об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты от дата, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями лица, претендующего на единовременную социальную выплату, а только с теми, в результате которых возникла нуждаемость в соответствующей выплате, то есть, между действиями гражданина и целью таких действий (постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения) должна иметься прямая причинная связь; в случае, если бы заявитель, претендующий на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения не совершал соответствующих действий, то он не мог бы быть принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так как не соответствовал бы требованиям п. 3 ст. 4 Федерального закона от дата N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
фио этом суд первой инстанции учел, что из оспариваемого решения комиссии УФСИН России по адрес от дата следует, что дата фио и ее сын фио снялись с регистрационного учета по прежнему месту жительства по адресу: адрес, то есть в течение пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении единовременной социальной выплаты, сотрудником были совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.
Между тем, из материалов дела, в том числе из представленной в суд копии материалов учетного дела Лушпиной Л.А, следует, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, является фио, не являющийся членом семьи истца. Данное жилое помещение фио и члены ее семьи фио, фио занимали на основании договора безвозмездного пользования от дата, заключенного с собственником жилого помещения фио, а также на основании дополнительного соглашения к договору от дата.
В указанном жилом помещении фио была зарегистрирована по месту жительства в период с дата по дата, а фио в период с дата по дата. С дата фио, фио, фио зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту пребывания.
Таким образом, фио и ее дети фио, фио не являются ни собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, ни членами семьи собственника указанной квартиры - фио При этом у суда отсутствовали основания полагать, что в результате снятия дата с регистрационного учета по вышеуказанному адресу она соответствовала бы требованиям п.3 ст.4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ, устанавливающего условия, при которых предоставляется единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения.
фио таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что совершение Лушпиной Л.А. действий по прекращению ее регистрации, регистрации по месту жительства ее сына фио в жилом помещении, в отношении которого указанные лица не обладают правом собственности, не являются членами семьи собственника, не может расцениваться, как намеренное ухудшение жилищных условий с целью приобретения права стоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку соответствующая регистрация по месту жительства по адресу: адрес, при данных обстоятельствах, не указывала бы на отсутствие у Лушпиной Л.А. условий, установленных п.3 ст.4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ, при которых предоставляется единовременная социальная выплата, в связи с чем судом признано незаконным решение от дата комиссии УФСИН России по адрес об отказе Лушпиной Л.А. в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Вместе с тем, учитывая то, что решение вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения относится к компетенции специальной комиссии УФСИН России по адрес, которая проверяет, в том числе наличие условий для предоставления единовременной социально выплаты, обеспеченность заявителя жилым помещением, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности по принятию истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложив на ответчика обязанность по повторному рассмотрению вопроса о принятии Лушпиной Л.А. и членов ее семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по заявлению (рапорту) Лушпиной Л.А. от дата.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решением Подольского городского суда адрес от дата по делу N 2-5815/17 установлен факт отсутствия доказательств подтверждающих, что фио и членов ее семьи понуждали к выселению и снятию с регистрационного учета по адресу: адрес, в связи с чем, по мнению ответчика, указанные действия Лушпиной Л.А. по снятию с регистрационного ее и ее сына фио по вышеуказанному адресу относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника и членов его семьи в течение последних пяти лет, предшествующих обращению за постановкой на учета для получением единовременной социальной выплаты, несостоятельны.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от дата N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от дата N283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от дата N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от дата N283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ. В частности, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, или является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Таким образом, для целей определения нуждаемости в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от дата N 283-ФЗ учитываются жилищные права сотрудников, перечисленные в части 3 статьи 4 названного закона - право собственности на жилое помещение, право члена семьи собственника жилого помещения, право нанимателя по договору социального найма, право члена семьи нанимателя по договору социального найма.
Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства фио совместно с сыном фио занимала вышеуказанной помещение по адресу: адрес на основании договора безвозмездного пользования, собственником или членом семьи собственника фио не являлась.
Как пояснил представитель истца в судебном заседании апелляционной инстанции, снятие с регистрационного учета было произведено Лушпиной Л.А. по просьбе фио (собственника квартиры) с целью дальнейшего распоряжения данным имуществом по своему усмотрению. Указанную квартиру истец арендовала.
фио таких обстоятельствах, судебная коллегия находит несостоятельными доводы ответчика о намеренном ухудшении Лушпиной Л.А. жилищных условий снятием с регистрационного учета из указанного жилого помещения.
Несогласие в апелляционной жалобе с выводами суда в отношении представленных доказательств и установленных по делу обстоятельств, не могут повлечь отмену решения, поскольку согласно положениям ст.ст.56, 59, 67 ГПК РФ суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые бы нуждались в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Головинского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика УФСИН России по адрес по доверенности Куца А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.