Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Семченко А.В, с удей Дегтеревой О.В, Рачиной К.А, при помощнике судьи Казаковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
гражданское дело по иску Дмитриевой Е.А. к УСЗН ЗАО г. Москвы об установлении факта постоянного проживания, признании незаконным решения, назначении региональной социальной доплаты к пенсии
по апелляционной жалобе Дмитриевой Е. А. на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 25 мая 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Дмитриева Е.А. обратилась в суд с иском к УСЗН ЗАО г. Москвы об установлении постоянного проживания на территории г. Москвы с 08.06.2009, об отмене вынесенного 05.08.2020 решения о предоставлении государственной услуги УСЗН ЗАО г. Москвы; обязании назначить региональную социальную доплату к пенсии до величины городского социального стандарта (19 500 руб.) с момента назначения государственной социальной пенсии по инвалидности, выплатив недополученные за период времени с момента назначения государственной социальной пенсии по инвалидности до удовлетворения настоящего требования, суммы региональной социальной доплаты с учетом прошедших индексаций ее размера.
В обоснование исковых требований указала, что истец и ее семья проживают в Москве с 2009 г. и, соответственно, имеет право на социальные гарантии как житель Москвы и лицо, получающее пенсию по инвалидности. Письмом ответчика от 15.09.2020 истцу отказано в назначении региональной социальной доплаты до величины гарантированного социального стандарта (19 500 руб.) из-за отсутствия правовых оснований, поскольку датой, на которую продолжительность регистрации истца в г. Москве составит 10 лет, является 01.02.2021 г.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 25 мая 2021 в удовлетворении иска отказано.
На решение суда Дмитриевой Е.А. подана апелляционная жалоба.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 сентября 2021 года исковые требования удовлетворены частично. Отменено решение УСЗН ЗАО г. Москвы от 05.08.2020 об отказе Дмитриевой Е.А. в назначении региональной социальной доплаты к пенсии до величины городского социального стандарта, на ответчика возложена обязанность назначить истцу региональную социальную доплату к пенсии до величины городского социального стандарта с 01.08.2020 по 01.03.2021, выплатив недополученные за этот период суммы региональной социальной доплаты к пенсии до величины городского социального стандарта, в пользу истца взысканы почтовые расходы в размере 959 руб. 24 коп.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 31.03.2022 апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Выслушав представителя истца Чекову В.Ю, представителя ответчика Хрестинову Т.А, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Дмитриева Е.А. состояла на учете в УСЗН ЗАО г. Москвы и являлась получателем региональной социальной доплаты к социальной пенсии по категории инвалид-ребенок с 01.08.2011 по 28.04.2018. Выплата региональной социальной доплаты прекращена с 01.05.2018 г. по истечению срока выплаты социальной пенсии (достигла 18 лет 28.04.2018).
В связи с установлением после совершеннолетия первично инвалидности с детства 3 группы с 17.06.2020 и назначением в связи с этим пенсии по инвалидности, Дмитриева Е.А. 23.07.2020 через официальный портал обратилась в УСЗН ЗАО г. Москвы с заявлением о назначении региональной социальной доплаты неработающим пенсионерам, 03.08.2020 предоставила для этого оригиналы необходимых документов и письменное заявление с просьбой назначить региональную социальную доплату до величины гарантированного социального стандарта - 19 500 руб.
Письмом от 15.09.2020 УСЗН ЗАО г. Москвы отказало истцу в назначении региональной социальной доплаты до величины гарантированного социального стандарта (19 500 руб.) из-за отсутствия правовых оснований, поскольку датой, на которую продолжительность регистрации истца в г. Москве составит 10 лет, является 01.02.2021, истцу рекомендовано обратиться за предоставлением государственной услуги "назначение региональной социальной доплата неработающим пенсионерам до величины гарантированного социального стандарта" после этой даты.
Разрешая данный спор и отказывая в удовлетворении требований Дмитриевой Е.А, суд первой инстанции исходил из того, что факт постоянного проживания в г. Москве применительно к праву на получение региональной социальной доплаты к пенсии на момент обращения в УСЗН ЗАО г. Москвы с заявлением о назначении региональной социальной доплаты неработающим пенсионерам до величины гарантированного социального стандарта (19 500, 00 руб.) истцом подтвержден не был, при этом фактическое проживание истца в г. Москве не могло являться основанием для назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, поскольку в силу закона необходим факт регистрации по месту жительства в г. Москве.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, оснований для отмены решения суда не имеется.
Пунктами 1 и 2 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) с 1 января 2010 г. установлена для неработающих пенсионеров региональная социальная доплата к пенсии взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии.
Утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка действие настоящего Порядка распространяется на граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания в городе Москве, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в городе Москве.
Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета.
Согласно пункту 5 Порядка право на получение региональной социальной доплаты к пенсии (далее по тексту - региональная социальная доплата) имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание (далее по тексту - пенсия) в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания.
Неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты, региональная социальная доплата назначается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта, при условии регистрации пенсионера в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности, включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории (5(1).1).
Неработающим пенсионерам, получающим пенсию в городе Москве и зарегистрированным в городе Москве по месту пребывания на день обращения за назначением региональной социальной доплаты, и неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты и не имеющим в общей сложности 10-летнюю продолжительность регистрации в городе Москве по месту жительства, включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории (за исключением граждан, указанных в пункте 5(1).2 настоящего Порядка) (далее - неработающие пенсионеры, не имеющие право на региональную социальную доплату до городского социального стандарта), региональная социальная доплата назначается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве, установленной законом города Москвы на соответствующий год (далее - величина прожиточного минимума пенсионера в городе Москве) (пункт 7).
В силу пунктов 30, 30(1), 30(2) размер региональной социальной доплаты для каждого неработающего пенсионера определяется индивидуально и зависит от общей суммы его материального обеспечения, вида регистрации в городе Москве (по месту жительства или по месту пребывания) и продолжительности регистрации в городе Москве по месту жительства.
Неработающим пенсионерам, указанным в пункте 5(1) настоящего Порядка, размер региональной социальной доплаты определяется как разница между величиной городского социального стандарта, установленной Правительством Москвы, и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату назначения (перерасчета) региональной социальной доплаты в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.
Неработающим пенсионерам, не имеющим права на региональную социальную доплату до городского социального стандарта, размер региональной социальной доплаты определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера в городе Москве, установленной законом города Москвы на текущий год, и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату назначения (перерасчета) региональной социальной доплаты в соответствии с пунктами 9-11 настоящего Порядка.
Вопреки доводам апелляционной жалобы решение суда соответствует приведенным выше нормативным правовым положениям, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда города Москвы от 25 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дмитриевой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.