Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Пашкевич А.М., судей фио, фио, при помощнике Фурманове П.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе фио на решение Басманного районного суда адрес от дата по делу N2-2412/21, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Департаменту труда и социальной защиты населения адрес, Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным, отмене распоряжения, обязании включить в список, признании права на обеспечение жилым помещением, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Алексеев Н.И. обратился в суд с иском к ответчикам Департаменту труда и социальной защиты населения адрес, Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным, отмене распоряжения, обязании включить в список, признании права на обеспечение жилым помещением, мотивируя свои требования тем, что обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дата переехал в адрес, где проживает по настоящее время, постоянно зарегистрирован по адресу: адрес. Истец дата обратился в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявление о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако, распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N 327-Р истцу отказано во включении в список, поскольку адрес не является местом его жительства.
Считая данный отказ незаконным, истец обратился в суд с иском, где после уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований просил признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес N 327-Р от дата об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, обязать Департамент труда и социальной защиты населения адрес включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста дата, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, на территории адрес по месту жительства, признать за собой право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда адрес для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированных жилых помещений.
Истец Алексеев Н.И. в суде первой инстанции уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения адрес фио в суде первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица наименование организации - по доверенности фио в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица Правительства Москвы в судебное заседание не явился, извещен, на основании п.3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.
Судом постановлено изложенное выше решение, которое просит отменить, как незаконное, истец Алексеев Н.И. по доводам апелляционной жалобы с постановлением по делу нового решения об удовлетворении иска в полном объеме.
В силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, п.46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика Департамента городского имущества адрес, представитель третьего лица наименование организации не явились, извещены надлежащим образом, на основании ст. 327 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав истца фио, подержавшего доводы жалобы, представителя ответчика Департамента труда и социальной защиты населения адрес и третьего лица Правительства адрес фио, полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение подлежит отмене, как постановленное с нарушением требований ст, ст. 195, 196 ГПК РФ, неправильным применением норм материального права и, руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, сочла необходимым принять по данному спору новое решение об удовлетворении иска.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям закона решение суда не отвечает.
В судебном заседании установлено, что истец Алексеев Н.И. родился дата в адрес, решением исполнительного комитета адрес совета народных депутатов адрес от дата N 314/7 истец направлен в КУ "Специализированный дом ребенка "Малютка" Минздрава адрес, в период с дата по дата обучался в БОУ "Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" адрес, с дата по дата обучался в адрес.
Согласно записям в копии трудовой книжке, с дата Алексеев Н.И. принят в ресторан на должность ассистента старшего официанта смены наименование организации в адрес, дата принят в спорт-бар на должность официанта наименование организации в адрес.
При разрешении спора судом первой инстанции учтено, что в период с дата по дата истец Алексеев Н.И. зарегистрирован по месту пребывания: адрес, в дальнейшем, согласно копии паспорта, с дата Алексеев Н.И. зарегистрирован по адресу: адрес.
Из материалов дела следует, что с дата истец Алексеев Н.И. постоянно зарегистрирован по адресу: адрес.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец Алексеев Н.И. указывал на то, что обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако, до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.
Как следует из материалов дела, дата истец обратился в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N 3219-Р фио отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, так как адрес не является его местом жительства.
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 ФЗ от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 3 статьи 8 ФЗ от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ).
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от дата N397 утверждены "Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 ФЗ от дата N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
В силу ст. 2 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес" дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые данным Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, имеющим место жительства в адрес, если иное не установлено федеральным законодательством, данным Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами адрес.
Согласно ст. 13 указанного Закона адрес, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим место жительства в адрес, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим место жительства в адрес, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе, если адрес является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находились на воспитании в семье (опека (попечительство), приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом адрес.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования в порядке п.3 ст. 196 ГПК РФ, оценив представленные доказательства по правилам ст, ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, применяя приведенные нормы права, исходил из того, что право на однократное обеспечение жилым помещением возникает у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в момент приобретения ими полной дееспособности, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа подпадают под действие Закона адрес от дата N61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес" при одновременном выполнении двух юридически значимых условий, одно из которых - адрес должен являться их местом жительства, и одного из факультативных обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 13 указанного Закона, при этом, адрес не являлся ни местом выявления и первичного устройства истца фио, ни местом регистрации его рождения, ни местом нахождения организации для детей-сирот, в которых истец завершал свое пребывание; ни местом жительства лиц, у которых истец находился на воспитание семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание), в связи с чем, не установилоснований, предусмотренных Законом адрес от дата N61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", для включения истца фио в список адрес для обеспечения его жилым помещением в адрес, отказав в удовлетворении иска в полном объеме.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции в связи со следующим.
Из положений абзаца первого пункта 1 статьи 8 ФЗ от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В " Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ, место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на адрес, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Судом установлено, что местом жительства фио в настоящее время является квартира, расположенная по адресу: адрес, которая принадлежит на праве собственности друзьям истца.
Смена постоянного места жительства, а именно, переезд из адрес на постоянное место жительства в адрес не может являться основанием для лишения истца фио права на предоставление жилого помещения, как лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах адрес.
Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, записи о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, у фио на адрес отсутствуют.
Из сообщения Министерства образования и молодежной политики адрес от дата, представленного в наименование организации следует, что в Едином государственной информационной системе социального обеспечения сведений о включении фио, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не имеется.
Поскольку Алексеев Н.И. не является ни собственником жилых помещений, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, у истца имеется нереализованное право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных пунктом 1 статьи 8 ФЗ от дата N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оснований для признания истца фио нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
Аналогичная позиция изложена в определении Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от дата N 4-КГ20-25-К1, в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ дата).
С учетом изложенного, распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес N 327-Р от дата об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а исковые требования истца фио - удовлетворению.
Удовлетворяя иск, судебная коллегия полагает возможным обязать Департамент труда и социальной защиты населения адрес включить истца фио в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста дата, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, на территории адрес по месту жительства, признать за истцом Алексеевым Н.И. право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда адрес для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, на основании ч.2 ст. 328, ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с принятием по данным требованиям нового решения об удовлетворении иска фио
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда адрес от дата отменить, постановить по делу новое решение.
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес N 327-Р от дата.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения адрес включить Алексеева Николая Игоревича, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста дата, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, на территории адрес по месту жительства.
Признать за истцом Алексеевым Николаем Игоревичем, паспортные данные, право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда адрес для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированных жилых помещений.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.