Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Федерякиной Е.Ю.
и судей Ланина Н.А, Полковникова С.В.
при помощнике судьи Коршуновой А.Д, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю.
дело по апелляционной жалобе истца Абубякирова И.Ч. на решение Савеловского районного суда города Москвы от 28 сентября 2021 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Абубякирова Ильдара Чингисовича к ГБУ г.Москвы Ритуал об установлении размера участка с захоронениями в существующих границах, - отказать в полном объеме.
УСТАНОВИЛА:
Истец Абубякиров И.Ч. обратился в суд с иском с учетом уточнений к ответчику ГБУ г.Москвы "Ритуал" об установлении размера участка с захоронениями в существующих границах с внесением данных размеров в паспорт ответственного лица и архивные документы, указывая в обоснование заявленных требований на то, что истец является лицом, ответственным за захоронение на родственном участке N5 Даниловского мусульманского кладбища. На участке в одной могиле были похоронены и зарегистрированы захоронения фио (ск. в 1964 году, рег. N81), фио (ск. в 1989 году, рег. N220), фио (ск. в 2013 году, рег. N181). В 2014 году инспектором по работе с населением Даниловского Центрального, Даниловского Мусульманского кладбища фио было разъяснено, что на данном участке N5, в соответствии с размерами участка, возможно захоронение родственников в соседнюю могилу справа, которая до настоящего времени свободна от захоронения. 05 августа 2014 году руководителем службы похоронного обслуживания фио было дано разрешение и установлена металлическая ограда размером 1, 6х2 м, ж/б цоколь по внешнему контору размером 1, 8х2, 2 м. Также фио было разъяснено, что в соответствии с расположением участка возможно увеличение размеров участка в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное расширение не мешает работе кладбища, на тропинки не заступает. В Администрацию Даниловского Мусульманского кладбища было подано соответствующее заявление о расширении вышеуказанного участка и разрешении захоронения, ответ до настоящего времени не получен.
На основании изложенного, истец просил суд установить размер участка с захоронениями фио, фио Муршидия, фио на участке N5 Даниловского Мусульманского кладбища в существующих границах 1, 8х2, 0 м, с внесением данных размеров участка в паспорт ответственного лица за захоронения на имя Абубякирова И.Ч, а также внести изменения в архивные документы кладбища.
В судебное заседание представитель истца по доверенности фио явился, уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного просит истец Абубякиров И.Ч. по доводам апелляционной жалобы, не соглашаясь с выводами суда.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав представителя ответчика ГБУ г.Москвы "Ритуал" по доверенности Егорейченкову ТС, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение названным требованиям закона отвечает.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов настоящего гражданского дела, что в соответствии с архивными документами (л.д.69-70) Даниловского (Мусульманского) кладбища на участке N5 имеется одна могила, в которой поочередно захоронены:
- фио, ск. 17 мая 1964 года;
- фио, ск. 13 ноября 1989 года;
- фио, ск. 20 декабря 2013 года.
Ответственным лицом за захоронения является истец - Абубякиров Ильдар Чингисович (л.д.7-12).
Согласно правовой позиции истца Абубякирова И.Ч, на участке в одной могиле были похоронены и зарегистрированы захоронения фио (ск. в 1964 году, рег. N81), фио (ск. в 1989 году, рег. N220), фио (ск. в 2013 году, рег. N181). В 2014 году инспектором по работе с населением Даниловского Центрального, Даниловского Мусульманского кладбища фио было разъяснено, что на данном участке N5, в соответствии с размерами участка, возможно захоронение родственников в соседнюю могилу справа, которая до настоящего времени свободна от захоронений. 05 августа 2014 года руководителем службы похоронного обслуживания фио было дано разрешение и установлена металлическая ограда 1, 6х2, 0 м, ж/б цоколь по внешнему контору размером 1, 8х2, 2 м. Также фио было разъяснено, что в соответствии с расположением участка возможно увеличение размеров участка в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное расширение не мешает работе кладбища, на тропинки не заступает. В Администрацию Даниловского Мусульманского кладбища было подано соответствующее заявление о расширении вышеуказанного участка и разрешения захоронения, ответ до настоящего времени не получен.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, сторона ответчика указала на то, что в 2014 году истцом было получено разрешение от Департамента торговли и услуг г.Москвы на увеличение границ участка только по длине на 40 см до размера 1, 6х2, 0 м, поскольку увеличение по ширине приведет к невозможности проезда тележки для установки надмогильной сооружений на соседних участках.
Согласно ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
В соответствии с п.п.2.12, 2.13 "Правил работы кладбищ и крематориев адрес, порядка их содержания", являющихся Приложением 2 к постановлению Правительства адрес от 08.04.2008 N 260-ПП "О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в городе Москве", каждое захоронение на кладбище регистрируется в журнале установленной формы с указанием номера участка захоронения (колумбария), могилы (ниши), а также лица, ответственного за захоронение.
В силу п.3.6 b п.3.7 Правил работы кладбищ и крематориев г.Москвы, надписи на надмогильных сооружениях должны соответствовать сведениям о действительно захороненных в данном месте умерших (погибших). Установленные гражданами (организациями) надмогильные сооружения (памятники, цветники и др.) являются их собственностью.
В силу п.5.1 Правил работы кладбищ и крематориев г.Москвы, порядка их содержания, обязанность содержания надмогильных сооружений и зеленых насаждений (оформленного могильного холма, памятника, цоколя, цветника, необходимых сведений о захоронениях) в надлежащем состоянии возложено на ответственное за захоронение лицо.
Согласно ст.6 Закона города Москвы N 11 от 04.06.2011 "О погребении и похоронном деле в г.Москве" погребение умерших в городе Москве осуществляется на специально отведенных для этих целей в соответствии с санитарными, экологическими и иными требованиями участках земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков), стенами скорби для захоронения урн с прахом, крематориями для предания тел (останков) огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления деятельности по погребению.
В соответствии с ч.3 ст.23 Закона г.Москвы N 11 от 04.06.2011 "О погребении и похоронном деле в г.Москве" размер предоставляемого участка земли на территории кладбища для погребения умершего устанавливается уполномоченными Правительством Москвы органами исполнительной власти города Москвы. Размер участка должен обеспечивать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Согласно п.2.5.1 Правил работы кладбищ и крематориев г.Москвы, порядка их содержания, вновь отводимые на городских и муниципальных кладбищах участки под захоронения должны иметь следующие размеры:
- на старых участках кладбищ - 1, 0 x 2, 0 м, а при наличии возможности участок может быть увеличен до размера - 1, 5 x 2, 0 м или 1, 8 x 2, 0 м);
- на кладбищах, свободных для захоронения, - 1, 8 x 2, 0 м.
В соответствии с п.5.29 Московских городских строительных норм "Здания, сооружения и комплексы похоронного назначения" (МГСН 4.11-97), утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19.06.1997 N 434-ПП размеры участка захоронения с двумя захоронениями в одном уровне на одном месте должны составлять не менее 1, 8 м в ширину и 2, 0 м в длину.
В соответствии с приложением 2 к постановлению Правительства Москвы от 08.04.2008 N 260-ПП, все работы на кладбище, связанные с установкой надмогильных сооружений, могут производится только с разрешения администрации кладбища.
Как следует из ответа Департамента торговли и услуг г.Москвы от 19 августа 2014 года (л.д.90) получено разрешение на увеличение границ участка только по длине на 40 см, до размеров 1, 6х2, 0 м, поскольку увеличение по ширине приведет к невозможности проезда тележки для установки надмогильных сооружений на соседних участках.
Согласно справки заведующего Даниловским (Центральным) Даниловским (мусульманским) кладбищем от 02 июля 2021 года (л.д.85), заявление на захоронение умершего родственника за 1939 год, книга регистрации захоронений за 1939 год, заявления на установку надмогильных сооружений на родственном участке захоронения в архиве кладбища отсутствуют. Инвентаризация мест захоронений, инвентаризация надмогильных сооружений на Даниловском (мусульманском) кладбище с момента ввода кладбища в эксплуатацию по настоящее время не проводились.
В ответе ГБУ г.Москвы "Ритуал" от 05 октября 2020 года (л.д.87), указано, что в 2014 году Абубякировым И.Ч. получено разрешение ДТиУ на увеличение размера родственного участка до 1, 6х2, 0 м. В соответствии с п.5.29 Московских городских строительных норм "Здания, сооружения и комплексы похоронного назначения" (МГСН 4.11-97), утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19.06.1997 N 434-ПП, размеры участка захоронения с двумя захоронениями в одном уровне на одном месте должны составлять не менее 1, 8 м в ширину и 2, 0 м в длину. Поскольку родственный участок по ширине составляет 1, 6 м, провести захоронение гробом на свободном месте родственного участка в будущем не представляется возможным.
Согласно акту установления фактического расположения предыдущего захоронения от 06 ноября 2020 года (л.д.86), комиссия произвела исследование подземного пространства путем инструментального прощупывания места захоронения фио, дата смерти 20 декабря 2013 года, рег. N81 на участке 5 Даниловского (мусульманского) кладбища.
Комиссия
УСТАНОВИЛА:
в точке 1 - глубина до захоронения составляет 118 см;
в точке 2 - глубина до захоронения составляет 118 см;
в точке 3 - глубина до захоронения составляет 118 см;
в точке 4 - глубина до захоронения составляет 118 см;
в точке 5 - глубина до захоронения составляет более 150 см;
в точке 6 - глубина до захоронения составляет более 150 см;
в точке 7 - глубина до захоронения составляет более 150 см;
в точке 8 - глубина до захоронения составляет более 150 см;
в точке 9 - глубина до захоронения составляет более 150 см.
Из ответа Департамента торговли и услуг города Москвы от 09 ноября 2020 года (л.д.91), следует, что по информации ГБУ г.Москвы "Ритуал", на участке захоронения на железобетонном цоколе размером 1, 8х2, 2 и установлена металлическая ограда размером 1, 6х2, 0 м. Разрешение администрации кладбища на установку цоколя данных размеров в архиве кладбища отсутствует. Учитывая изложенное, с целью приведения размеров границ родственного участка захоронения в соответствии с разрешенными 1, 6х2, 0 м истцу необходимо обратиться в администрацию Даниловского кладбища.
Как следует из ответа ГБУ г.Москвы "Ритуал" от 11 ноября 2020 года в адрес истца (л.д.88), письмом Департамента торговли и услуг г.Москвы в 2014 году истцу были даны разъяснения о возможности расширения границ родственного участка с указанными захоронениями до размеров 1, 6х2, 0 м. По информации, представленной администрацией кладбища, на указанном участке установлены: ж/б цоколь размером 1, 8х2, 2 м и металлическая ограда размером 1, 6х2, 0 м. Разрешение администрации кладбища на установку цоколя данных размеров в архиве кладбища отсутствует. С целью приведения размеров участка в соответствии с разрешенными - 1, 6х2.0 м, истцу необходимо обратиться в администрацию Даниловского кладбища. В случае возникновения необходимости, техническая возможность захоронения гроба с телом на свободном месте родственного участка отсутствует.
Согласно ответа Департамента торговли и услуг города Москвы от 03 декабря 2020 года (л.д.89), истцу разъяснено, что по информации ГБУ г.Москвы "Ритуал", при исследовании подземного пространства родственного участка было установлено, что техническая возможность захоронения гробом на свободном месте родственного участка отсутствует. Дополнительно сообщено, что на момент выдачи в 2014 году выписки из архивных документов кладбища исследование технической возможности захоронения гроба на свободном месте участка родственного захоронения администрацией кладбища не производилось. Указанная выписка с информацией о возможности захоронения гроба рядом с родственной могилой носит информационный характер.
Согласно акта обследования от 02 июля 2021 года (л.д.92) комиссией установлено, что на участке N6 Даниловского (мусульманского) кладбища имеется место захоронения фио (ск. в 1964 году, рег. N 81), фио (ск. в 1989 году, рег. N220), фио На могиле имеется ж/б цоколь, размером 1, 8х2, 0 м, металлическая ограда, установленная в ж/б цоколь, размером 1, 6х2, 0 м, гранитный памятник, размером 1, 2х0, 8х0, 1 м с надписями фио (ск. в 1964 году, рег. N81), фио (ск. в 1989 году, рег. N220), фио Заключение: участок ровной формы размеров 1, 8х2, 16 м, расположен в первом ряду от проходной дрожки. На могиле имеется ж/б цоколь, размером 1, 8х2, 16 м, металлическая ограда, установленная в ж/б цоколь, размером 1, 6х2, 0 м, гранитный памятник, размером 1, 2х0, 8х0, 1 м с надписями фио (ск. в 1964 году, рег. N81), фио (ск. в 1989 году, рег. N220), фио Могила в удовлетворительном состоянии, проход к месту захоронения не затруднен, доступ к могиле не ограничен.
Из представленных в материалы дела паспортов ответственного лица за захоронение, выданных 08 мая 2005 года и 29 октября 2020 года, усматривается, что размер участка захоронения составляет 1, 6х2, 0 и 160х200 (л.д.8, 12).
Из заявления о захоронении фио от 13 ноября 1989 года и заявления о захоронении фио от 23 декабря 2013 года, следует, что размер участка составляет 1, 6 м на 1, 6 м (л.д.73-74, 76-77).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции, на основании оценки собранных по делу доказательств в совокупности с нормами законодательства, регулирующими спорные правоотношения, исходя из конкретных обстоятельств дела, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку не имеется законных оснований для установления размера участка с указанными захоронениями в размерах 1, 8 м (по ширине) на 2, 0 м (по длине), принимая во внимание, что согласно п.5.29 Московских городских строительных норм "Здания, сооружения и комплексы похоронного назначения" (МГСН 4.11-97), утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 19.06.1997 N 434-ПП, размеры участка с двумя захоронениями в одном уровне, на одном месте, должны составлять не менее 1, 8 м в ширину и 2, 0 м в длину, при этом в 2014 году было получено разрешение от Департамента торговли и услуг г.Москвы на увеличение границ участка только по длине на 40 см до размеров 1, 6х2, 0 м. Увеличение границ по ширине приведет к невозможности проезда тележки для установления надмогильных сооружений на соседних участках с захоронениями.
Истцом не представлено доказательств получения разрешения на увеличение границ участка до заявленных размеров 1, 8 м (в ширину) на 2, 0 м (в длину).
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что участок имеет фактические границы цоколя 180х220 мм, с 2014 года у администрации кладбища не было претензий относительно размера участка, правильности выводов суда не опровергают, поскольку истцом не было получено в установленном законом порядке разрешение на увеличение границ участка размерами 1, 8 м в ширину и 2 м либо 2, 2 м в длину.
Иные доводы апелляционной жалобы, касающиеся захоронений в могилу, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иную оценку доказательств, а потому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, ошибочное толкование норм действующего законодательства, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда города Москвы от 28 сентября 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Абубякирова И.Ч. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.