Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Ворониной И.В, судей Щербаковой А.В, Мошечкова А.И, при помощнике Чельдиеве Г.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское
дело N 2-2847/2021 по апелляционным жалобам Министерства обороны РФ, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 17 июня 2021 г, которым постановлено:
Исковые требования Долгополовой Т.А, Долгополова В.С, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Долгополовой М.В, Медведевой С.С. к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании права на заключение договора социального найма - удовлетворить.
Возложить обязанность на Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ заключить с Долгополовой Т.А, Долгополовым В.С, действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Долгополовой М.В, Медведевой С.С, договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ***,
УСТАНОВИЛА:
Долгополова Т.А, Долгополов В.С, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Долгополовой М.В, Медведевой С.С. обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании права на заключение договора социального найма жилым помещением по адресу: ***, мотивируя требования тем, что в соответствии с ордером N 180 от 28.12.1983 капитану Долгополову С.Б. на семью из 4-х человек: Долгополов С.Б, супруга Долгополова Т.А, дочь Долгополова С.С, сын Долгополов В.С, была предоставлена 2-х комнатная квартира (жилое помещение) по адресу: *** (новый адрес: ***). На момент получения ордера дом находился на балансе в/ч 06774 военного городка "Теплый Стан", где проходил службу глава семьи Долгополов С.Б. В *** году брак Долгополова С.Б. и Долгополовой Т.А. был расторгнут. ФГКЭУ КЭЧ района "Теплый Стан" лицевой счет на квартиру был переоформлен на Долгополову Т.А, таким образом, истец стала ответственным квартиросъемщиком. Согласно письма Администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве от 28.03.2018 N 02-01-29-109/8 квартира по адресу: ***, на основании приказа Министерства обороны РФ от 17.12.2010 N 1871 была передана на баланс ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ. В письме Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 06.08.2020 N 194/1/ДЖ-03304/6167 указано, что спорная квартира отнесена к специализированному жилищному фонду. В письме Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ от 08.09.2020 N 194/1/19057 указано, что спорная квартира предоставлялась истцам в качестве служебной и включена в жилищный фонд Министерства обороны и используется в качестве служебного жилья. Но в то же время, ни в Росреестре, ни в документах Министерства обороны РФ, сведений о статусе спорной квартиры нет.
Истцы считают, что спорная квартира не отнесена к специализированному жилищному фонду. Истцы просили суд признать квартиру, расположенную по адресу: *** утратившей статус служебного жилого помещения; признать право истцов на заключение договора социального найма с Министерством обороны Российской Федерации на указанную квартиру.
Долгополов В.С, п редставитель истцов Скаков С.В. в судебном заседании требования поддержали.
Представители Министерства обороны РФ, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Российской Федерации, Администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просят ответчики по доводам своих апелляционных жалоб.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав пояснения участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
Из материалов дела следует, что Долгополову С.Б. с семьей: Долгополова Т.А, *** года рождения - жена, Долгополова С.С, *** года рождения - дочь, Долгополов В.С, *** года рождения - сын, КЭЧ района Теплый Стан Московского военного округа Министерства обороны СССР был выдан ордер N 180 от 28.12.1983 на право занятие двух комнат, площадью 26, 8 кв.м, в квартире N 1, д. 1, по адресу: Московская область, Ленинский район, в/гор "Теплый Стан" (новый адрес: ***).
В 1995 года брак Долгополова С.Б. и Долгополовой Т.А. был расторгнут и ФГКЭУ КЭЧ района "Теплый Стан" лицевой счет на квартиру был переоформлен на истца Долгополову Т.А.
Согласно выписке из домовой книги N 319757 от 23.01.2020 по спорному адресу постоянно зарегистрированы и проживают: Долгополов В.С, *** года рождения с 17.02.1999; Долгополова М.В, *** года рождения, с 30.04.2015; Долгополова Т.А, *** года рождения, с 12.01.1984; Медведева С.С, *** года рождения, с 03.06.1993.
Задолженность по оплате за квартиру и коммунальные услуги по адресу: *** отсутствует.
Долгополовой Т.А. в заключении договора социального найма на спорную квартиру отказано.
В письме Администрации поселения "Мосрентген" в городе Москве N 02-01-29-109/8 от 28.03.2018 указано, что квартира по адресу: ***, на основании приказа Министерства обороны РФ от 17.12.2010 N 1871 была передана на баланс ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Согласно письму Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ N 194/1/ДЖ-03304/6167 от 06.08.2020 спорная квартира отнесена к специализированному жилищному фонду и предоставлялась Долгополову С.Б. (бывшему супругу) на период службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Кроме этого указано, что согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Минобороны РФ обеспечивает жилыми помещениями для постоянного проживания либо субсидией для их приобретения или строительства военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, граждан, уволенных с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы, и военнослужащих, уволенных с военной службы после 1 января 2005 года, а также членов их семей. Истец к указанной категории граждан не относится, так как на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания от Минобороны России, не состоит.
В письме Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ от 08.09.2020 г. N 194/1/19057 указано, что спорная квартира предоставлялась истцам в качестве служебной и включена в жилищный фонд Министерства обороны и используется в качестве служебного жилья.
В ответе Росимущества N 18/12489 от 20.04.2021 указано, что по состоянию на 20.04.2021 в реестре федерального имущества сведения о спорной квартире. по адресу: ***.
Согласно ответу N 141/1/б/25009 от 14.12.2017 на запрос Администрации поселения "Мосрентген" в г. Москве ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России сообщило, что в рамках Приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 от ФГКЭУ "КЭЖЧ района "Теплый Стан" Министерства обороны Российской Федерации Учреждением на балансовый учет приняты объекты недвижимого имущества, в том числе и спорная квартира,. К ответу на запрос был приложен передаточный акт при присоединении федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений, государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
В ответе Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве N 218/08934 от 26.03.2021 на запрос суда указано, что в отношении спорной квартиры в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует запрашиваемая информация.
Квартира по адресу: *** расположена в многоквартирном жилом доме, обслуживается управляющей организацией ООО "ПИК-Комфорт".
На основании вышеизложенного районный суд пришел к выводу, что спорная квартира не приватизирована, принадлежит жилому фонду Министерства обороны Российской Федерации, принята на балансовый учет Федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, в рамках реализации приказа Министра обороны Российской Федерации N 1871 от 17.12.2010, соответствует всем санитарно-техническим нормам проживания. Спорное жилое помещение находится в федеральной собственности, полномочия собственника осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу п. 1, 6 ст.15 Федерального закона РФ от 27.05.1998 N 76 "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, военнослужащим, а также гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей предоставлено право на безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений (приватизация жилья) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Таким образом, закон связывает право военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на приватизацию жилья только в случае, если они занимают жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент предоставления жилого помещения, жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров ССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
На основании п.1 Постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения", военнослужащим Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск жилые помещения, находящиеся в обособленных военных городках при воинских частях, расположенных вне черты населенных пунктов, и в закрытых военных городках с системой пропусков, расположенных в населенных пунктах, предоставляются по распоряжению командования соответствующих воинских частей. Рабочим и служащим жилые помещения в закрытых и обособленных военных городках предоставлялись по совместному решению командования воинской части Советской Армии, Военно-Морского флота, пограничных и внутренних войск и соответствующего профсоюзного комитета.
Согласно ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент предоставления жилого помещения, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно с. 51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями.
К отношениям, вытекающим из договора найма жилого помещения, в соответствующих случаях применяются также правила гражданского законодательства Союза ССР и РСФСР.
Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 105 Жилищного кодекс РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения", ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади. Обмен жилыми помещениями, находящимися в закрытых и обособленных военных городках, оформляется ордерами, выдаваемыми органами (должностными лицами), ведающими выдачей ордеров на жилые помещения в этих военных городках.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение. При этом, само по себе предоставление военнослужащим (служащим) ведомственного жилого помещения в закрытом военном городке не наделяло его статусом служебного.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Военный городок, на территории которого находится спорная квартира, в настоящее время исключен из перечня закрытых военных городков.
Признаком служебного жилого помещения до 1 марта 2005 года являлось обязательное наличие решения органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, не зависимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Данных о принятии такого решения не имеется.
Разрешая спор, районный суд исходил из того, что в дело не представлено доказательств, что спорное жилое помещение на момент его предоставления Долгополову С.Б. относилось и в настоящее время относится к специализированному жилищному фонду, являлось и является служебным, предоставлялось Долгополову С.Б. на время службы. Таким образом, спорная квартира была предоставлена Долгополову С.Б. по договору социального найма, заключенному на основании ордера, что подтверждается и тем, что после выбытия Долгополова С.Б, лицевой счет на квартиру был переоформлен на Долгополову Т.А.
Оценив представленные доказательства в совокупности с указанными нормами закона, принимая во внимание, что спорная квартира не расположена в закрытом военном городке, учитывая отсутствие доказательств о служебном статусе этого жилого помещения, суд первой инстанции пришел к выводу, что к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, и поскольку истцы были вселены в спорную квартиру в декабре 1983 года на законных основаниях, постоянно в ней зарегистрированы, их право пользования данной квартирой не оспорено, признал за истцами право пользования жилым помещением по договору социального найма по адресу: ***.
В соответствии со ст. 62 Жилищного кодекса РСФСР предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ст. 63 Жилищного кодекса РСФСР договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
Между истцами и Министерством обороны РФ, как органом, в оперативном управлении которого находится спорное жилое помещение, сложились правоотношения по социальному найму жилого помещения, не оформленные должным образом, при таких обстоятельствах истец имеет право на заключение с ним надлежащим образом оформленного договора найма жилого помещения.
Согласно п. 2 Положения о Департаменте жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 29.12.2020 N 744 Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации предназначен для обеспечения реализации мер социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в части жилищного обеспечения, полномочий по управлению жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны, в соответствии с его назначением.
Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что оформление договора социального найма с истцами по своей сути не порождает новых гражданско-правовых отношений, а предполагает оформление фактически сложившихся правоотношений по пользованию спорным жилым помещением на условиях социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства, районный суд принял решение о возложении на Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ обязанности заключить с истцами договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ***.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчиков, в нарушение ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представлены допустимые доказательства в подтверждение статуса спорного жилого помещения, как служебного, договор найма специализированного жилого помещения с истицей не заключался.
В суде апелляционной инстанции сторона истцов указывала на то, что в многоквартирном доме по адресу: *** около 2/3 квартир приватизированы, в том числе на основании решения суда, что другой стороной не оспаривалось.
Представители ответчиков пояснили, что в жилом фонде Министерства Обороны РФ имеются помещения, которые предоставляются на основании договоров социального найма, а также на основании договоров найма специализированного жилого помещения.
Поскольку истцы вселены около 40 лет назад в спорную квартиру на законном основании, статус спорного жилого помещения, как служебного, не подтвержден и договор найма специализированного жилого помещения с истцами не заключался, наличие таких оснований для заключения договора по материалам дела не установлено, утрачен статус закрытого военного городка, в котором расположен МКД, вывод суда о том, что к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, является верным.
Оформление договора социального найма на ранее предоставленное жилое помещение на основании ордера не противоречит действующему законодательству, более того, соответствует пункту 4 статьи 57 Жилищного кодекса РФ и требованиям статьи 7 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривалось Жилищным кодексом РСФСР (статья 51).
П равоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения. Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не опровергают правильности выводов суда, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с вынесенным по делу решением, признает его законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда г. Москвы от 17 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.