Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Лобовой Л.В., Пильгановой В.М., при секретаре Джемгирове М.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В., дело (номер дела в суде первой инстанции 02-5465/2021) по апелляционной жалобе ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2021 года, которым постановлено:
"исковые требования Покиньчереда М.А. к ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" о взыскании компенсации время вынужденного прогула, обязании произвести перерасчет за временя неиспользованного отпуска, взыскании компенсации за не предоставление обеспечение питанием и компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" в пользу Покиньчереда М.А. денежную компенсацию за время вынужденного прогула в размере сумма и компенсацию морального вреда в сумме сумма.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Покиньчереда М.А. обратился в суд к ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" с иском, в котором просил взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию за время вынужденного прогула за период с 25.11.2020 года по 18.05.2021 года, компенсацию за не предоставленное обеспечение питанием, компенсацию морального время в размере сумма, обязать ответчика произвести перерасчет и взыскать соответствующую компенсацию, - ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что с 18.10.2018 г. работал у ответчика в должности старшего спасателя, которая предполагает прохождение раз в три года аттестационной комиссии. 23.07.2020 г. им был предоставлен работодателю протокол от 22.07.2020 г. N 16/2-1 ОАК ТЭК, которая имеет право проводить аттестацию по видам аварийно- спасательных работ: поисково- спасательные работы и аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, тем самым он своевременно представить ответчику документы о прохождении очередной аттестации, однако ответчик данные документы во внимание не принял и приказом N 849 от 24.11.2020 г. истец был необоснованно отстранен от работы с 25.11.2020 г. в связи с не прохождением аттестации до подтверждения статуса спасателя на комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя в городе Москве. Действия ответчика истец полагает незаконными, нарушающими его трудовые и, причинившими моральный вред.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал; представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" по доверенности Чумичевой Р.И, возражения истца Покиньчереда М.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Согласно подпункту 7 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 22.08.1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Федеральный закон от 22.08.1995 г. N 151-ФЗ).
Положения ст. 5 Федерального закона от 22.08.1995 г. N 151-ФЗ содержат перечень видов аварийно-спасательных работ, который включает в себя, в том числе аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ.
В своей деятельности аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования руководствуются законодательством Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 22.08.1995 г. N 151-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 г. N 151-ФЗ все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 1091, предусмотрено, что в отношении вновь созданной аварийно-спасательной службы (формирования) или гражданина, приобретающего статус спасателя, проводится первичная аттестация.
В отношении действующей аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя с периодичностью 1 раз в 3 года проводится периодическая аттестация, а в случаях, предусмотренных настоящим Положением, может проводиться внеочередная аттестация.
Аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, в том числе аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образуемые этими органами (п. 5 Положения).
В соответствии с пунктом 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. N 794, функциональные подсистемы, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.
Согласно названному приложению (Перечню создаваемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями функциональных подсистем) на Минэнерго России возложено создание Функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго России.
Приказом Минэнерго России от 20.08.2020 г. N 680 "О постоянно действующих комиссиях Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" и Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным приказом МЧС России от 20.02.2013 г. N 102, были образованы - центральная ведомственная комиссию Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), отраслевая комиссия Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса, отраслевая комиссию Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей нефтяной и газовой промышленности, а также иных отраслей топливно-энергетического комплекса, объектовая комиссию Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей ПАО "Газпром", объектовая комиссию Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей ПАО "ЛУКОЙЛ" и объектовая комиссию Минэнерго России по аттестации спасателей в федеральном государственном автономном учреждении "Аварийно-спасательное формирование "Северо-Восточная противофонтанная военизированная часть".
Также названным Приказом, были утверждены Положения "Ведомственной комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований)". Положения были разработаны и утверждены в соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 1091 и Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным приказом МЧС России от 20.02.2013 г. N 102.
Согласно ст. 234 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 16 октября 2018 г. Покиньчереда М.А. был принят на работу в ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" на должность старшего спасателя на основании трудового договора N 0004020, в редакции дополнительного соглашения от 20 февраля 2019 г. (л.д. 53-56).
Также суд установил, что распоряжением Департамента ЖКХ г. Москвы от 26 апреля 2018 г. "О создании профессионального аварийно-спасательного формирования в ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" на базе ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" было создано профессиональное аварийно-спасательное формирование "оперативная аварийно-спасательная группа" (л.д. 114-115).
Приказом ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" N 161 от 10 мая 2018 г. было создано профессиональное аварийно-спасательное формирование "Оперативная аварийно-спасательная группа ГБУ г. Москвы "Автомобильные Дороги" и утверждено соответствующее Положение, согласно которому личный состав АСФ подлежит аттестации в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 116).
Согласно п. 2.12 Должностной инструкции старшего спасателя отряда аварийно-спасательного формирования "оперативная аварийно-спасательная группа ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" работник обязан проходить аттестацию в установленном порядке (л.д. 138-141).
Периодичность прохождения аттестации в отношении лиц, проходящих службу в аварийно-спасательном подразделении и имеющих статус спасателя, установлена Приложением N 2 к приказу начальника ГУ МЧС России по г. Москве и руководителя департамента ГОЧСиПБ N440/27-10-336/6 от 09 июня 2016 г. "Порядок проведения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, в городе Москве" и составляет 1 раз в 3 года. Также названным приказом был утвержден состав комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя в г. Москве.
С вышеуказанными документами Покиньчереда М.А. был ознакомлен надлежащим образом, что подтверждается его подписью в листах ознакомления.
Во исполнение приказа начальника ГУ МЧС России по г. Москве и Руководителя департамента ГОЧСиПБ N440/27-10-336/6 от 09 июня 2016 г. о сроках и порядке прохождения сотрудниками аварийно-спасательных формирований очередной аттестации спасателей, 30 апреля 2020 г. начальник ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" был уведомлен о проведении 7, 12, 13, 14 и 15 мая 2020 г. очередного заседания по аттестации спасателей и направлении к проведению аттестации ряда сотрудников, в том числе Покиньчереда М.А. (л.д. 124-137).
Уведомлением от 20 мая 2020 г. работодатель уведомил Покиньчереда М.А. под роспись о необходимости явиться на заседание по аттестации спасателей в указанные даты (л.д. 145).
Согласно выписке из списка комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, в городе Москве N76/20-АК от 18 мая 2020 г. и N 83/20-АК от 19 июня 2020 г, спасатель 3 класса Покиньчереда М.А. для прохождения аттестационных испытаний не явился.
10 мая 2020 г. Покиньчереда М.А. в служебной записке на имя начальника АСФ ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" уведомил о невозможности присутствия Покиньчереда М.А. при сдаче зачета по аттестации спасателей в связи с угрозой заражения новой короновирусной инфекцией (л.д. 147).
В свою очередь, из протокола заседания отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей ТЭК (ОАК ТЭК N16/2-1) от 22 июля 2020 г, который впоследствии был представлен ответчику, следует, что Покиньчереда М.А, на основании заявления от 10 июня 2020 г. и как работник ПАСФ "Техноспас", прошел аттестацию на право ведения поисково-спасательных работ, газоспасательных работ и аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, с подтверждением статуса спасателя и присвоением классной квалификации "спасатель 2 класса" (л.д. 9-10, 20, 84-89).
Приказом руководителя ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" N 849 от 24 ноября 2020 г. Покиньчереда М.А. был отстранен от работы с 25 ноября 2020 г. до подтверждения статуса спасателя на комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя в городе Москве (л.д. 69-70).
С данным приказом истец был ознакомлен 24 ноября 2020 г.
18 мая 2021 г. Покиньчереда М.А. был уволен с занимаемой должности по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по инициативе работника) (л.д. 60).
Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства, суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца в части взыскания с ответчика компенсации в виде среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 25.11.2020 г. по 18.05.2021 г. исходя из правовой оценки расчета, представленного стороной ответчика исходя из того, что законных оснований для отстранения от работы Покиньчереда М.А. у работодателя, и как следствие невыплаты заработной платы, не имелось, поскольку в данном случае Отраслевая комиссия Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей ТЭК, с учетом представленных ей на основании заявления истца документов, копии которых приобщены к материалам дела, была полномочна на совершение действий по проведению аттестации в отношении Покиньчереда М.А. на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации.
Расчет подлежащего взысканию в пользу истца среднего заработка за время вынужденного прогула отражен в решении суда, подтвержден имеющимися в деле документами о заработной плате истца. Указанный расчет в апелляционной жалобе не оспорен.
Судебная коллегия, учитывая, что материалами дела подтверждается факт успешного прохождения истцом 22.07.2020 г. аттестации на право ведения поисково-спасательных работ, газоспасательных работ и аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, с подтверждением статуса спасателя и присвоением классной квалификации "Спасатель 2 класса" в Отраслевой комиссии Минэнерго России, уполномоченной на совершение действий по проведению аттестации на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации, при этом доказательств, подтверждающих тот факт, что ПАСФ "Техноспас", указанный в качестве работодателя в документах, представленных на аттестацию, не относится к сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации, суду представлено не было, принимая также во внимание, что истец после предоставления ответчику вышеуказанной аттестации ОАК ТЭК осуществлял свои трудовые функции на протяжении нескольких месяцев и как следует из искового заявления истец изначально осуществлял трудовую деятельность у ответчика после прохождения аттестации в ОАК ТЭК, что не оспаривалось представителем ответчика в заседании судебной коллегии, пояснявшей, что прием на работу сотрудников, осуществляется на основании любых удостоверений, подтверждающих квалификацию спасателя, которые имеются у работника, - в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами об отсутствии правовых оснований для отстранения истца от работы и взыскании с ответчика в пользу истца заработка за время вынужденного прогула, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценки и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Поскольку судом было установлено нарушение трудовых прав истца, в соответствии с положениями ст. 237 ТК РФ, суд также правомерно пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, размер которой обоснованно был определен судом, исходя из конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, оспаривающие выводы суда в вышеуказанной части фактически дублируют возражения представителя ответчика, высказанные в суде первой инстанции против исковых требований, а потому не могут быть основанием к отмене решения суда, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, направлены на иное толкование норм права и оценку доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении.
Доводов о несогласии с решением суда об отказе в удовлетворении исковых требований об обязании произвести перерасчет за отпуск и взыскании соответствующей компенсации, а также компенсации за непредоставление обеспечения питанием, апелляционная жалоба ответчика не содержит, решение суда истцом не обжалуется, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в поданной апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бутырского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги", - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.