Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Бондарь И.В., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-217/ дата по административному исковому заявлению Кулагиной Татьяны Витальевны к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании решения незаконным, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Бутырского районного суда адрес от дата, в редакции определения об исправлении описки от дата, об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности фио, представителя заинтересованного лица ДСК им. Ларина по доверенности фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кулагина Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) о признании решения незаконным, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности, в котором просила признать незаконным и отменить решение Управления Росреестра по Москве от дата N КУВД-001/2020-10035426, PKPVDMFC-2020-07-29-250537 об отказе государственной регистрации права, а также возложить обязанность на Управление Росреестра по Москве осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0001004:1814, общей площадью 356 кв.м, расположенный по адресу: адрес.
В обоснование своих требований истец Кулагина Т.В. указала, что с дата ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный на земельном участоке, площадью 356 кв.м, расположенный по адресу: адрес.
дата Кулагина Т.В. через МФЦ обратилась в Управление Росреестра по Москве с заявлениями о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок.
дата истец получила уведомление (решение) N КУВД-001/2020-10035426, PKPVDMFC-2020-07-29-250537 о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок сроком до дата
дата Кулагина Т.В. получила уведомление (решение) N КУВД-001/2020-10035426 от дата об отказе государственной регистрации права.
Указанные решения административный истец считает незаконными, поскольку они нарушают ее права, как собственника.
Решением Бутырского районного суда адрес от дата постановлено:
Административное исковое заявление Кулагиной Татьяны Витальевны к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании решения незаконным, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности, - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от дата N КУВД-001/2020-10035426, PKPVDMFC-2020-07-29-250537 об отказе государственной регистрации прав.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок, общей площадью 365 кв.м, расположенный по адресу: адрес за Кулагиной Татьяной Витальевной.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального и процессуального права, а также на отсутствие оценки обстоятельств, изложенных ответчиком в своих возражениях.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности фио, представителя заинтересованного лица ДСК им. Ларина по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований Кулагиной Т.В.
При этом, суд исходил из того, что дата Кулагина Т.В. через МФЦ обратилась в Управление Росреестра по Москве с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок, площадью 365 кв.м, расположенный по адресу: адрес, к заявлению приложила следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от дата N MFC - дата/2020-126842-1; выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведение государственной регистрации возникновения и (или) перехода прав на недвижимое имущество от дата; справка от дата N 21/07; кассационное определение от дата N 5-КА20-26-К2; инвентаризация земель и ведение земельного кадастра адрес им. Ларина адрес от дата; свидетельство о государственной регистрации прав от дата N 777708, 77АЖ; членская книжка от дата N 130; выписка из протокола от дата N 01-2009; выписка из протокола от дата N 02.2-19; выписка из протокола N 6 Общего собрания членов ДСК от дата; справка о выплаченном пае от дата N 263; временное удостоверение от дата N 02-1193; инвентаризация земель и ведение земельного кадастра адрес им. Ларина адрес (графическая) от дата; акт от дата; квитанция от дата N 21549564.
дата Управлением Росреестра по Москве было вынесено уведомление N КУВД-001/2020-10035426, PKPVDMFC-2020-07-29-250537 о приостановлении государственной регистрации прав собственности. Основанием для приостановления регистрации послужило то, что документы, устанавливающие наличие, возникновение права постоянное (бессрочное) пользование в отношении объекта с кадастровым номером 77:02:0001004:1814 на имя Кулагиной Т.В, предоставленного до дня введения Земельного кодекса Российской Федерации, в регистрирующий орган не представлен; документ, подтверждающий предоставления земельного участка на праве собственности Кулагиной Т.В, от ДГИ в регистрирующий орган не представлен.
Решение о приостановлении было получено фио дата; дата Управлением Росреестра по адрес вынесено решение N КУВД-001/2020-10035426 об отказе государственной регистрации прав; копия уведомления (решения) от дата бала получена административным истцом дата
При рассмотрении дела судом, в ходе судебного разбирательства, представитель административного истца указала, что в уведомлении (решении) КУВД-001/2020-10035426, PKPVDMFC-2020-07-29-250537 от дата административный ответчик к ранее указанным обстоятельствам добавил третью причину, ранее отсутствующую в Уведомлении о приостановлении от дата, а именно: указанные в справке председателя правления ДСК сведения о передаче такого земельного участка другим членам кооператива, документально не подтверждаются и в регистрационный орган не предоставлены.
Данный довод судом проверен и признан обоснованным, поскольку при анализе представленных документов установлено, что в уведомлении (решении) от дата КУВД-001/2020-10035426, представленном ответчиком по запросу суда, вышеуказанное основание отсутствует, в связи с чем судом обоснованно указано регистрирующему органу о недопустимости изменения ответа после вручения такового заявителю.
При разрешении административных исковых требований, суд исходил из следующих положений закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства установлены ст. 49 названного Закона.
Частью 1 ст. 49 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Частью 2 ст. 49 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
По смыслу закона, перечень документов, подтверждающих право на земельный участок, предоставленный для садоводства или ведения личного подсобного хозяйства до введения в действие Земельного кодекса РФ, не является исчерпывающим, а потому следует принимать во внимание иные законоположения, что также следует из положений ст. 2 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которыми правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу ст. 3 Федерального закона от дата N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. (п. 1)
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (п. 3).
Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (п. 4)
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. (абзац первый, третий и четвертый п. 9.1)
Пунктом 4 ст. 28 Федерального закона от дата N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшим до дата, устанавливалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения Земельного кодекса РФ (дата) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства. Каких-либо ограничений по сроку переоформления нет.
Право собственности на такие участки не лишены возможности зарегистрировать граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) как в порядке наследования, так и по иным основаниям. Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. Обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для ведения садоводства и огородничества, с дата не требуется.
На основании исследования совокупности доказательств, суд пришел к выводу, что Кулагиной Т.В. были представлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве необходимые документы. А кроме того, ранее на основании тех же документов Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве зарегистрировало право собственности административного истца на жилой дом, расположенный на этом земельном участке. При этом пай полностью выплачен, Кулагина Т.В. принята в члены кооператива на законных основаниях.
При данных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному к выводу об отсутствии у административного ответчика оснований для отказа в государственной регистрации права в отношении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, в ДСК им. Ларина.
Также судом разрешен довод административного ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд, который был обоснованно отклонен, поскольку из материалов дела следует, что, копия обжалуемого уведомления (решения) была получена административным истцом дата, настоящий иск направлен Кулагиной Т.В. дата, что усматривается из отметки ОПС на конверте и почтовой описи.
Разрешая спор и приходя к выводу об удовлетворении требований, суд исходил из того, что при рассмотрении дела судом была установлена необходимая совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства, повлекшее за собой нарушение прав административного истца.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
При разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не было предоставлено в регистрирующий орган документов, подтверждающих предоставление земельного участка, предусмотренных ч. 1 ст. 49 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку суд при рассмотрении дела пришел к обратному, подробно аргументировав свою позицию в решении.
Также критически судебная коллегия оценивает довод апелляционной жалобы о том, что согласно данным ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0001004:1814 право собственности ДСК им. Ларина не зарегистрировано, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок, поскольку в регистрирующий орган были представлены документы, достоверно подтверждающие тот факт, что указанный земельный участок, входит в состав адрес им. Ларина.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бутырского районного суда адрес от дата, в редакции определения об исправлении описки от дата, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.