Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Алексееве М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело по административному исковому заявлению Гройсман Софьи Романовны к Минюсту России о признании решения незаконным, его отмене, обязании исключить из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
по апелляционной жалобе административного истца Гройсман С.Р. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Гройсман С.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Минюсту России о признании незаконным с момента издания распоряжения от дата о включении в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, его отмене, обязании исключить сведения о ней из Реестра.
Требования мотивированы тем, что Минюстом России дата принято распоряжение о признании административного истца иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. О распоряжении Гройсман С.Р. стало известно из средств массовой информации. В уведомлении указано, что оно принято на основании частей 3 и 7 ст. 6 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". С данным решением истец не согласна, так как оно незаконно, необоснованно, существенно нарушает ее права и свободы. На нее возложены дополнительные обязанности по предоставлению отчетности о деятельности, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в то время как не имелось никакой необходимости для возложения такой обязанности. В случае нарушения обязанности может быть привлечена к административной или уголовной ответственности. Для предоставления отчетности необходимо нести временные затраты, а также денежные. Считает, что вмешательство явно не преследует законные цели, которые могут оправдать посягательство на права, защищенные ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Распоряжением не соблюден баланс публичных интересов. Вынесение такого распоряжения является дискриминацией, нарушает положения Конституции Российской Федерации и ст. 8, 10, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 1 Протокола 1 к Конвенции. Применение к ней законодательства о средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, свидетельствует о нарушении принципа равенства постольку, поскольку возложение дополнительного бремени в силу только получения денежных средств из иностранного источника нельзя признать разумным. Также нарушено право на свободу мнения, право на свободу поиска и распространения информации. Положения ст. 6 Закона от дата
N 2124-1 не отвечают принципу "качество закона", правовой определенности, не являются достаточно четкими и ясными. Законодатель указал на право включить в Реестр то или иное лицо, а не обязанность. Европейский суд в своих решения указывал на то, что если органам исполнительной власти предоставлена юридическая свобода усмотрения, то это является нарушением принципа верховенства права. Соответственно, Минюст России обязан привести законные основаниям для принятия решения. Также Минюст России обязан доказать пропорциональность преследуемым целям. Решение должно отвечать принципам разумности и соразмерности. Принятия такого распоряжения является вмешательством в право на свободу выражения мнения, а также в право на уважение частной жизни. Считает, что принятие такого решения обусловлено политической мотивацией. Термин "иностранный агент" имеет сильную негативную коннотацию, поэтому наделение таким статусом фактически является наклеиванием унизительного ярлыка. Статус у журналиста "иностранного агента" способен сократить аудиторию любого издания, в котором он будет работать.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец и ее представитель фио явились, заявленные требования поддержали; представитель административного ответчика фио в судебном заседании иск не признала, представила письменные возражения относительно заявленных требований; представитель заинтересованного лица МИД России фио в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от дата в удовлетворении требований Гройсман С.Р. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца фио, возражения представителя административного ответчика фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки и не просивших об отложении слушания дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, находит, что решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу статьи 6 Закона РФ от дата N2124-1 "О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются
исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от дата N дата, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от дата N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Судом при рассмотрении дела установлено, что дата Минюстом России принято распоряжение N 803-р о включении Гройсман С.Р. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Решение согласовано с МИД России.
После принятия решения дата Минюстом России направлено административному истцу уведомление N 11-87250/21 о принятом распоряжении.
Судом установлено, что основанием для принятия оспариваемого распоряжения послужила информация, поступившая дата из Росфинмониторинга, о получении Гройсман С.Р. денежных средств от иностранных источников (дата, дата, дата, дата) на счет, открытый в наименование организации 4 операциями около сумма от наименование организации Компани (Ирландия).
Также Минюстом России исследована информация, поступившая дата из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о том, что Гройсман С.Р. является российской журналисткой.
В дата Гройсман С.Р. перешла на работу в издание "Проект Медиа" как автор и продюсер видеорепортажей. В дата выпустила свой первый расследовательский фильм "Правочное бюро. Фильм о том, как черный пиар пришел в русскую "Википедию", посвящённый теме платного и политически ангажированного редактирования статей русскоязычной Википедии.
В тот же период в рамках издания "Проект Медиа" запустила подкаст "В эпицентре" - о жизни и работе российских врачей во время эпидемии коронавируса (https://www.proekt.media/author/groysman/).
Гройсман С.Р. ведет личные страницы в социальных сетях: "Facebook" https://www.facebook.com/sonya.groysman - количество друзей более 1, 9 тыс. человек; "Instagram" https://www.instagram.com/sonyagro/ - количество подписчиков более 1, 8 тыс. человек; "Вконтакте" https://vk.com/sonyagro - количество друзей и подписчиков более 1, 3 тыс. человек; "Twitter" https://twitter.com/sonyagro - количество читателей порядка 190 человек.
За период с дата по дата Гройсман С.Р. разместила в своем аккаунте в социальной сети "Facebook" 2 материала с упоминанием изданий, включенных в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, "Meduza" (https://meduza.io/) и "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC)" (https://www.svoboda.org/):
1. "Когда мы шли в журналистику... " (https://www.facebook. com/sonya.groysman/posts/3891732097606654). Материал содержит прямую ссылку на сайт сбора средств в поддержку издания "Meduza". В комментарии к материалу Гройсман С.Р. призывает читателей поддержать источник (дата);
2. "сезам - по ссылке" (https://www.facebook. com/sonya. groysman/ posts/ 3372772419502627). Материал представляет собой репост публикации с сайта "Радио Свобода" о жизни россиянок в Сирии (дата).
Судом исследовано письмо Росфинмониторинга, информация, изложенная в письменных возражениях Минюста России, признана соответствующей информации, изложенной в письме Росфинмониторинга.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, в том числе положениями Закона РФ "О средствах массовой информации", приказа Минюста России N 216 от дата, исследовав, в том числе обозрев представленные суду доказательства, подтверждающие получение Гройсман С.Р. средств из иностранных источников, оценив их по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлены факты распространения Гройсман С.Р. с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, а равно получения денежных средств от иностранных источников.
При таких данных, оспариваемое распоряжение принято Минюстом России при наличии законных к тому оснований в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от дата N 2124-1 "О средствах массовой информации". Решение согласовано с МИД России. Распоряжение принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции.
Вместе с тем, включение Гройсман С.Р. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, осуществленное в соответствии с законом, не может быть признано ограничивающим права и свободы, не является дискриминацией, не свидетельствует о нарушении принципа равенства, права административного истца на свободу слова и распространение информации, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, применил закон, подлежащий применению, и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергаются представленными в материалах дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение Гройсман С.Р. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, влечет за собой ограничение прав, не преследующее правомерной цели, не являющееся необходимым в целях защиты конституционно охраняемых ценностей и интересов, политически мотивировано, не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом оценки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Ссылки в апелляционной жалобе на нарушение судом принципа состязательности не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены состоявшегося решения суда, поскольку в соответствии с требованиями статей 84, 176, 178 КАС РФ все обстоятельства дела установлены судом на основании доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Ходатайства стороны административного истца, в том числе об исследовании представленных доказательств, судом первой инстанции рассмотрены, отказ в их удовлетворении судом мотивирован.
При этом факт получения денежных средств из иностранных источников административным истцом не опровергнут.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов, не влияют на полноту установленных в ходе рассмотрении дела судом фактических обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным; принятым в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что в резолютивной части решения суда содержится описка в указании фамилии, имени и отчества административного истца, а именно вместо Гройсман Софьи Романовны указана фио. Данная описка в силу статьи 184 КАС РФ, пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" подлежит исправлению судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В резолютивной части решения Замоскворецкого районного суда адрес от дата исправить описку в указании фамилии, имени и отчества административного истца, указав вместо ошибочно указанной фио - фио фио.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.