Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Колесниковой И.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-343/ дата по административному исковому заявлению Савеловского межрайонного прокурора адрес к Совету депутатов адрес о признании бездействия незаконным, устранении нарушений, по апелляционной жалобе заинтересованного лица фио на решение Савеловского районного суда адрес от дата о частичном удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи фио, выслушав объяснения заинтересованного лица Якубовской Л.С, возражения представителя административного истца прокурора фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Савеловский межрайонный прокурор адрес обратился в суд с административными исковыми требованиями к административному ответчику Совету депутатов адрес, в котором просил признать бездействие Совета депутатов адрес в части невыполнения законных требований Савеловского межрайонного прокурора адрес по досрочному прекращению полномочий депутата Совета депутатов муниципального адрес в связи с неисполнением ею обязанности по представлению сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга и несовершеннолетних детей за отчетный период с дата по дата в установленный срок, незаконным, и возложить на Совет депутатов адрес обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального адрес в связи с неисполнением обязанности по представлению сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга и несовершеннолетних детей за отчетный период с дата по дата, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований административный истец указал, что Савеловской межрайонной прокуратурой адрес проведена проверка исполнения требований закона о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Совета депутатов адрес. По результатам проверки установлено, что Якубовская Л.С, избранная депутатом по итогам выборов Совета депутатов адрес четвертого созыва дата по избирательному округу N 2, в нарушение требований действующего законодательства не представила сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей за дата. В связи с установленными нарушениями Савеловской межрайонной прокуратурой адрес в адрес главы адрес дата внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с указанием на установленный законом порядок досрочного прекращения полномочий депутата органа местного самоуправления. Вместе с тем, несмотря на представление прокурора, на заседании Совета депутатов адрес от дата при рассмотрении представления прокурора от дата решение о досрочном прекращении полномочий депутата Якубовской Л.С. не принято.
Решением Савеловского районного суда адрес от дата постановлено:
административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Совета депутатов адрес по непринятию мер по досрочному прекращению полномочий депутата Совета депутатов муниципального адрес фио.
Обязать Совет депутатов адрес принять меры к устранению нарушений и в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть представление Савеловского межрайонного прокурора адрес от дата об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и принять решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения заинтересованного лица Якубовской Л.С, возражения представителя административного истца прокурора фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщившего об уважительных причинах своей неявки, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу о частичном удовлетворении требований Савеловского межрайонного прокурора адрес.
При этом, суд исходил из того, что в ходе прокурорский проверки соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции в части исполнения обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих (супруга) и несовершеннолетних детей за дата установлено, что депутат Совета депутатов муниципального адрес в установленный законом срок не представила сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за дата в отношении себя, своего супруга и несовершеннолетних детей.
Указанные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не были направлены депутатом Якубовской Л.С. в установленный срок и порядке в Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции адрес.
В связи с допущенным депутатом Совета депутатов адрес нарушением требований законодательства о противодействии коррупции Савеловским межрайонным прокурором адрес дата в адрес Главы адрес фио внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, согласно которому для устранения выявленных нарушений, а также в соответствии с положениями Федерального закона N 131-ФЗ, Закона адрес от дата N 56 "Об организации местного самоуправления в адрес", необходимо рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов адрес.
Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов адрес был включен в повестку дня заседания Совета депутатов, состоявшегося дата, и по результатам рассмотрения вышеуказанного представления решение о досрочном прекращении полномочий депутата Якубовской Л.С. не принято.
В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Частью 10.1 той же статьи закона предусмотрено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от дата N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от дата N273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от дата N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от дата N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами адрес, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац семнадцатый части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.8.2 Закона адрес от дата N 64 "О мерах по противодействию коррупции в адрес" лица, замещающие муниципальные должности, должность главы администрации по контракту представляют Мэру Москвы сведения о доходах и расходах по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в порядке, установленном Мэром Москвы, ежегодно не позднее дата года, следующего за отчетным годом.
Законом адрес от дата N 8 "О сроке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с дата по дата" срок представления сведений о доходах за дата лицами, замещающими муниципальные должности, продлен до дата.
Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего муниципальную должность, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.
Соответственно, непредоставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности, а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от дата N 104-О).
Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Таким образом, на Якубовскую Л.С. как депутата Совета депутатов адрес возложена безусловная обязанность по предоставлению полных и достоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, которая была ею нарушена в связи с непредставлением указанных сведений в установленный законом срок, что фактически не оспаривалось Якубовской Л.С. при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Вместе с тем, доказательств направления необходимых сведений в установленный срок до дата Якубовской Л.С. не представлено. Доводы Якубовской Л.С. о направлении сведений не позднее 30 или дата почтовой связью не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела. Также, судом обоснованно признаны неуважительными причинами несвоевременной подачи сведений семейные обстоятельства Якубовской Л.С. и наличие депрессии, поскольку, последняя, являясь депутатом, лицом добровольно избранным на данный пост, и в силу положений действующего законодательства обязана соответствовать предъявляемым к ней требованиям закона и соблюдать их.
Также судом учтено, что срок для представления указанных сведений был перенесен до дата и, при должной степени осмотрительности, Якубовская Л.С. не была лишена возможности их предоставить своевременно и без нарушений.
Данные фактические обстоятельства дела установлены в судебном заседании и подтверждаются указанными выше и имеющимися в деле письменными доказательствами, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Частью 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Из материалов дела следует, что представление Савеловского межрайонного прокурора адрес, внесенное в связи с выявленными нарушениями законодательства о противодействии коррупции, было рассмотрено, вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов адрес включен в повестку дня заседания Совета депутатов, проведено голосование, однако решение принято не было, в связи с чем результат голосования, в соответствии которым фактически решение не принято, свидетельствует о допущенном ответчиком бездействии, выразившемся в несоблюдении требований Федерального закона N 273-ФЗ, Федерального закона N 131-ФЗ, поскольку непредоставление депутатом Якубовской Л.С. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своего супруга и несовершеннолетних детей, является основанием для досрочного прекращения ее полномочий.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что, в данном случае, имеются правовыее оснований для признания незаконным бездействия Совета депутатов адрес и возложения на Совет депутатов адрес обязанности не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда повторно рассмотреть представление Савеловского межрайонного прокурора адрес от дата об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и принять решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом судом обоснованно отказано в удовлетворении иска в части возложения на ответчика обязанности принять конкретное решение о прекращении полномочий депутата Якубовской Л.С, поскольку в представлении прокурора поставлен вопрос, принятие решения по которому отнесено к ч.11 ст.40 Федерального закона N 131-ФЗ к полномочиям Совета депутатов муниципального образования, в связи с чем, суд не вправе предрешать решение, отнесенного к полномочиям представительного органа.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что по смыслу ч. 7.2, ч. 7.3 ст. 40 Закона от дата N131-ФЗ, а также ч. 9.3 и 9.4 ст. 13 Закона адрес от дата N56, право инициировать прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления в адрес, принадлежит исключительно Мэру адрес, а не Савеловскому межрайонному прокурору, суд полагает, что данные доводы, применительно к обстоятельствам настоящего административного дела, основаны на неверном толковании закона по следующим причинам.
В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от дата N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Основанием для обращения Савеловского межрайонного прокурора в суд с настоящим иском послужило бездействие Совета депутатов адрес, выразившееся в непринятии решения по результатам рассмотрения представления прокурора, в связи с чем ссылки заинтересованного лица о неприменении судом первой инстанции положений ч. 7.2, ч. 7.3 ст. 40 Закона от дата N131-ФЗ, ч. 9.3 и 9.4 ст. 13 Закона адрес от дата N56, не имеют правового значения при рассмотрении настоящих административных исковых требований и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда о частичном удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Савеловского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.