Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Лашкова А.Н., Смолиной Ю.М., при секретаре Колесниковой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лашкова А.Н. административное дело по апелляционной жалобе административного истца А.О. на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 14 октября 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска * и лиц, присоединившихся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, к Правительству Москвы, Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы, Москомархитектура, Департаменту информационных технологий г. Москвы об оспаривании заключения о результате общественных обсуждений - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец * К.А, а также лица, присоединившиеся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, обратились в суд с административным иском к Правительству Москвы, Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы, Москомархитектура, Департаменту информационных технологий г. Москвы об оспаривании заключения о результате общественных обсуждений.
Требования административного иска мотивированы тем, что * на портале "Активный гражданин" (*) опубликовано заключение о результатах общественных обсуждений от 30.04.2021 N 274/21 по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы в отношении территории по адресу: * (кад.NN *, *, *). На основании выводов Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы по результатам общественных обсуждений по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы в отношении указанной территории, рекомендовано утвердить представленный проект в установленном порядке, при этом в заключении комиссии также указано, что общественные обсуждения по указанному вопросу проведены в соответствии с действующим законодательством, по этой причине общественные обсуждения признаны состоявшимися.
Административные истцы с указанными выводами не согласны, поскольку организатор публичных слушаний необоснованно уклонился от включения в число участников слушаний правообладателей соседних с территориальной зоной земельных участков в нарушение положений ст. 5.1 ГрК РФ. Также в нарушение Постановление Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448-ПП "Об утверждении Порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы" организатор не обеспечил размещение оповещения о начале общественных обсуждений на информационных стендах, оборудованных около зданий или в зданиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных в пределах территории, в отношении которой проводятся общественные обсуждения.
Также из-за сбоев в работе портала "Активный гражданин" не смогли принять участие в голосовании муниципальные депутаты, а также работники выставки, находящейся в территориальной зоне изменений.
Кроме того, организатор в заключении не указал перечень лиц, принявших участие в общественных обсуждениях.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав административного истца * А.О, поддержавшего апелляционную жалобу, представителей административных ответчиков Правительства г. Москвы * В.А, Департамента информационных технологий г. Москвы * Е.А, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 14 октября 2021 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 5.1 ГрК РФ по проектам планировки соответствующих территорий, а также по проектам внесения изменении в правила землепользования и застройки в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства проводятся публичные слушания или общественные обсуждения.
При этом согласно ч. 10 ст. 63 ГрК РФ в городе Москве общественные обсуждения или публичные слушания по указанным проектам проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 68.1 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - ГрК Москвы) общественные обсуждения по вопросам градостроительной деятельности могут проводиться по любым проектам, указанным в части 1 статьи 68 указанного Кодекса, в том числе по проектам планировки территории и проектам внесения изменений в правила землепользования и застройки.
Согласно ч. 2 ст. 68.1 ГрК Москвы общественные обсуждения проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Общественные обсуждения на официальном сайте проекта "Активный гражданин" проводятся в соответствии Градостроительным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом города Москвы, постановлением Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448-ПП "Об утверждении порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы", распоряжением Департамента информационных технологий города Москвы от 28.06.2019 N 64-16-273/19 "Об утверждении правил использования сайта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве".
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448-ПП процедура проведения общественных обсуждения предусматривает: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта на официальном сайте и открытие экспозиции проекта. Проведение экспозиции проекта; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка, оформление и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Согласно п. 1.4 постановления Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448-ПП, организатором общественных обсуждений является Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы (далее - организатор).
В соответствии с п. 1.5 постановления Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448-ПП. решение о проведении общественных обсуждений в соответствии с настоящим Порядком принимается организатором на основании решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, предусматривающего проведение общественных обсуждений по проектам документов и проектам решений, указанным в частях 2 и 3 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункте 3 части 1 статьи 68 Градостроительного кодекса города Москвы (далее - проекты).
В решении Градостроительно-земельной комиссии города Москвы в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы, регулирующими вопросы, связанные с проведением публичных слушаний и общественных обсуждений, определяются сроки проведения общественных обсуждений с учетом установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации предельных сроков, границы территории, в отношении которой проводятся общественные обсуждения, а также состав участников общественных обсуждений.
Как установлено судом первой инстанции, на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от *. N * (п. 49.2) принято решение согласиться с проведением общественных обсуждений по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы в отношении территории по адресу: * (кад. NN *, *, *).
В дальнейшем, на заседании Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы (протокол от 26.03.2021г. N 10-ОО) принято решение о проведении общественных обсуждений в соответствии с вышеуказанным решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Оповещение о начале общественных обсуждений было опубликовано 02.04.2021г. в порядке, предусмотренном действующим градостроительным законодательством на официальных интернет ресурсах, в том числе на официальном сайте проекта "Активный гражданин", на сайте Префектуры ЦАО и Управы района Хамовники, является открытой и общедоступной для неопределенного круга лиц, а также на стенде возле помещения, в котором расположена Управа района Хамовники и внутри помещения управы, в подтверждение чего на обозрение суда были представлены фотоснимки указанных стендов.
Экспозиция проекта была открыта 14.04.2021г. на официальном сайте и проведена с 14.04.2021г. по 20.04.2021г.
После окончания срока размещения проектов на официальном сайте и проведения экспозиции организатором было оформлено заключение о результатах общественных обсуждений. Опубликование на официальном сайте состоялось 30.04.2021г.
Согласно выводам Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы, общественные обсуждения проведены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы и признаны состоявшимися.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции принял во внимание доводы ответчика о том, что положения Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", на нарушение которых ссылаются административные истцы, не распространяются на данные правоотношения, поскольку в силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ действие настоящего Федерального закона не распространяется на общественные отношения, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно п. 2.1.15. постановления Правительства Москвы от 16.11.2010 N Ю19-ПП"0 создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы" к основным функциям Градостроительно-земельной комиссии города Москвы относится принятие решений по вопросам в области градостроительной деятельности, в том числе: необходимости проведения общественных обсуждений по проектам документов и проектам решений, указанным в частях 2 и 3 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункте 3 части 1 статьи 68 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", а также в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы, регулирующими вопросы, связанные с проведением публичных слушаний и общественных обсуждений, о сроках проведения общественных обсуждений с учетом установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации предельных сроков, о границах территории, в отношении которой проводятся общественные обсуждения, о составе участников общественных обсуждений.
В силу ч. 2 ст. 5.1 ГрК РФ участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Как следует их материалов дела, в качестве границ проведения общественных обсуждений установлена территория в границах территориальной зоны * в ЦАО, * (кад. NN *, *, *).
Участниками общественных обсуждений по проекту определены следующие лица: граждане, имеющие место жительства на территории, в границах которой проводятся общественные обсуждения; граждане, имеющие место работы на территории, в границах которой проводятся общественные обсуждения; правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на территории, в границах которой проводятся общественные обсуждения; депутаты представительных органов муниципальных образований на территории, которых проводятся общественные обсуждения; депутаты Московской городской Думы.
Таким образом, на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 25.03.2021 N 11 (п. 49.2) в рамках имеющихся полномочий и в соответствии с положениями градостроительного законодательства были определены границы проведения общественных обсуждений и состав участников общественных обсуждений.
Согласно п. 1.6 постановление Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448- ПП участие в общественных обсуждениях осуществляется при условии прохождения процедуры идентификации в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и (или) в автоматизированной информационной системе "Система управления доступом к информационным системам и ресурсам города Москвы", за исключением случая, предусмотренного пунктом 2.2.2(2) настоящего Порядка.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что административными истцами не подтверждён факт того, что лица, допущенные к общественным обсуждениям, в том числе депутаты представительных органов муниципальных образований, на территории которых проводятся общественные обсуждения, и депутаты Московской городской Думы не смогли принять участия в общественных обсуждениях по причине технического сбоя при прохождении процедуры идентификации.
В материалы дела административными истцами не представлены какие-либо обращения в службу технической поддержки либо иные доказательства.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь вышеуказанными нормами права, принимая во внимание доводы сторон, а также представленные в материалы административного дела доказательства, руководствуясь также положениями ч. 2 ст. 227 КАС РФ, а также учитывая, что общественные обсуждения проведены в соответствии с установленным порядком их проведения и информирования населения, в качестве надлежащего способа оповещения населения избрано размещение Департаментом информационных технологий города Москвы на сайте проекта "Активный гражданин" в сети Интернет, входящим в подсистему Единой городской автоматизированной системы обеспечения поддержки деятельности Открытого правительства города Москвы, установленной законом информации о проведении общественных обсуждений, при этом публикация оповещения о проведении общественных обсуждений осуществлена с соблюдением установленных сроков, проведенные общественные обсуждения признаны состоявшимися, административный истец реализовал свои права и законные интересы в отсутствие каких-либо препятствий, при этом, оспариваемое заключение по результатам общественных обсуждений не является правовым актом государственных органов исполнительной власти, а лишь отражает коллективное мнение граждан, либо ясно выраженные расхождения в их мнениях и носит рекомендательный характер, указанные в административном иске нарушения своего подтверждения не нашли, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; такая необходимая совокупность по настоящему делу отсутствует, оснований полагать оспариваемые решения незаконными и нарушающими права административных истцов не имеется.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 14 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.