Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Лашкова А.Н., Михайловой Р.Б., при секретаре Анохиной А.М., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лашкова А.Н. дело по апелляционной жалобе представителя П.Н. по доверенности Д.С. на решение Савеловского районного суда города Москвы от 05 июля 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска П.Н. к Управлению Росреестра о признании незаконным решения, обязании устранить нарушения, отказать,
УСТАНОВИЛА:
П.Н. обратился в суд к административному ответчику с указанным административным иском, и просил суд признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной грации, кадастра и картографии по Москве об отказе государственного кадастрового учета недвижимого имущества (помещения) с кадастровым номером *, расположенного по адресу: * от * г. и от * г, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве провести государственный кадастровый учет недвижимого имущества (помещения) с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *; взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве расходы на оплату услуг представителя в сумме * руб.; расходы на оплату государственной пошлины в сумме * руб.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 05 июля 2021 года в удовлетворении административных исковых заявлений П.Н. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит отменить данный судебный акт как незаконный, указывая не несоответствие выводов суда, обстоятельствам административного дела, неверной оценке собранных по делу доказательств, нарушении норм материального права.
В судебное заседание представитель административного истца П.Н. по доверенности Д.С. явился, доводы жалобы поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной грации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Приказа N 953 технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Технический план помещения составляется в отношении помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких смежных изолированных и (или) обособленных помещений, которые в том числе могут располагаться на нескольких смежных этажах здания либо сооружения один над другим и имеют доступ друг к другу без использования иных помещений в таком здании либо сооружении), при этом такое помещение должно быть в соответствии с законодательством Российской Федерации изолировано и (или) обособленно от других помещений в здании или сооружении и иметь возможность впоследствии быть самостоятельным предметом гражданского оборота.
Согласно пункту 19 Приказа N 953 технический план объекта недвижимости составляется на основе сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, об объектах недвижимости, входящих в его состав (для единого недвижимого комплекса) или расположенных в нем, а также о земельном участке (земельных участках), в границах которого (которых) расположен соответствующий объект недвижимости, - выписок из ЕГРН о таком объекте недвижимости, земельном участке. Если объект недвижимости расположен на нескольких земельных участках, при подготовке технического плана используются выписки из ЕГРН обо всех земельных участках, в границах которых расположен соответствующий объект недвижимости.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что * П.Н. через филиал ГБУ МФЦ г.Москвы района Савеловский подал заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества (помещения) с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *.
* г. административный ответчик приостановил государственный кадастровый учет до * года (уведомление вх. N *) на основании нарушения п. 43 Приказа от 18.12.2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", указав на отсутствие в представленном техническом плане полных сведений о ранее присвоенном государственном учетном номере помещения.
Согласно уведомлению, из представленных документов следует, что в отношении объекта проведены работы по остеклению лоджии, не указанные в перечне проводимых работ согласно представленному акту о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме жилом доме, а также разделение лоджии путем устройства перегородки, демонтаж подоконной зоны и оконно-дверного блока с частичным заложением оконно-дверных простенков, возведение образовавшихся проемах подоконных зон с установкой оконно-дверных блоков изменения фасада.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены в части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ.
Неустранение причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, является основанием для отказа в такой регистрации (часть 1 статьи 27 названного закона).
* года П.Н. подано заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества (помещения) с кадастровым номером *, расположенного по адресу*
* г. административный ответчик приостановил государственный кадастровый учет до * года (уведомление вх. N *) по обращению П.Н. от *г. на основании нарушения пунктов Приказа от 18.12.2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Согласно уведомлению в техническом плане присутствуют технические ошибки: не указана часть линейных размеров, не соблюдены требования в части оформления технического плана.
П.Н. обратился в МосгорБТИ для приведения технического плана в соответствие с уведомлением административного ответчика от * г. Согласно письму МосгорБТИ от * г. технический план был переформирован в соответствии с замечаниями административного ответчика.
* г. П.Н. через филиал ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ района Некрасовка подал переформированный технический план от * г. как дополнение к вх. *, устранив нарушения, предусмотренные уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета от * г, а именно технический план, который содержит сведения о ранее присвоенном государственном учетном номере помещения: "Инвентарный номер * присвоен * г. ГУП МосгорБТИ".
* года ответчиком вынесены уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и об отказе в государственном кадастровом учете, в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости (л.д. 39-40).
* г. административный ответчик принял решение об отказе государственного кадастрового учета недвижимого имущества (помещения) с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *, в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. При этом ранее указанные причины, послужившие основанием для приостановления действия, не устранены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, применительно к положениям ст.ст. 64, 218, 227 КАС РФ, Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", исходил из того, что оснований полагать, что в рассматриваемом случае административный ответчик действовал с нарушением законодательства и прав административного истца, не имеется, а доказательств обратного суду не представлено.
Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования к принимаемому судебному решению, которые предусматривают, что решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Между тем, из материалов дела усматривается, что * г. П.Н. через филиал ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ района Некрасовка подал переформированный технический план в соответствии с требованиями административного ответчика, как дополнение к вх. N *, устранив нарушения, предусмотренные уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета от * г.
Кроме того, административным ответчиком был заведен новый регистрационный материал, регистрационные действия были приостановлены, при этом были указаны новые причины приостановки.
Согласно пункту 239 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года N 278 в случае если документы, дополнительно представленные заявителем, устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав возобновляются со дня представления дополнительных документов на срок, оставшийся (неистекший) до приостановления.
В случае если документы, дополнительно представленные заявителем, не устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (отсутствуют необходимые сведения или сведения не исправлены либо дополнительно представленные документы выявили новые основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием причин, препятствующих их осуществлению.
Впоследствии, административным ответчиком были приняты решения об отказе государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Однако из оспариваемых решений не усматривается, какие именно причины не были устранены административным истцом.
При этом из представленных документов следует право административного истца на спорный объект недвижимости, которое никем не оспорено, сведений о том, что содержание представленных документов противоречиво, не соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения по осуществлению на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, административным ответчиком не указано.
Районным судом указанные противоречия устранены не были.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, учитывая, что суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции, полагает, что решение районного суда от * года подлежит отмене, административный иск П.Н. подлежит удовлетворению в части признания незаконными уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от * года и от * года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, государственной регистрации права собственности и возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве рассмотреть, поданные * года и * года заявления П.Н. о постановке на кадастровый учет и регистрацию права собственности в отношении объекта незавершенного строительства (сооружения), расположенного по адресу: *.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 05 июля 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования П.Н. удовлетворить частично.
Признать незаконными уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от * года и от * года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, государственной регистрации права собственности.
Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве рассмотреть, поданные * года и * года заявления П.Н. о постановке на кадастровый учет и регистрацию права собственности в отношении объекта незавершенного строительства (сооружения), расположенного по адресу: *.
В удовлетворении остальной части исковых требований П.Н. отказать.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.