Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Холдинговая Компания "Нефтек" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в связи с недостоверностью сведений об объекте оценки, использованных при расчете кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Холдинговая Компания "Нефтек" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером ЗУ, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере *. Указанная кадастровая стоимость земельного участка определена исходя оценочной группы 6.1 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (основная территория)". Между тем вид разрешенного использования земельного участка "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий (1.2.7)" не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что подтверждено вступившим в законную силу решением Московского городского суда. Расположенное на земельном участке здание фактически используется для расположения организации, осуществляющей деятельность в сфере перевозок железнодорожным транспортом, а наиболее подходящей оценочной группой, исходя из которой должна была рассчитываться кадастровая стоимость земельного участка, является 7 группа "Объекты производственного назначения". В такой ситуации кадастровая стоимость земельного участка составит *.
В такой ситуации, уточнив заявленные требования, административный истец просит пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ЗУ в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, путем установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ, расположенного по адресу: г. Москва, АДРЕС, по состоянию на 1 января 2018 года, исходя из отнесения данного земельного участка к 7 оценочной группе "Объекты производственного назначения".
Представитель ООО "Холдинговая Компания "Нефтек" по доверенности Зефирова Д.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" Асташкина Е.Е. в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Представителем Департамента городского имущества города Москвы представлены письменные возражения относительно заявленных требований.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Холдинговая Компания "Нефтек" является арендатором земельного участка с кадастровым номером ЗУ, что подтверждается договором аренды земельного участка от 22 апреля 2003 года, дополнительными соглашениями к нему и выпиской из ЕГРЮЛ об основных характеристиках земельного участка.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" исчисление арендной платы за земельный участок производится в процентах от его кадастровой стоимости.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ЗУ по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере *.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названного земельного участка влияют на права и обязанности ООО "Холдинговая Компания "Нефтек" как плательщика арендных платежей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 248 КАС РФ о снованием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, среди прочего, является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Как разъяснено в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (разрешенное использование земельного участка).
При этом Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237 "О государственной кадастровой оценке" предусмотрен обязательный досудебный порядок разрешения споров о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Так, в соответствии с положениями статей 20, 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237 "О государственной кадастровой оценке" предусматривается внесудебная процедура оспаривания результатов определения кадастровой стоимости путем введения процедур предоставления разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости и рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости.
Пунктом 23 статьи 21 данного закона установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде и в случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном цитируемой статьей.
Как следует из материалов дела, административный истец 30 декабря 2021 года обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Решением ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 21 января 2022 года N 24/22 заявителю в пересчете кадастровой стоимости отказано.
Пользуясь предоставленным Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ и ст. 248 КАС РФ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец 3 февраля 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Оценивая доводы заявителя о том, что вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, следовательно, при проведении государственной кадастровой оценки участок ошибочно был отнесен к объектам, предназначенным для размещения административных и офисных зданий, суд исходит из следующего.
Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости определен приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке".
В соответствии с п. 1.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке к адастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
В случае подтверждения информации о фактическом использовании объекта недвижимости, соответствующем виду (видам) разрешенного использования, определенному (установленному) в отношении такого объекта недвижимости и содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, на основании поданной в бюджетное учреждение декларации о характеристиках объекта недвижимости, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 4 июня 2019 года N 318, для целей Указаний под видом использования понимается такое фактическое использование объекта недвижимости.
В иных случаях под видом использования понимаются вид (виды) разрешенного использования или назначение объекта недвижимости, определенные (установленные) в отношении такого объекта недвижимости и содержащиеся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
В силу п. 1.3 Методических указаний о государственной кадастровой оценке п ри определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Применение методов массовой оценки для целей Указаний предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости.
При проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории г. Москвы, по состоянию на 1 января 2018 года ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" была произведена группировка земельных участков по 13 оценочным группам, среди которых оценочная группа 6 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий", оценочная группа 7 "Объекты производственного назначения".
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена исходя оценочной группы 6, подгруппы 6.1 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (основная территория)". Данные обстоятельства подтверждаются разъяснениями ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 24 января 2022 года. В свою очередь административный истец указывает, что участок подлежит отнесению к оценочной группе 7 "Объекты производственного назначения".
В обоснование своих требований административный истец ссылается на вступившее в законную силу решение Московского городского суда от 18 ноября 2021 года по иску ООО "Холдинговая Компания "Нефтек" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, которым установлено, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером не предполагает размещение на нем объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, в связи с чем безусловно не свидетельствует о том, что этот вид разрешенного использования предусматривает размещение на земельном участке офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а размещенное на этом земельном участке здание подлежит исключению из перечня объектов, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем критерии отнесения зданий к объектам налогообложения, предусмотренные ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, и критерии отнесения земельных участков к оценочным группам не являются идентичными.
Так, согласно положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка должен предусматривать размещение не любых зданий административного назначения, а именно офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения.
В свою очередь толкование подпункта 4 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, в котором содержится определение "офиса", в его системной взаимосвязи с пунктами 3 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определённым этапом такой деятельности.
То есть основным критерием для отнесения объекта капитального строительства к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, является вид экономической деятельности, осуществляемый в таком здании, который должен быть связан с осуществлением самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, и который может быть установлен исходя из вида разрешенного использования земельного участка, поскольку владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них целевым назначением.
Таким образом, решением Московского городского суда от 18 ноября 2021 года установлен лишь тот факт, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ЗУ "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий (1.2.7)" безусловно не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение на земельном участке именно офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Между тем, как было указано выше, д ля отнесения участка к определенной оценочной группе необходимо исходить из вида его разрешенного использования, содержащегося в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости (п. 1.2 Методических указаний).
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории и в силу этого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к конкретной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Соответственно, не исключается использование земельного участка с кадастровым номером ЗУ иным способом в соответствии с разрешенным видом использования, в том числе для размещения административных зданий.
Пунктами 1.9, 1.10 Методических указаний о государственной кадастровой оценке предусмотрено, что определение кадастровой стоимости должно осуществляться на основе единства судьбы земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимости. Земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности.
Согласно отчету ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" (т. 2, стр. 9), к объектам 6 группы "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий" относятся объекты, представляющие собой земельные участки, предназначенные для размещения объектов делового и коммерческого назначения, преимущественно умственного труда и непроизводственной сферы деятельности:
земельные участки под зданиями, в которых работают служащие, хранят и обрабатывают документы;
земельные участки под административно-офисными зданиями;
земельные участки под зданиями кредитно-финансовых и страховых организаций, банков;
земельные участки под зданиями нотариально-юридических учреждений;
земельные участки под административными зданиями (за исключением административно-производственных, административно-бытовых и иных административных зданий, относящихся к производственной сфере деятельности).
То есть к 6 группе отнесены как объекты, предназначенные для размещения офисных зданий, так и объекты, предназначенные для размещения административных зданий, в то время как ст. 378.2 Налогового кодекса РФ предусматривает, что для отнесения нежилого здания к объектам налогообложения, вид разрешенного использования земельного участка должен предусматривать размещение на нем не любых зданий административного назначения, а именно офисных зданий административного назначения.
В свою очередь в оценочную группу 7 "Объекты производственного назначения" входят подгруппы 7.1 "Гидротехнические сооружения", 7.2 "Прочая промышленность", 7.3 "Линейные объекты", 7.4 "Обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях", 7.5 "Общее и специальное пользование водными объектами", 7.6 "Сельскохозяйственное использование", 7.7 "Объекты коммунально-бытового обслуживания", 7.8 "Складские объекты", 7.9 "Объекты с неполными характеристиками".
Согласно отчету ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" (т. 2, стр. 9-10), к земельным участкам 7 группы относят участки под зданиями следующих отраслей народного хозяйства: являющихся частью предприятий промышленного производства; сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства; рыболовства и рыбоводства; строительной отрасли; транспорта и связи (за исключением объектов, предназначенных для непосредственного обслуживания населения).
К объектам 7 группы относятся участки для размещения: фабрик, заводов, комбинатов, производственных объединений, концернов, промышленно-производственные фирм, трестов; типографий, других промышленных предприятий, ДЭЗ (РЭУ, ЖЭК); объектов коммунального хозяйства; производственных и лабораторно-производственных зданий и помещений; мастерских (за исключением ремонтных мастерских и мастерских технического и бытового обслуживания); складских зданий, предназначенных для хранения веществ, материалов, продукции и сырья (грузов) (в том числе гаражи, предназначенные для хранения большегрузного и специализированного транспорта); складских зданий для хранения сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений, взрывчатых, радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ, горючих газов, негорючих газов в таре под давлением более 70 кПа, нефти и нефтепродуктов, каучука, целлулоида, горючих пластмасс и кинопленки, цемента, хлопка, муки, комбикормов, пушнины, мехов и меховых изделий, сельскохозяйственной продукции; зданий холодильников и зернохранилищ; зданий метрополитена, железнодорожные депо (включая пожарные железнодорожные депо); объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов; мусороперерабатывающих (мусоросжигающих) предприятий; производственных баз; зданий материально-технического и продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; электростанций и иных видов станций, обслуживающих электростанции; ремонтно-механических мастерских (РММ); административно-производственных, административно-бытовых, бытовых зданий и помещений; объектов колхозных кооперативов и хозяйств, жилищно-коммунальных хозяйств; плодово-ягодных питомников; питомников скота; котельных, в том числе котельных жилых и гражданских зданий, в случае, если они являются отдельными объектами учета; теплиц, парников сельскохозяйственных предприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Соответственно, именно ООО "Холдинговая Компания "Нефтек" обязано доказать, что при проведении государственной кадастровой оценки оценщиком были неверно определены условия, позволяющие отнести земельный участок с кадастровым номером ЗУ к оценочной подгруппе 6.1 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (основная территория)".
В обоснование своих доводов административный истец указывает, что в здании расположены помещения ООО "РЖД Интернешнл". Согласно представленному в материалы дела Уставу ООО "РЖД Интернешнл" основной целью деятельности общества является извлечение прибыли, для чего общество осуществляет следующие виды деятельности: управление зарубежными проектами по строительству и реконструкции железных дорог, иных объектов инфраструктуры в сфере железнодорожного транспорта; строительство зданий и сооружений; маркетинговые исследования; деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование и иные виды деятельности.
Между тем представленные доказательства сами по себе не могут подтверждать довод административного истца о том, что расположенное на земельном участке здание является административно-производственным, то есть о том, что в нем осуществляется производственная деятельность, поскольку не отражают фактическое использование помещений в здании арендатором. Напротив, исходя из Устава ООО "РЖД Интернешнл", деятельность общества как связанная с осуществлением умственного труда, хранением и обработкой в здании документов может быть соотнесена с критериями, являющимися основанием для отнесения земельных участков к объектам 6 группы "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий".
Иных документов, подтверждающих то обстоятельство, что целевым назначением земельного участка с видом разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий (1.2.7)" с учетом осуществляемой на нем деятельности является размещение на нем производственных объектов, административным истцом не представлено.
Согласно п. 1.8 Методических указаний о государственной кадастровой оценке определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости. В такой ситуации, принимая во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка предусматривает его использование в административных целях, который входит в одну оценочную группу с земельными участками, предназначенными для размещения офисных зданий, административный ответчик ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" верно отнес спорный земельный участок к оценочной группе 6, подгруппе 6.1, исходя из его наиболее эффективного использования, а говорить о том, что при проведении государственной кадастровой оценки были использованы недостоверные сведения, не представляется возможным.
В такой ситуации суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ООО "Холдинговая Компания "Нефтек" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
подпись
В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 27 мая 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.