Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе наименование организации на постановление судьи Останкинского районного суда адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 КоАП РФ в отношении наименование организации,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Останкинского районного суда адрес наименование организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 18.15 ч. 4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор наименование организации фио просит отменить вынесенное в отношении юридического лица постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить, в связи с допущенными процессуальными нарушениями.
Законный представитель наименование организации надлежащим образом извещался о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, защитника не направил. Руководствуясь положениями ст.25.4 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, нахожу состоявшееся по делу постановление судьи районного суда подлежащим отмене, а дело прекращению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, установлено, что указанные требования закона судьей районного суда соблюдены не были.
Судом при рассмотрении дела установлено, что дата в время по адресу адрес, 12-й адрес, около дома.8, стр.2, в результате проверки соблюдений требований миграционного законодательства, был выявлен факт привлечения к трудовой деятельности наименование организации гражданина адрес, который не имел разрешения на работу или патента в адрес, но был допущен к работе в наименование организации в качестве подсобного рабочего по вышеуказанному адресу и осуществлял устройство отливов и наружного молдинга на ремонтируемом административном здании по адресу: адрес, 12-й адрес, около д.8 стр.2, в нарушение п. 4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Действия наименование организации квалифицированы по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина наименование организации в совершении административного правонарушения установлены на основании имеющихся в деле доказательств: протокола об административном правонарушении, акта проверки соблюдения положений миграционного законодательства; протоколом осмотра территории и др. доказательствами.
К выводу о допустимости указанных доказательств пришел суд первой инстанции, положив их в основу постановления.
Между тем, с приведенными выводами судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку они сделаны без надлежащей проверки всех фактических обстоятельств по делу, без правовой оценки представленных заявителем в обоснование своих доводов доказательств, приобщенных к материалам дела.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Квалификация действий лица, совершившего административное правонарушение, имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности и определения подсудности рассмотрения дела.
Кроме того, протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Из имеющихся в деле материалов административного производства усматривается, что законный представитель наименование организации извещался административным органом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении заказным уведомлением (рпо 12741150017542) от дата по адресу: адрес, Верейская, д.29А стр.1.
Из отчета об отслеживании отправления (рпо 12741150017542), размещенного за интернет портале наименование организации следует, дата уведомление прибыло в место вручения, дата оно было вручено адресату, а дата возвращено инициатору с отметкой "по истечении срока хранения".
В жалобе заявитель указывал, что Общество не получало почтовую корреспонденцию, поскольку не знало о нем, извещение в организацию не доставлялось.
Согласно разъяснению, приведенному в абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом наименование организации от дата N 343.
Согласно пункту 32 Правил N 234, почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи.
В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи, извещения о регистрируемых почтовых отправлениях.
Извещение осуществляется не позднее следующего рабочего дня за днем поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.
С целью повышения качества предоставления услуг по пересылке внутренних регистрируемых почтовых отправлений приказом наименование организации от дата N 98-п утвержден Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (далее также - Порядок N 98-п).
В соответствии с пунктами 9.14, 9.16 Порядка N 98-п, на каждое поступившее регистрируемое почтовое отправление (далее также - РПО) почтовым работником с использованием информационной системы формируется извещение ф. 22. Извещения ф. 22, подлежащие доставке, передаются почтальонам в соответствии с разделом 10.3 настоящего Порядка.
Согласно пункту 10.3.5 Порядка N 98-п, по ходу движения по доставочному участку почтальон доставляет почтовые отправления по указанным на них адресам и выдает адресатам (уполномоченным представителям) в соответствии с требованиями пунктов 10.1.1, 10.2.2 - 10.2.4, 10.2.5, 10.2.7 настоящего Порядка; при невозможности вручить РПО опускает извещения ф. 22 (ф. 22-о, ф. 22/119) в ячейки абонентских почтовых шкафов (почтовые абонентские ящики), проставляет причину невручения РПО в графе "Особые отметки" накладной поименной ф. 16-дп.
По возвращении с доставочного участка в отделение почтовой связи почтальон сдает отчет по результатам доставки в соответствии с Порядком оказания почтальонами услуг почтовой связи и сетевых услуг (пункт 10.3.6 Порядка N 98-п).
После принятия отчета почтальона контролирующее лицо на основании накладных поименных ф. 16-дп с отметками почтальона о причинах невручения, извещений ф. 22 на врученные РПО вносит информацию в информационную систему о результатах доставки (пункт 10.3.7 Порядка N 98-п).
С целью проверки доводов жалобы, а так же устранения противоречий в отчете об отслеживании отправления, судом был сделан запрос в наименование организации.
Согласно ответу руководителя группы УФПС адрес от дата N МР77-09/65928 за запрос Московского городского суда, наименование организации не может подтвердить доставку извещения адресату в связи с отсутствием подтверждающих документов. РПО 12741150017542 дата возвращено обратно адресату по истечении срока хранения.
Таким образом, с учетом сведений, предоставленных органом почтовой связи, об отсутствии данных о доставке РПО 12741150017542, суд приходит к выводу о несоблюдении в данном случае работником отделения почтовой связи порядка доставки почтовой корреспонденции, в связи с чем наименование организации не было извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что лишило его права на защиту законных интересов.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при допущенных нарушениях правил оказания услуг почтовой связи судебное извещение не было получено стороной по делу по не зависящим от нее причинам, она не может считаться надлежаще извещенной.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Административный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
Несоблюдение должностным лицом административного органа, требований ст.ст.24.1, 26.1, ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену состоявшегося по делу постановления.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку вина наименование организации в совершении вмененного административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве - протоколе об административном правонарушении, что является существенным нарушением закона, постановление судьи подлежит отмене, так как не может быть признано законным и обоснованным.
Производство по делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление Останкинского районного суда адрес от дата, вынесенное в отношении наименование организации по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.