Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Карабинюк К.Ю., поданную на постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 12 мая 2021 года, которым ОАО "Российские железные дороги" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
12 марта 2021 года и.о. Сыктывкарского транспортного прокурора в отношении ОАО "Российские железные дороги" (далее также Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Мещанский районный суд города Москвы, судье которого 12 мая 2021 года вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Карабинюк К.Ю. просит об отмене судебного акта, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе исполнение Обществом требований законодательства о транспортной безопасности, в подтверждение чего суду первой инстанции были представлены соответствующие доказательства, которым судьей не дана надлежащая оценка.
Законный представитель, защитник ОАО "РЖД", представитель Сыктывкарской транспортной прокуратуры в судебное заседание не явились, извещены о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы по делу в установленной ст. 24.4 КоАП РФ форме не заявили.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 11.15.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное умышленно.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе обеспечения транспортной безопасности, осуществляется Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее Федеральный закон N 16-ФЗ).
В силу 10 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ транспортная безопасность определена как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Под актом незаконного вмешательства п. 1 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (ч. 4 ст.1 Федерального закона N 16-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу пп. а п. 5 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, железнодорожные вокзалы.
Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ч. 1 Федерального закона N 16-ФЗ).
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним регулируются Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма (ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1633 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, которые устанавливают требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее Требования N 1633).
Данные Требования применяются в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры: железнодорожные вокзалы и станции; участки железнодорожных путей, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса в части железнодорожного транспорта здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющиеся объектами транспортной инфраструктуры, определяемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности".
Настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 9 Требований N 1633 субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры II категории (железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции, на которых осуществляется обслуживание пассажиров, пассажирские железнодорожные остановочные пункты) дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязан проводить досмотр объектов досмотра при их перемещении с территории, прилегающей к зоне транспортной безопасности в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности, перевозочный сектор зоны транспортной безопасности и (или) технологический сектор зоны транспортной безопасности. При уровне безопасности N 1, полном разделении на объекте транспортной инфраструктуры пассажиропотоков, следующих в пригородном и дальнем железнодорожных сообщениях, досмотр объектов досмотра, следующих в целях осуществления перевозки в пригородном железнодорожном сообщении и перемещаемых из зоны транспортной безопасности метрополитена в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности и (или) перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, может не проводиться, за исключением установления правовых оснований нахождения объектов досмотра в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности.
Приказом Министерства транспорта РФ от 23.07.2015 N 227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее Правила).
Настоящие Правила обязательны для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, подразделениями транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), а также иными лицами, прибывающими на ОТИ или ТС либо находящимися на ОТИ или ТС (п. 3 Правил).
Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях, предусмотренных Требованиями, на контрольно-пропускных пунктах (далее - КПП), постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС (п. 4 Правил).
В силу п. 112 Правил КПП на ОТИ железнодорожного транспорта и метрополитенах оборудуются аварийным освещением и электроснабжением, обеспечивающими функционирование КПП при нарушении штатного электроснабжения, а также необходимыми для осуществления досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра столами (мебелью).
В ходе досмотра физических лиц, их багажа, ручной клади и перемещаемых ими предметов, при их перемещении в зону транспортной безопасности ОТИ, осуществляются мероприятия по проверке пропусков (только при перемещении в перевозочный и технологический сектор зоны транспортной безопасности), проверке перевозочных документов, сверке документа, удостоверяющего личность, с личностью пассажира и перевозочными документами (только при перемещении в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности) (п. 127.1 Правил).
Как следует из материалов дела 20 февраля 2021 года помощником Сыктывкарского транспортного прокурора совместно с сотрудниками УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и противодействию терроризму в отношении железнодорожного вокзала Сыктывкар, принадлежащем ОАО "Российские железные дороги", включенного в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры (присвоена II категория).
Согласно утвержденного Росжелдором 30.07.2020 г. плана обеспечения транспортной безопасности и приложения N 6 к нему (схеме размещения технических средств обеспечения транспортной безопасности), Порядку реагирования сил обеспечения транспортной безопасности, на железнодорожном вокзале Сыктывкар установлены: зона транспортной безопасности, технологический сектор, сектор свободного доступа и 2 контрольно-пропускных пункта (КПП), пункт досмотра N 3, пункт управления обеспечением транспортной безопасности.
В ходе проведения проверки выявлено неисполнение Обществом требований по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной безопасности, а именно:
- отсутствует резервный источник электропитания на железнодорожном вокзале Сыкктывкар, что исключает функционирование КПП при нарушении штатного электроснабжения вокзала;
- КПП N 2, указанное в схеме размещения технических средств обеспечения транспортной безопасности фактически отсутствует, проверка пропусков при перемещении физических лиц в технологический сектор, как и досмотровые мероприятия, не осуществляются.
Указанные действия (бездействия) ОАО "РЖД", нашедшие свое подтверждение имеющимися в деле доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; актом проверки; актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон; сертификатами соответствия; договором на оказание услуг транспортной безопасности; схемой объекта и размещения технических средств обеспечения транспортной безопасности; фотоматериалом; планом обеспечения транспортной безопасности с приложением к нему; иными материалами дела, послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе доводы не могут служить основанием для признания обжалуемого судебного акта незаконным и его отмены в силу следующего.
Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 969 установлены требования к функциональным свойствам технических систем обеспечения транспортной безопасности, в частности, к средствам сигнализации, контроля доступа, досмотра, интеллектуального видеонаблюдения, видеозаписи, аудиозаписи, оповещения, связи, приема и передачи информации, сбора и обработки информации.
Из содержания данных требований следует, что их функционирование должно осуществляться в круглосуточном непрерывном режиме, что должно обеспечиваться стационарным, а в случае аварии резервных источником энергоснабжения.
Кроме того, вышеуказанным п. 112 Правил прямо предусмотрена обязанность оборудования КПП на ОТИ железнодорожного транспорта аварийным освещением и электроснабжением, обеспечивающими функционирование КПП при нарушении штатного электроснабжения.
В данном случае из представленного в дело акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон не следует, что электроприемники, по которым осуществляется электроснабжение здания вокзала ст. Сыктывкар являются источником резервного (аварийного) электроснабжения и освещения для КПП.
Также следует отметить, что обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, зданий, строений, сооружений, определяется планом обеспечения транспортной безопасности соответствующего объекта транспортной инфраструктуры.
Следовательно, определив для необходимой степени защищенности железнодорожного вокзала станции Сыктывкар необходимость наличия 2-х КПП, их функционирование должно быть обеспечено для достижения состояния защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства не зависимо от регулярности использования в этих целях.
Не исполнив данные обязанности ОАО "РЖД", являясь субъектом транспортной безопасности, не обеспечило защищенность объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала Сыктывкар от возможной подготовки и совершения актов незаконного вмешательства.
Состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства и принимаемые меры по их недопущению являются делом государственной важности.
Неисполнение юридическим лицом требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, в сложившейся в Российской Федерации обстановке, когда на объектах транспортной инфраструктуры происходят террористические акты - создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде.
В данном случае ОАО "РЖД" не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства в сфере транспортной безопасности.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ОАО "РЖД" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ, и виновности ОАО "РЖД" в его совершении. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Общества не усматривается.
Административное наказание ОАО "РЖД" назначено судьей районного суда в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ.
Порядок привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 12 мая 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.2 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД" оставить без изменения, жалобу защитника Карабинюк К.Ю. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.