Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитников ГУП "Московский метрополитен" Л*** И.И. и Р*** В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГУП "Московский метрополитен" Р*** В.В. на постановление N *** заместителя главного государственного инспектора города Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по городу Москве от 7 июля 2021 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 2 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина",
УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** заместителя главного государственного инспектора города Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по городу Москве от 7 июля 2021 года ГУП "Московский метрополитен" (далее также - Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
Решением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 2 ноября 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника ГУП "Московский метрополитен" Р*** В.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ГУП "Московский метрополитен" Р*** В.В. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда, ссылается на то, что Предприятие неправомерно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ по результатам внеплановой, выездной проверки юридического лица с целью контроля исполнения предписания ГУ МЧС России по городу Москве об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 9 июля 2020 года N 186/1/1, а не с целью соблюдения Предприятием требований пожарной безопасности.
В судебном заседании защитники ГУП "Московский метрополитен" Р*** В.В. и Л*** И.И. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.
Главный специалист отдела надзора на транспорте Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по городу Москве К*** И.А. и старший инженер отдела надзора на транспорте Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по городу Москве Б*** Б.Р. возражали против удовлетворения жалобы, считая постановление должностного лица и решение судьи районного суда законными и обоснованными, пояснили, что в рамках проведённой проверки с целью контроля исполнения предписания от 09 июля 2020 года N *** на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по городу Москве от 2 июня 2021 года N *** было установлено нарушение ГУП "Московский метрополитен" нарушение требований пожарной безопасности - в нарушение п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, система автоматического пожаротушения переведена с автоматического режима на ручной пуск, в связи с чем Предприятие привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ к административной ответственности оно не привлекалось.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитников ГУП "Московский метрополитен" Р*** В.В. и Л*** И.И, представителей МЧС К*** И.А. и Б*** Б.Р, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, перевод средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения с автоматического пуска на ручной, а также отключение отдельных линий (зон) защиты запрещается, за исключением случаев, установленных пунктом 458 настоящих Правил, а также работ по техническому обслуживанию или ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения.
Согласно материалам дела, 1 июля 2021 года в 15 часов 00 минут по адресу: город Москва, Измайловский проспект, дом 45 в помещениях электродепо "Измайлово" ГУП "Московский метрополитен" в ходе выездной, внеплановой проверки, проведённой на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по городу Москве от 2 июня 2021 года N ***, установлено нарушение Предприятием п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, - система автоматического пожаротушения переведена с автоматического режима на ручной пуск.
Действия ГУП "Московский метрополитен" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения ГУП "Московский метрополитен" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении N *** от 2 июля 2021 года; распоряжением о проведении внеплановой, выездной проверки от 2 июня 2021 года N ***; актом проверки от 1 июля 2021 года, а также другими доказательствами.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ГУП "Московский метрополитен" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Предприятие неправомерно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ по результатам внеплановой, выездной проверки юридического лица с целью контроля исполнения предписания ГУ МЧС России по городу Москве об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 9 июля 2020 года N 186/1/1, а не с целью соблюдения Предприятием требований пожарной безопасности, проверялся судьёй районного суда при рассмотрении жалобы и правильно был признан несостоятельным.
Согласно материалам дела 1 июля 2021 года на основании распоряжения от 2 июня 2021 года N 282 в отношении ГУП "Московский метрополитен" проводилась внеплановая, выездная проверка с целью контроля исполнения предписания от 9 июля 2020 N 186/1/1 об устранении нарушения требований пожарной безопасности, выявленного в ходе проверки 9 июля 2020 года.
1 июля 2021 года установлено, что ГУП "Московский метрополитен" не устранило нарушение требований пожарной безопасности: в нарушение п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, - система автоматического пожаротушения переведена с автоматического режима на ручной пуск.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, выражается в нарушении требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 ст. 20.4 КоАП РФ. Указанное правонарушение является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение исчисляется с момента его обнаружения.
В связи с тем, что при проведении проверки 1 июля 2021 года установлено нарушение Предприятием требований пожарной безопасности, его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Несмотря на вынесение предписания N *** по устранению требований пожарной безопасности от 9 июля 2020 года, ГУП "Московский метрополитен" не устранило соответствующее нарушение и не прекратило противоправное деяние, что установлено в рамках внеплановой выездной проверки 1 июля 2021 года, то есть обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, явившиеся основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении.
При этом необходимо отметить, что по результатам проверки от 1 июля 2021 года Предприятие не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, объективная сторона которого выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, или совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 ст. 19.5 КоАП РФ, посягающих на нарушение установленного порядка управления.
Изложенное выше согласуется с правовой позицией, отражённой в постановлении судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2019 года по делу N 18-АД19-26.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
Материалы дела свидетельствуют о том, что административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено ГУП "Московский метрополитен", в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о юридическом лице. В данном случае непринятие Предприятием надлежащих и достаточных мер для обеспечения соблюдения требований пожарной безопасности создало опасность причинения вреда жизни и здоровью людей.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что к выводу о виновности ГУП "Московский метрополитен" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Достоверность и допустимость всех доказательств должностным лицом и судьёй районного суда проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ГУП "Московский метрополитен" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N *** заместителя главного государственного инспектора города Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по городу Москве от 7 июля 2021 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 2 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" оставить без изменения, жалобу защитника ГУП "Московский метрополитен" Р*** В.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.