Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ИП С.М.С. на постановление судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 30 декабря 2021 г., которым ИП С.М.С. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком 30 дней,
УСТАНОВИЛ:
30 октября 2021 г. специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЗелАО г. Москвы К.И.И. в отношении ИП С.М.С. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Зеленоградский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, ИП С.М.С. просит вышеуказанное постановление судьи отменить, ссылаясь на то, что в тексте протокола имеются неоговоренные исправления, внесенные без извещения стороны защиты, собранные по делу доказательства недопустимы, не учтены правовые позиции, изложенные в п.5, 18, 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции защитник ИП С.М.С. - С.Н.С. доводы жалобы поддержал.
Представитель административного органа - Управления Роспотребназора по г. Москве по доверенности Б.Л.В. доводы жалобы полагала необоснованными.
Допрошенная в суде апелляционной инстанции в установленном законом порядке в качестве свидетеля, составлявшая протокол об административном правонарушении К.И.И, предупрежденная судом об административной ответственности из дачу заведомо ложных показания по ст. 17.9 КоАП РФ пояснила суду, что описка в протоколе (исправление в рукописном тексте п. "4.4." СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" была допущена и незамедлительно исправлена при составлении протокола в присутствии ИП С.М.С, он присутствовал при исправлении описки, от подписи выданных ему копий документов он отказался, права и обязанности ИП разъяснялись должным образом под роспись и С.М.С. были понятны. Изначально действовала в рамках приказа от 28.10.2021г. о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий по недопущению завоза и распространению новой короновирусной инфекции, для участия в контрольно-надзорных мероприятиях за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения при оказании услуг в г.Москве, вместе с представителем Управы Старое Крюково направилась для проведения проверки в магазин ИП С, где выявила ряд нарушений, составила административный материал и приостановила деятельность магазина.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав стороны, свидетеля, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19) в субъекте Российской Федерации определено: обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Полномочия Мэра Москвы определены Уставом адрес, утвержденным Московской городской Думой 28 июня 1995 года (далее - Устав).
Пунктом 3 статьи 41 Устава определено, что в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей адрес, нормального функционированию систем жизнеобеспечению адрес, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ (с изменениями и дополнениями), по основаниям Предписания главного государственного санитарного врача адрес от 29 марта 2020 года N 1П "О проведении дополнительных санитарно- противоэпидемиологических, профилактических мероприятий", на территории адрес введен режим повышенной готовности.
В соответствии с п. 2.8 и 5 Приложения 6 к Указу Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ, постановлено обеспечить соблюдение рекомендаций по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальных подразделений).
В случае выявления систематических нарушений работодателями требований настоящего указа Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные подразделения) обращается с предложениями о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них) всех организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, при осуществлении которых были выявлены нарушения.
Обязанность граждан и юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, закреплена в статье 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Как установлено судьей районного суда и следует из материалов настоящего дела, 30 октября 2021 года с 10 часов 29 мин по 12 часов 20 минут, в ходе проведения Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Зеленоградском АО города Москвы (далее - Управление) санитарно-эпидемиологического обследования объекта торговли непродовольственных товарами - хозяйственный магазин, расположенного по адресу:, деятельность в котором осуществлял ИП С.М.С, установлено, что ИП С.М.С, имея возможность обеспечить соблюдение требований санитарного законодательства, не принял все зависящие от него меры по их обеспечению и допустил нарушение ст.ст. 11, 29, ч.3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, в невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID -2019, представляющего опасность для окружающих, а именно:
на объекте не обеспечивается надлежащее проведение "входного фильтра предусматривающего своевременное выявление в организованном коллективе лиц с признаками инфекционных заболеваний, в том числе проведение термометрии работников по приходе уходе с рабочей смены, уточнением состояния здоровья работника, последняя дата измерения температуры сотрудников 20.05.2021г, что является нарушением: гл. II, п. 5 СанПиН 3.3686-21 регламентирующих, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно- эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; п. 4.4. СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" определяющего, что мероприятиями направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются в том числе организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний приходе на работу; п. 1 МР 3.1/2.3.5.0191-20 "Рекомендации профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID -19) в предприятиях торговли" регламентирующих, организацию ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/и признаками респираторного заболевания; п. 5.1 Постановления Главного государственного санитарного врача по городу Москве N1 12.03.2020 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, предписывающих, руководителям организаций, учреждений и предприятий города Москвы независимо от организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям обеспечить ежедневную термометрию сотрудников, недопущение присутствия в организованном коллективе сотрудников с признаками ОРВИ;
- в помещениях не проводится обеззараживание воздуха, отсутствует бактерицидный рециркулятор закрытого типа, что является нарушением гл.И, п. 5 СанПиН 3.3686-21; п.п 4.4. СП 3.1.3597-20; п. 1 МР 3.1/2.3.5.0191- 20, п.5.3 Постановления Главного государстве санитарного врача по городу Москве N1 от 12.03.2020 предписывающих, противоэпидемические мероприятия в отношении COVID -19 включают комплекс направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, мероприятиями направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, является, обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, применение в помещениях с постоянным нахождением работников устройств для обеззараживания воздуха; использование для обеззараживания воздуха на объектах бактерицидных облучателей (рециркуляторов) закрытого типа;
- дистанционная разметка на полу частично стерта, перед кассовой зоной разметка отсутствует, что является нарушением требований гл.Н, п. 5 СанПиН 3.3686-21; п.п. 4.1, 4.4. СП 3.1.3597-20; п. 1 МР 3.1/2.3.5.0191-20 предписывающих, что мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров. Нарушение исправлено в ходе проверки;
не организован централизованный сбор использованных средств индивидуальной защиты, п.2.3 МР 3.1/2.3.5.0191-20 "Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID -19) в предприятиях торговли", устанавливающих организацию централизованного сбора использованных одноразовых масок, перед их размещением в контейнеры для сбора отходов герметичная упаковка в 2 полиэтиленовых пакета;
- отсутствует журнал по проведению дезобработок поверхностей помещений (кассового аппарата, прилавка), обработка помещения не фиксируется, нарушен режим приготовления рабочего дез.раствора, из-за отсутствия инструкции и мерных емкостей для приготовления дезинфицирующего раствора и соблюдения пропорций количества воды и дезинфицирующего средства, что является нарушением гл.И, п. 5 СанПиН 3.3686-21, предписывающих, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно- эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарнопротивоэпидемические (профилактические) мероприятия; п. 4.4. СП 3.1.3597- 20 предписывающих, что мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, создание запаса дезинфицирующих средств; п.п.2.4; 2.5 МР 3.1/2.3.5.0191-20 "Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID -19) в предприятиях торговли", обеспечивается проведение ежедневной (ежесменной) в течение рабочего дня, а также после окончания смены влажной уборки торговых залов, служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей: дверных Ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники, Издание не менее пятидневного запаса моющих и дезинфицирующих средств.
Использование для дезинфекции дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке, винструкциях по применению которых указаны режимы обеззараживания объектов при вирусных инфекциях; п. 5.4 Постановления Главного государственного санитарного врача по городу Москве N1 от 12.03.2020, устанавливающего, что руководителям организаций, учреждений и предприятий города Москвы независимо от организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателям обеспечить дезинфекцию рабочих мест.
Действия ИП С.М.С. квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Вина ИП С.М.С. в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу относимыми и допустимыми доказательствами, которые в своей совокупности никаких сомнений в своей допустимости и достоверности сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1-2); протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 30.10.2021 года (л.д.4-5); протоколом о временном запрете деятельности юридического лица от 30.10.2021 года (л.д. 6-7); выпиской из ЕГРИП; (л.д. 10-11); видеоматериалом (л.д. 18); пояснениями допрошенной в суде апелляционной инстанции в качестве свидетеля в установленном законом порядке Королевой И.И, иными материалами.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья районного суда правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу ИП С.М.С. в материалах дела не имеется. Презумпция невиновности, установленная ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушена.
Утверждение заявителя о том, что при рассмотрении дела и жалобы судья не выполнил требования закона об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела и нарушили принцип презумпции невиновности, не соответствуют действительности. Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, в том числе представленные заявителем, проверил их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ИП С.М.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Выводы, по которым отвергнуты доводы заявителя, судьей мотивированы в обжалуемом акте, данная названным доказательствам оценка является надлежащей, а потому ставить ее под сомнение оснований не имеется. При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом учитываю, что к целям и задачам производства по делам об административных правонарушениях не относится достижение благоприятного для привлекаемого к административной ответственности лица результата, отвечающего его ожиданиям, а является всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности, разрешение его в соответствии с законом.
При рассмотрении дела данные требования закона выполнены надлежащим образом.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Вывод судьи о виновности ИП С.М.С. в совершении правонарушения соответствует материалам дела и представленным доказательствам.
Малозначительным вменное правонарушение не является.
Вопреки доводам жалобы, правовые позиции, изложенные в п. 5, 18, 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в данном деле не нарушены.
Доводы о ненадлежащем исправлении описки в протоколе об административном правонарушении проверялись и своего подтверждения не нашли, опровергаются показаниями свидетеля К.И.И.
Объективных оснований для признания собранных по делу доказательств недопустимыми со ссылкой на наличие у ИП С.М.С. неподписанных им копий переданных ему при рассмотрении дела документов при надлежащем оформлении административного материала, иного вывода по делу не влекут.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ИП С.М.С. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Назначенное ИП С.М.С. административное наказание, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
С учетом изложенного, оснований для признания назначенного ИП С.М.С. наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, решил:
постановление судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 30 декабря 2021 г. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.