Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника ООО " ... " на постановление Тверского районного суда Москвы от 29 ноября 2021 года, которым общество с ограниченной ответственностью " ... " (...), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.34.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
20 октября 2021 года главным специалистом - экспертом контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу в отношении ООО "... " был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.34.1 КоАП РФ.
Судьёй вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с данным постановлением судьи, защитник подал на него в Московский городской суд жалобу, в которой просит об отмене судебного акта и прекращении производства по делу либо за отсутствием состава административного правонарушения по доводам, подробно приведенным в жалобе.
Законный представитель ООО "... " в судебное заседание не явился, защитника не направил, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о чем свидетельствуют находящиеся в открытом доступе сведения Почты России и положения пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", а также особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "судебное", утвержденные приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343, в настоящее время приказом ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п, были при этом соблюдены; автор жалобы только в своем присутствии рассматривать дело не ходатайствовал; об отложении не просил; с учетом конкретных обстоятельств дела и доводов жалобы считаю возможным рассмотреть дело в соответствии с п.3 ст.25.4 КоАП РФ в настоящем судебном заседании.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 3 ст.19.34.1 КоАП РФ установлена ответственность за грубое нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента.
Согласно примечаниям к ст. 19.34.1 КоАП РФ под грубым нарушением в части 3 настоящей статьи понимается неоднократное (более двух раз в течение года) нарушение предусмотренного Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, совершенное самим иностранным средством массовой информации или учрежденным им российским юридическим лицом, их должностными лицами, сотрудниками или представителями, либо неоднократное неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющих функции иностранного агента.
Под неоднократным совершением административного правонарушения, понимается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Так, для деятельности иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранных агентов и учрежденных ими российских юридических лиц, выполняющих функции иностранных агентов на территории Российской Федерации установлен порядок, предусмотренный ч.ч. 8, 9 ст. 25.1 Закона РФ "О средствах массовой информации", в соответствии с которым сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента. Форма указания, предусмотренного частью восьмой настоящей статьи, требования к размещению и порядок размещения такого указания устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма указания, а так же требования и порядок размещения такого указания, утверждены приказом Роскомнадзора от 23.09.2020 года N124, на что обоснованно указано в протоколе об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, ООО "... " (ООО "... ") допустило грубое нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица, выполняющим функции иностранного агента, а именно: 23 сентября 2021 года ООО "... ", расположенное по адресу:.., ранее неоднократно (более двух раз в течение года) допускавшее нарушение предусмотренного Законом о СМИ порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, совершенное самим иностранным средством массовой информации или учрежденным им российским юридическим лицом, распространило на территории Российской Федерации в социальной сети "... " по адресу... постов "... " (дата и время публикации: 23.09.2021 18:15), "... " (дата и время публикации: 23.09.2021 11:16) без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
В ходе рассмотрения письма Центрального аппарата Роскомнадзора от 22.09.2021 N 04СВ-62601 выявлено нарушение требований ч. 8 ст. 25.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 N 2124-1 (далее - Закон о СМИ) в части распространения сообщений и материалов на территории Российской Федерации иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
В соответствии с Приказом Роскомнадзора от 23.09.2020 года N124, сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться следующим указанием: "Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента" (далее - Указание).
При распространении сообщений и материалов иностранного средства массовой информации в печатной продукции, аудиовизуальной продукции, а также при распространении иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"). Указание должно иметь форму текстового сообщения.
Согласно разделу II Приказа, размер шрифта Указания в печатной продукции, на сайтах и (или) страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должен вдвое превышать размер текста сообщения (материала) иностранного средства массовой информации, созданного и (или) распространенного иностранным средством массовой информации, цвет шрифта Указания должен быть контрастным по отношению к фону, на котором он размещается.
Кроме того, не допускается наложение Указания на содержащийся в сообщении (материале) текст, изображение или иное сообщение (материал) и их фрагменты.
Согласно разделу III Приказа, Указание подлежит размещению при распространении иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, предназначенной для неограниченного круга лиц печатной продукции, аудио-, аудиовизуальной продукции и иных сообщений и материалов, распространяемых в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указание подлежит размещению в начале каждого сообщения (материала) иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала). При размещении Указания в аудио-, аудиовизуальной продукции, оно должно быть распространено в начале трансляции сообщения (материала), а также при каждом возобновлении трансляции данного сообщения (материала) после ее прерывания. Продолжительность демонстрации, воспроизведения Указания в аудио-, аудиовизуальной продукции в начале трансляции сообщения (материала) должна составлять не менее 15 секунд.
В нарушение требований Приказа и Закона о СМИ материалы иностранного средства массовой информации "... ", выполняющего функции иностранного агента, и российского юридического лица ООО "... " (ОГРН...), выполняющего функции иностранного агента, распространяются в социальной сети "... " по адресу... без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Согласно сведениям, содержащимся в реестре Минюста России, а также письму Минюста России от 14.12.2020 N 11-142048/20 ООО "... " включено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, 11.02.2020 под номером 11. "... " включено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, 05.12.2017 под номером 7.
Согласно письму Минюста России от 14.12.2020 N.., для организации деятельности и распространения материалов иностранного средства массовой информации "... ", выполняющего функции иностранного агента, в Российской Федерации учреждено ООО "... " (ОГРН...).
В соответствии с п. 2.1 ст. 2 устава ООО "... " общество создано с целью выполнения требований ст. 25 Закона о СМИ для организации распространения на территории Российской Федерации предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов иностранного средства массовой информации (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет).
Распространение сообщений и материалов в социальной сети "... " осуществляется без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента. Страница социальной сети создана для продвижения и распространения материалов иностранного средства массовой информации "... ", выполняющего функции иностранного агента, и состоит из последовательности коротких сообщений (далее - посты).
Посты состоят из следующих частей:
описания;
изображения.
Посты являются сообщениями и материалами иностранного средства массовой информации "... ", выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица ООО "... ", выполняющего функции иностранного агента, и должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Так, посты "... " (дата и время публикации: 23.09.2021 18:15), "... " (дата и время публикации: 23.09.2021 11:16) опубликованы в вышеназванной социальной сети без Указания.
Таким образом, нарушены требования ч. 8 ст. 25.1 Закона о СМИ, согласно которой сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Учитывая вышеизложенное, распространение сообщений и материалов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на странице иностранного средства массовой информации "... " в социальной сети "... " без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, приводит к нарушению прав и свобод человека и гражданина на получение полной информации.
В связи с тем, что ООО "... " не предприняло необходимые меры по соблюдению требований законодательства, это повлекло за собой нарушение требования ч. 8 ст. 25.1 Закона о СМИ.
Постановлениями Тверского районного суда города Москвы по делам NN.., ООО "... " привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.34.1 КоАП РФ. Постановления вступили в силу 09.09.2021, 13.09.2021.
Факт правонарушения и вина ООО "... ", в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении N... от 20.10.2021 года, согласно которому установлено, что 23 сентября 2021 года ООО "... ", расположенное по адресу:.., допустило распространение на территории Российской Федерации в социальной сети "... " по адресу... постов "... " (дата и время публикации: 23.09.2021 18:15), "... " (дата и время публикации: 23.09.2021 11:16) без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента (л.д. 1-7);
- сообщением ООО "... " в Роскомнадзор о фактах нарушений законодательства иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента (л.д.8-9);
- реестром иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, согласно которому ООО "... " являеся иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента (л.д.11);
- актом видеофиксации c прилагаемым к нему DVD диском, согласно которым выявлен факт распространения в социальной сети "... " по адресу... постов "... " (дата и время публикации: 23.09.2021 18:15), "... " (дата и время публикации: 23.09.2021 11:16) без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента (л.д. 10);
- уставом ООО "... ", согласно которому Общество создано с целью распространения на территории Российской Федерации, предназначенных для неограниченного круга лиц, сообщений и материалов иностранного средства массой информации (л.д.12-40);
- сведениями о привлечении ООО "... " к административной ответственности за нарушение порядка деятельности учрежденного иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента (л.д.55-61).
Правонарушение совершено ООО "... ", т.е. российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, в срок, в течение которого оно считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного правонарушения.
Таким образом, оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, судья считает вину ООО "... " в совершении административного правонарушения полностью установленной, а квалификацию действий по ч.3 ст.19.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - правильной.
По изложенным выше основаниям судья не может принять во внимание доводы, изложенные в судебном заседании и письменных возражениях представителями ООО "... ", в частности, о противоречии приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 года N124 Конституции Российской Федерации и Закону "О средствах массовой информации", поскольку требования к наличию Указания на то, что сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, не могут расцениваться как ограничение беспрепятственного доступа к сообщениям зарубежных СМИ и ограничению конкуренции на рынке СМИ.
Кроме того, распространяемые материалы содержат информацию на русском языке о событиях, происходящих на территории Российской Федерации, следовательно, данная информацию предназначена в первую очередь для распространения среди граждан Российской Федерации и соблюдение требований законодательства Российской Федерации не может быть расценено как ограничение прав и свобод жителей других государств.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины ООО "... ", в совершении инкриминируемого ему деяния.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, основаниям не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи с чем судья обоснованно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, дав им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Действия ООО "... " правильно квалифицированы по ч.3 ст.19.34.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела не допущено.
Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй районного суда при рассмотрении дела на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст.26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторным является административное правонарушение, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 данного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Несоблюдение ООО "... " требований закона с учётом конкретных обстоятельств дела давали правовые основания для квалификации его действий по ч.3 ст.19.34.1 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи. При таком положении деяние обоснованно было квалифицировано как повторное применительно к нормам п.2 ч.1 ст.4.3, ст.4.6 и ст.31.9 КоАП РФ.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что к выводу о виновности ООО "... " в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.34.1 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Достоверность и допустимость всех доказательств судьёй районного суда проверена, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка.
При назначении наказания судья районного суда учёл данные о юридическом лице, а также характер совершённого им административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области порядка управления.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО "... " в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исключительные обстоятельства, связанные с характером совершённого административного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, подтверждённые объективными данными, которые могут являться основанием для применения ч.3.2 и ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ и назначения наказания в размере ниже низшего размера, установленного санкцией ч.3 ст.19.34.1 КоАП РФ, отсутствуют, в связи с чем заявленное в жалобе ходатайство о применении данных положений отклоняется.
Порядок и срок давности привлечения ООО "... " к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 29 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.34.1 КоАП РФ, в отношении ООО "... " оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Моргасов М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.