Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора отдела прокуратуры адрес фио дело по жалобам защитника наименование организации по доверенности фио на постановление и.о. заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских адрес от дата N ..., на решение судьи Кузьминского районного суда адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.18 адресМосквы, в отношении наименование организации,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских адрес от дата N... наименование организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.18 адрес Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере сумма
Не согласившись с таким постановлением должностного лица административного органа, стороной защиты на него подана жалоба в Кузьминский районный суд адрес, решением судьи которого от дата приведенное выше постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд указанные акты должностного лица административного органа и судьи районного суда обжалует защитник общества по доводам поданных жалоб, согласно которым, судьей районного суда не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела данной категории, в том числе точное количество систематических осмотров строительной площадки; также не учтено, что общество производит систематическую уборку строительной площадки в конце рабочей смены, тогда как проверка была осуществлена в середине рабочего дня; вина общества во вмененном ему административном правонарушении не доказана, в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.18 КоАП адрес; имеются основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель наименование организации, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности фио, в полном объеме поддержавшего изложенные в жалобе доводы, настаивавшего на их удовлетворении.
Прокурор отдела прокуратуры адрес фио возражал против удовлетворения доводов указанных жалоб, сочтя оспариваемые акты должностного лица административного органа и судьи районного суда законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, совокупности которых достаточно для квалификации действий общества по ч.1 ст. 8.18 адресМосквы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения защитника общества, заключение прокурора, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов должностных лиц административного органа и судьи районного суда не имеется, в связи со следующим.
Частью 1 ст. 8.18 КоАП адрес предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных Правительством Москвы правил производства земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства, в том числе отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытий, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок.
В соответствии с п. 4.6.1 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, утвержденных постановлением Правительства Москвы от дата N 299-ПП, оборудованные площадки для временного складирования материалов, изделий, конструкций устраивают для упорядочения складирования материалов, изделий, конструкций и обеспечения их сохранности в соответствии с нормативными требованиями по условиям хранения. адрес для временного складирования почв, снимаемых со строительных площадок, грунтов, пригодных для использования при благоустройстве и озеленении, и почвогрунтов устраиваются для защиты их от загрязнения, размыва, выветривания и смешивания с нижележащим подстилающим грунтом. Площадки для временного размещения почв и грунтов, отходов строительства и сноса, опасных и не пригодных для вторичного использования, должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить соблюдение экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Уборка и содержание мест производства работ осуществляется в соответствии с Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в адрес, утвержденными Правительством Москвы. Исполнитель работ обязан систематически производить осмотр состояния мест производства работ и принимать меры по устранению выявленных нарушений, вывозу грунта, разобранных асфальтовых покрытий, уборке отходов и мусора (п. п. 5.1, 5.3 Правил).
Согласно п.п.1.1, 2.1.4, 2.2, 2.2.1, 2.2.1.3 Положения об Объединении административно-технических инспекций адрес, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от дата N 960-ПП, Объединение административно-технических инспекций адрес является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющим систематическое наблюдение (мониторинг) за состоянием объектов благоустройства в адрес с применением мер административного воздействия при выявлении нарушений, контроль за соблюдением подрядными организациями адрес правил и технологии производства работ по государственным контрактам в сфере благоустройства городских территорий (ведомственный контроль), региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, а также аттракционной техники; основными задачами Объединения являются, в том числе, осуществление контроля за соблюдением правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес; в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции регионального государственного контроля за соблюдением юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями установленных Правительством Москвы требований к порядку проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, в том числе к обустройству мест проведения (производства) работ и прилегающей территории, срокам начала и завершения работ в соответствии с утвержденным графиком, защите и сохранности подземных сооружений и коммуникаций; соответствия проводимых работ проекту проведения (производства) работ, Паспорту колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в адрес и целям проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов, указанных в ордере (разрешении); осуществляет
оформление (переоформление, закрытие, приостановление и прекращение действия) ордера (разрешения) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в адрес.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в 13.10 час. дата в ходе проведения должностными лицами Кузьминской межрайонной прокуратуры адрес соблюдения требований законодательства на объекте строительства по адресу: адрес, выявлено, что в нарушение требований п.п.1.1, 4.6.1, 5.3 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, утвержденных постановлением Правительства Москвы от дата N 299, наименование организации, будучи подрядчиком в соответствии с договором подряда от дата NД907965\20 с генеральным подрядчиком наименование организации, в ходе выполнения комплекса работ по монтажу оконных блоков допустило неупорядоченное складирование материалов на месте проведения комплекса работ по монтажу оконных блоков, отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), а также несоблюдение установленных требований к благоустройству и содержанию строительных площадок, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.18 КоАП адрес.
Факт совершения наименование организации указанного административного правонарушения и его вина объективно подтверждаются совокупностью исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе актом по результатам проверки; фотоматериалом, которым зафиксированы указанные нарушения Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, являющимся приложением к акту проверки; договором подряда от дата NД907965\20, заключенным между генеральным подрядчиком наименование организации и подрядчиком наименование организации, в соответствии с п.п.1.1, 4.1.8 условий которого, подрядчик обязался своими силами и на свой риск выполнить полный комплекс работ по монтажу оконных блоков на строительном объекте по адресу: адрес, убирать с места выполнения работ любые обломки, мусор и содержать место выполнения работ, свой бытовой городок и прилегающую к нему территорию в чистоте и порядке в соответствии с требованиями положений, действующих в Российской Федерации и в адрес нормативных документов и правил; систематически вывозить мусор с места выполнения работ и объекта строительный и бытовой мусор, образовавшийся в результате выполнения подрядчиком работ; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица наименование организации; письменными объяснениями представителя общества по доверенности фио; постановлением Кузьминского межрайонного прокурора адрес от дата, которое содержит подробное описание события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.18.8 КоАП адрес, положения правового нормативного акта, нарушение которых вменяется обществу, при этом права привлекаемого к административной ответственности юридического лица соблюдены, постановление вынесено в присутствии защитника общества по доверенности фио, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, с постановлением он ознакомлен, копию постановления для сведения получила на руки, о чем имеются его
собственноручные подписи, что не оспаривается стороной защиты, постановление содержит все сведения, требуемые ст.28.4 КоАП РФ.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
На основании ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ, о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 настоящего Кодекса.
В рамках рассматриваемого дела производство по делу возбуждено вышеприведенным постановлением должностного лица прокуратуры, в связи с чем в порядке ч. 1 ст. 28.2, ст. 28.4 КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении не требовалось.
Согласно с п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", положения настоящего закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
В данном случае проверка наименование организации проводилась должностными лицами органов прокуратуры в рамках полномочий, предусмотренных ст. ст. 21, 22 Федерального закона от дата N2202-1 "О прокуратуре РФ", в силу п. 2 ст. 22 которого, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, праве возбудить производство об административном правонарушении, что согласуется с положениями п. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, согласно которой, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на адрес, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации, вследствие чего участие законного представителя или защитника привлекаемого к административной ответственности юридического лица при проведении прокурорской проверки не было обязательным.
Также следует отметить, что такие проверки могут проводиться как самостоятельно силами прокуратуры, так и с привлечением специалистов соответствующих ведомств, необходимость привлечения специалистов обусловлена характером планируемых мероприятий, круг вопросов, подлежащих выяснению в ходе запланированной проверки, зависит от ее цели, задач, характера и направленности, от объектов проверки; по результатам проведенной проверки прокурором составляется соответствующая справка (докладная записка) либо акт по результатам проверки, в которых указываются выявленные нарушения закона, принятые в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами меры, а также предложения по устранению этих нарушений, причин и условий, им способствующих.
Приобщенные в материалы дела доказательства оформлены уполномоченными на то должностными лицами прокуратуры, непосредственно выявившими нарушение юридическим лицом законодательства адрес, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений которого при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
При этом, наличие у сотрудников прокуратуры властных полномочий по отношению к юридическим лицам, призванным соблюдать требования Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, утвержденных постановлением Правительства Москвы от дата N 299, не может ставить под сомнения их действия по сбору доказательств, составлению процессуальных документов.
Представленный фотоматериал, которым зафиксировано неудовлетворительное содержание ответственной организацией наименование организации места производства работ по вышеприведенному адресу, является приложением к акту проверки, в котором указано о проведении фотосъемки, он содержит сведения о дате и времени проведения фотосъемки и фиксирует обстоятельства, занесенные в постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем данный фотоматериал в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ является документальным доказательством по рассматриваемому делу об административном правонарушении, который при рассмотрении судьей районного суда настоящего дела об административном правонарушении получил надлежащую правовую оценку.
Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериала доказательством по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает, также КоАП РФ не содержит какого-либо перечня минимальных либо обязательных доказательств, прилагаемых к постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, формирование доказательственной базы на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом по его усмотрению.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 КоАП адрес, являются общественные отношения, возникающие в сфере благоустройства города, и с объективной стороны характеризуется совершением виновным лицом действий в том числе, за несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию места производства работ, строительных площадок.
Установив, что наименование организации, будучи исполнителем комплекса работ по монтажу оконных блоков на строительном объекте по указанному выше адресу, допустило неупорядоченное складирование материалов на месте проведения комплекса работ по монтажу оконных блоков, отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), а также несоблюдение установленных требований к благоустройству и содержанию строительных площадок, что является нарушением требований Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, которые должны соблюдаться вне зависимости от наличия или отсутствия проверок органов государственного надзора, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях данного общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 адресМосквы.
Также следует отметить, что сам факт производства работ наименование организации по вышеназванному адресу, наличие выявленных нарушений, стороной защиты не отрицался ни на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, ни в суде первой инстанции, ни в доводах поданной в суд второй инстанции жалобы.
Исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат доказательства, подтверждающие, что наименование организации приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, тогда как такая возможность у общества имелась, однако оно бездействовало, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
наименование организации, являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и адрес, предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.
Постановление от дата N.., которым наименование организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.18 КоАП адрес, и подвергнуто административному наказанию, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены пункты Правил, нарушение которых вменяется обществу, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - и.о. заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских адрес, с соблюдением положений ст. ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, а также установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дела срока давности привлечения к административной ответственности, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в присутствии защитника общества по доверенности фио, копия постановления для сведения вручена ему на руки, в чем он собственноручно расписался.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, руководящих разъяснений в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку малозначительность правонарушения имеет место быть при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, тогда как при изложенных выше обстоятельствах, допустив неудовлетворительное содержание места производства земляных работ, общество нарушило Правила проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, утвержденных постановлением Правительства Москвы от дата N 299, что свидетельствует об умышленном игнорировании требований закона, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, действия указанного юридического лица признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в судебном решении, которое мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч.1 ст.8.18 КоАП адрес, с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к благоустройству адрес, степени общественной опасности, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Оснований для признания назначенного заявителю наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и назначения наказания в виде предупреждения, не установлено.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, в данном случае не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, действия режима повышенной готовности не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа законный представитель общества, с учетом имущественного положения юридического лица, не лишен возможности обратиться с заявлением в порядке статьи 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены, бремя доказывания распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление и.о. заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских адрес от дата N.., решение судьи Кузьминского районного суда адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.18 адресМосквы, в отношении наименование организации оставить без изменения, жалобы защитника по доверенности фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.