Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей: Санникова А.Б, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Пересыпке Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя командующего Воздушно-десантными войсками - Никишина Д.В. на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 7 февраля 2022 г, которым удовлетворены требования старшины в отставке Кольцовой Оксаны Вячеславовны о признании незаконными действий командующего Воздушно-десантными войсками и командира войсковой части N, связанных с порядком увольнения ее с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Понедельник А.В, предложившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Кольцова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
- признать незаконным приказ командующего Воздушно-десантными войсками от 29 ноября 2021 г. N 90 (параграф 2) об увольнении ее с военной службы по возрасту, поскольку она не давала согласия на увольнение с военной службы до обеспечения жилищной субсидией, и приказ командира войсковой части N от 30 ноября 2021 г. N 560 (пункт 17 параграфа 2) об исключении ее из списков личного состава воинской части;
- возложить на названных должностных лиц обязанность отменить указанные приказы, восстановить ее на военной службе, обеспечить всеми видами довольствия за период необоснованного увольнения.
Решением суда данные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель командующего Воздушно-десантными войсками просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что препятствий для увольнения КольцовойО.В. с военной службы по возрасту у командования не имелось, поскольку она изъявила желание быть обеспеченной жилым помещением по избранному месту жительства, отличному от места прохождения военной службы. При этом Кольцовой О.В. не производилась выплата компенсации за наем жилого помещения, поскольку на учете нуждающихся в служебном жилом помещении по месту прохождения военной службы она не состояла и с соответствующим заявлением не обращалась. Воинская должность, которую Кольцова О.В. занимала до увольнения с военной службы, с декабря 2021 г. сокращена, что затрудняет исполнение принятого судом решения. Также Кольцова О.В. отказалась от назначения на равную воинскую должность, не пожелала пройти переподготовку и переезжать на новое место дислокации воинской части, что, по мнению автора жалобы, свидетельствует о злоупотреблении правами с ее стороны.
В письменных возражениях административный истец и помощник военного прокурора Камышинского гарнизона просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с абзацами 2 и 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона "Остатусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы, в частности, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, когда они отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии.
При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 ст. 15 того же Федерального закона.
В соответствии с пунктом 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы, в частности, по возрасту при перемене места жительства осуществляется федеральными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Содержание приведенных правовых норм во взаимосвязи указывает на то, что военнослужащие некоторых категорий, к которым относится КольцоваО.В, изъявившие желание получить жилье для постоянного проживания по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, не могут быть уволены без их согласия с военной службы в случае необеспеченности жильем по месту военной службы в период ее прохождения.
По делу установлено, что Кольцова О.В. (16 ноября 1970 г.р.) заключила первый контракт о прохождении военной службы 28 апреля 1998 г, имеет общую продолжительность военной службы более 20 лет, достигла предельного возраста пребывания на военной службе, которую проходила в войсковой части N, дислоцированной в "адрес"
21 ноября 2016 г. командир войсковой части N издал приказ N 66, в соответствии с которым Кольцова О.В. полагается заключившей новый контракт до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, то есть до 15 ноября 2019 г.
В соответствии с решением начальника отделения (территориальное, г. Волгоград) федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 31 июля 2018 г. N 15/42 Кольцова О.В. признана нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в "адрес", с датой принятия на данный учет 14 июня 2018 г. В данном решении также указано, что Кольцова О.В. удерживает служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
В дальнейшем Кольцова О.В. изменила способ обеспечения жильем на жилищную субсидию и сдала указанное служебное жилое помещение, что подтверждаются справкой начальника отделения (территориальное, г.Ставрополь) федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 7 ноября 2018 г. N 272.
25 декабря 2019 г. Кольцова О.В. обратилась к командованию с рапортом об увольнении ее с военной службы после предоставления жилищной субсидии.
25 ноября 2021 г. с Кольцовой О.В. проведена индивидуальная беседа, в ходе которой она заявила, что жилым помещением не обеспечена, желает реализовать свое право на жилье путем получения жилищной субсидии, с увольнением с военной службы до обеспечения жилищной субсидии не согласна.
В этот же день врио командира войсковой части N составлено представление об увольнении Кольцовой О.В. с военной службы в отставку по возрасту, в котором указано, что она признана нуждающейся в обеспечении жилищной субсидией, с увольнением с военной службы не согласна.
Допрошенный судом первой инстанции в качестве свидетеля начальник территориального отделения г. Волгоград филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации - С.М. пояснил, что в ноябре 2021 г. из войсковой части N в жилищный орган поступил запрос о предоставлении сведений на ряд военнослужащих, в том числе и на Кольцову О.В. Должностными лицами жилищного органа было установлено, что КольцоваО.В. не имеет служебных жилых помещений и не состоит на данном учете. При этом она в установленном порядке сдала служебную квартиру по прежнему месту прохождения военной службы в "адрес". Сведения об этом были доведены до начальника отделения кадров войсковой части N И.А.
Согласно показаниям свидетеля И.А. который ранее исполнял обязанности начальника отделения кадров войсковой части N, после поступления в адрес войсковой части N директивы о переформировании и указаний о том, что должность Кольцовой О.В. сокращена, ее стали готовить к увольнению с военной службы. При этом командованию было известно о том, что она состоит на жилищном учете, служебное жилое помещение по месту прохождения военной службы ей не предоставлялось, а служебную квартиру в Ставропольском крае она сдала.
Таким образом, будучи отнесенной законодательством к той категории военнослужащих, которые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь период прохождения военной службы, Кольцова О.В. на дату составления представления об увольнении ее с военной службы не была обеспечена жилым помещением и жилищной субсидией, и возражала против увольнения с военной службы до решения жилищного вопроса. Об этих обстоятельствах командованию было известно.
Однако приказом командующего Воздушно-десантными войсками от 29ноября 2021 г. N 90 Кольцова О.В. была уволена с военной службы по возрасту до обеспечения ее жилищной субсидией, а приказом командира войсковой части N от 30 ноября 2021 г. N 560 - исключена из списков личного состава воинской части с 31 декабря 2021 г.
При таких данных гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что оспоренные приказы нарушают права истца, поскольку они противоречат вышеназванным положениям Федерального закона "О статусе военнослужащих", которыми в отношении той категории военнослужащих, к которым относится Кольцова О.В, установлены социальные гарантии на запрет их увольнения с военной службы до обеспечения жилым помещением в отсутствие на то их согласия.
Утверждение представителя ответчика о том, что Кольцова О.В. не состояла на учете нуждающихся в служебном жилом помещении по месту прохождения военной службы, и не получала в период военной службы компенсацию за наем жилого помещения, не влияет на данный вывод суда, поскольку выплата такой компенсации не является формой жилищного обеспечения военнослужащих, а производится по заявлению военнослужащего до обеспечения его жильем, о чем указано в пункте 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". При этом в соответствии с пунктами 4 и 5 ст. 3 этого Федерального закона реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих является обязанностью командиров (начальников). Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных, в частности, Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
С учетом вышеназванных обстоятельств суд первой инстанции правомерно возложил на командующего Воздушно-десантными войсками обязанность отменить приказ об увольнении Кольцовой О.В. с военной службы и восстановить ее на военной службе.
Поскольку приказ командира войсковой части N от 30 ноября 2021 г. N 560 об исключении Кольцовой О.В. из списков личного состава воинской издан на основании и во исполнение незаконного приказа об увольнении истца с военной службы, то он также подлежал отмене как незаконный.
Что же касается мнения автора жалобы о злоупотреблении КольцовойО.В. своими правами, то таких фактов судом не установлено и из материалов дела не усматривается.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 7 февраля 2022 г. по административному исковому заявлению Кольцовой Оксаны Вячеславовны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командующего Воздушно-десантными войсками - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 мая 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.