Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Шендрикова И.В. и Коробенко Э.В, при помощнике судьи Сидоровой В.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Орлецкого А.И. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 16 марта 2022 г, которым частично удовлетворены заявленные проходящим военную службу по контракту старшим матросом Николайчуком Евгением Михайловичем требования о признании незаконным решения территориального отдела "Севастопольский" филиала "Крымский" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальный отдел "Севастопольский") об отказе во включении детей супруги административного истца в список на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением территориального отдела "Севастопольский", изложенным в сообщении начальника данного отдела от 21 декабря 2021 г. N974, супруга административного истца - П.П. включена в список на предоставление служебных жилых помещений. Этим же решением детям супруги истца (В.Д, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, Р.М, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, М.М, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, В.М, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, В.М, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения и М.М, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения) отказано во включении в указанный список на том основании, что они не являются членами семьи военнослужащего.
Николайчук Е.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным вышеуказанное решение структурного подразделения уполномоченного органа в части отказа во включении детей его супруги в список на предоставление служебных жилых помещений и возложить обязанность на территориальный отдел "Севастопольский" его отменить и включить детей супруги в этот список.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение территориального отдела "Севастопольский", изложенное в сообщении начальника данного отдела от 21 декабря 2021 г. N974, об отказе детям супруги административного истца во включении в список на предоставление служебных жилых помещений в составе семьи Николайчука Е.М, возложив обязанность на структурное подразделение уполномоченного органа повторно рассмотреть данный вопрос.
В удовлетворении требований Николайчука Е.М. о возложении обязанности на указанный жилищный орган включить детей его супруги в список на предоставление служебных жилых помещений судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы, ссылаясь на п. 5 ст.2 Федерального закона "Остатусе военнослужащих", указывает, что дети супруги административного истца не относятся к членам его семьи, а поэтому не подлежат включению в список на предоставление служебных жилых помещений в составе семьи военнослужащего. При этом у детей от предыдущих браков супруги истца есть отцы, которые в силу положений СК РФ обязаны заботиться о своих детях, в том числе обеспечивать их жильем. По мнению представителя ответчика, гарнизонный военный суд фактически установилфакт совместного проживания и ведения общего хозяйства, а поэтому данное дело подлежало рассмотрению по правилам ГПК РФ.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу чч. 1 и 2 ст. 1 КАС РФ рассмотрение дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов военного управления, осуществляются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства. При этом вид судопроизводства определяется судом исходя из существа предъявленных требований.
В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми. Таким образом, нормы главы 22 КАС РФ применяются, когда требования военнослужащих непосредственно вытекают из военно-служебных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой.
Поэтому, вопреки изложенным в жалобе доводам, гарнизонный военный суд правильно определилвид судопроизводства исходя из характера правоотношений, из которых вытекали требования заявителя, в связи с чем обоснованно руководствовался положениями КАС РФ, а не нормами ГПК РФ.
Частью 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации определено, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства.
В соответствии с пп. 1, 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Согласно абзацу 5 ст. 2 этого же Федерального закона к членам семей военнослужащих, на которых распространяются социальные гарантии, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 100 и ст. 69 ЖК РФ (применительно к служебным жилым помещениям) к членам семьи нанимателя жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя такого жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
По смыслу указанных норм, в случае проживания с военнослужащим родственников, из числа прямо непоименованных в ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, и нетрудоспособных иждивенцев, их необходимо относить к членам его семьи, имеющим право на обеспечение жилым помещением вместе с ним, при условии вселения их нанимателем в качестве членов семьи и ведения с ними общего хозяйства.
Такое понимание основано на разъяснениях, данных в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации". Причем к таким лицам могут быть отнесены любые родственники, как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства, как по восходящей, так и нисходящей линии.
С целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ) ч. 1 ст. 70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении) (п. 26 этого же постановления Пленума).
В соответствии с п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Таким обзором, несовершеннолетние дети могут быть признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения в качестве членов семьи военнослужащего, если они вселены им в качестве членов семьи и проживают совместно.
По делу установлено, что Николайчук Е.М. первый контракт о прохождении военной службы заключил в сентябре 2012 года и относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебным жилым помещением.
Решением жилищного органа от 3 ноября 2016 г. N ЮРУЖО-07/3329-2016 Николайчук Е.М. включен в список на предоставление служебных жилых помещений составом семьи один человек, а в октябре 2020 года ему предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" общей площадью 17, 76 кв.м.
В июле 2021 года в список на предоставление служебных жилых помещений включен сын административного истца - К.Е, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения.
15 октября 2021 г. Николайчук Е.М. заключил брак с П.П, у которой от предыдущих браков имеются дети - В.Д, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, Р.М, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, М.М,, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, В.М, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, В.М, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения и М.М, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, которые одной семьей проживают с административным истцом и его сыном в вышеуказанном жилом помещении.
В ноябре 2021 года административный истец обратился в территориальный отдел "Севастопольский" с заявлением, в котором просил внести в список на предоставление служебных жилых помещений его супругу и ее детей от предыдущих браков, которые проживают совместно с ним как члены его семьи.
Решением территориального отдела "Севастопольский" от 21 декабря 2021 г. N974 супруга истца - П.П. включена в список на предоставление служебных жилых помещений. Этим же решением детям супруги истца отказано во включении в указанный список на том основании, что они не являются членами семьи военнослужащего.
Однако при рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что дети супруги Николайчука Е.М. проживают совместно с ним в одном жилом помещении и вселены им в качестве членов своей семьи, что подтверждается актами проверок жилищных условий от 9 ноября 2021 г. и 5 марта 2022 г, справками из детского сада N 127 (г. Севастополь) от 5 марта 2022 г. N 126, 127, 128, справками из ГБОУ г. Севастополя "Средняя общеобразовательная школа N "данные изъяты" имени ВВ. Ходырева" от 4 марта 2022 г. N 152, 153, 154, соглашением о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка и об уплате алиментов на содержание ребенка от 1 апреля 2021 г. N 57АА1153069, справкой судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП г. Орла об уплате алиментов от 21 февраля 2022 г, медицинскими карточками ГБУЗС "Горбольница N 5 - "ЦОЗМиР"" (г. Севастополь).
Поскольку супруга административного истца, применительно к жилищным правоотношениям, является членом его семьи, а ее дети ввиду совместного проживания имеют равные с нею жилищные права, вывод гарнизонного военного суда о том, что они вправе претендовать на обеспечение служебным жилым помещением в качестве членов семьи административного истца, является верным.
С учетом этих имеющих значение для дела обстоятельств подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что правом на обеспечение жилым помещением обладают лишь члены семьи военнослужащего, указанные в п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку законодательством, с учетом разъяснений, содержащихся в вышеназванных постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, предусмотрены и иные приведенные выше основания для признания членами семьи военнослужащего, имеющими право на обеспечение жильем.
При этом ненахождение детей супруги административного истца на его иждивении не относится к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения настоящего дела.
Поскольку обстоятельства, связанные с исполнением бывшими супругами П.П. обязательств по заботе о своих детях предметом рассмотрения жилищного органа не являлись, оснований для их оценки у суда первой инстанции не имелось, что соответствует разъяснениям, содержащимся в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которым суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 16 марта 2022 г. по административному исковому заявлению Николайчука Евгения Михайловича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.