Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей Коробенко Э.В. и Патланя В.А.
при помощнике судьи Сидоровой В.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 10 марта 2022г, которым отказано в удовлетворении требований майора запаса Ахмадова Мамеда Магомедовича о признании незаконным решения жилищной комиссии Управления ФСБ России по Чеченской Республике, связанного с порядком предоставления административному истцу жилищной субсидии для приобретения жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, объяснения представителя административных ответчиков - Глушкова Д.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Ахмадов М.М. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным утвержденное начальником Управления ФСБ России по Чеченской Республике решение жилищной комиссии указанного органа безопасности (протокол от 9 декабря 2021 г. N 152) в части предоставления ему жилищной субсидии дли приобретения жилого помещения без учета права на дополнительную жилую площадь жилого помещения в размере 15 кв. метров, как имеющему ребёнка-инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания;
- обязать жилищную комиссию Управления ФСБ России по Чеченской Республике повторно рассмотреть вопрос и принять решение об обеспечении его жилищной субсидией с учётом права на дополнительную площадь жилого помещения в указанном размере.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы проводит нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, излагает обстоятельства дела и указывает, что в расчет жилищной субсидии не включена стоимость дополнительной жилой площади в размере 15 кв. метров, что существенно нарушает его жилищные права, поскольку он, как законный представитель ребенка, имеет дополнительные социальные гарантии по жилищному обеспечению, его несовершеннолетний сын 2004 года рождения страдает заболеванием, включенным в утвержденный приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 г. N 991н. перечень заболеваний, которые дают инвалидам право на дополнительную жилую площадь.
Административный истец считает, суд первой инстанции неправильно истолковал законодательство и пришёл к ошибочному выводу о том, что законом не предусмотрено включение в расчёт жилищной субсидии права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного статьёй 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". При таком понимании закона, как указывает Ахмадов М.М, реализация прав его ребенка-инвалида не возможна.
Автор жалобы полагает, что судом при принятии решения об отсутствии нарушений жилищных прав административного истца и его ребенка-инвалида неверно определены обстоятельства, имеющие значение для данного дела.
В возражениях представитель административного ответчика просит решение суда оставить без изменения апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
По делу установлено, что приказами ФСБ России от 12 февраля 2020 г. N 85-лс Ахмадов М.М, имеющий общую продолжительность военной службы более 19 лет, уволен по состоянию здоровья в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограничено годным к военной службе, а приказом Управления ФСБ России по Чеченской Республике от 10 марта 2020 г. N186-лс исключен из списков личного состава воинской части с 18 марта 2020 г.
На основании поданного 29 марта 2020 г. Ахмадовым М.М. рапорта решением жилищной комиссии УФСБ России по Чеченской Республике (протокол от 20 апреля 2020 г. N 134) форма обеспечения жилым помещением изменена на представление жилищной субсидии на состав семьи из 4 человек (Ахмадов М.М, супруга, дочь и сын).
Согласно заключению врачебно-консультационной комиссии государственного бюджетного учреждения Чеченской Республики "Урус-Мартановская центральная районная больница" от 29 января 2020 г. N17 и протоколу врачебной комиссии от 4 декабря 2021 г. N 182 Ахмадов А.М. - сын административного истца, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, имеющим заболевание, которое входит в утвержденный приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 г. N 991н перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, предусмотренные названным Законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей, к которым относятся в том числе лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им жилых помещений по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 этого же Закона, в пункте 2 которой установлен перечень лиц, имеющих право на дополнительную общую площадь жилого помещения.
В соответствии с пунктом 5 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил, увеличивается на 15 кв. метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Ахмадов М.М. ни к одной из этих категорий военнослужащих не относится.
Вместе с тем согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Как указывалось выше, установленный пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" перечень лиц, имеющих право на дополнительную общую площадь жилого помещения, является исчерпывающим, и в нем члены семьи военнослужащего, имеющие инвалидность и заболевания, включенные в соответствующий перечень, дающий право на получение дополнительной площади жилья, не поименованы.
Норма об установлении круга лиц, имеющих право на дополнительную жилую площадь в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих", неоднократно проверялась на предмет ее соответствия положениям Конституции Российской Федерации.
Так, в пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 50-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Восточно-Сибирского окружного военного суда о проверке конституционности пункта 8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" суд, не усмотрев нарушений в не включении в расчет размера субсидий, предоставляемых военнослужащим, права на дополнительную жилую площадь членов их семей, являющихся инвалидами, указал, что необходимость предоставления инвалидам - членам семей военнослужащих дополнительной жилой площади в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих" связана с расширением круга получателей льгот, что относится к исключительной компетенции законодателя. В данном случае это не относится к компетенции суда.
В то же время вышеназванные Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) не предусматривают включение в расчет размера такой субсидии права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного статьёй 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что права и законные интересы Ахмадова М.М. действиями административных ответчиков не нарушены, а потому обоснованно отказал в удовлетворении его административного иска.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного постановления по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем они признаются судебной коллегией несостоятельными.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 10 марта 2022г. по административному исковому заявлению Ахмадова Мамеда Магомедовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Тогубицкий
Судьи Э.В. Коробенко
В.А. Патлань
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 июня 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.