Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ходус Ю.А, судей Мироновой Н.В, Калугина Д.М, при секретаре Кулагиной А.А.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО10
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭОС Интер" о признании недействующими в части постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", постановления Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" и постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 24 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, объяснения представителя административного истца ООО "ЭОС Интер" - ФИО11, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры ФИО6, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Правительство Пермского края постановлением от 29 ноября 2018 года N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее по тексту также - постановление N 756-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края N 141-ПК от 13 ноября 2017 года "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" (далее - Закон Пермского края N 141-ПК), постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" утвердило согласно приложению Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год.
Указанное постановление N 756-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2018 года, а также в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" 03 декабря 2018 года N 47, вступило в силу с 01 января 2019 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённый Постановлением N 756-п, содержит в себе Таблицу 1 - перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту также - Перечень 1). В указанный Перечень 1 включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" "адрес"
Правительство Пермского края постановлением от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее по тексту также - Постановление N 874-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае", постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год.
Указанное Постановление N 874-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 2 декабря 2019 года, а также в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" - N48, 9 декабря 2019 года, вступило в силу с 1 января 2020 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённый Постановлением N 874-п, содержит в себе Таблицу 1 - перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту также - Перечень 2). В указанный Перечень 2 включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" "адрес"
Правительство Пермского края постановлением от 25 ноября 2020 года N896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее по тексту также - Постановление N 896-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае", постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год.
Указанное Постановление N 896-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.11.2020, а также в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" - N 49, 7 декабря 2020 года, вступило в силу с 1 января 2021 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённый Постановлением N 896-п, содержит в себе Таблицу 1 - перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту также - Перечень 3). В Перечень 3 включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", под номером 2883.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭОС Интер" (далее также - ООО "ЭОС Интер"), являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером N обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 5271 Перечня 1, пункта 3703 Перечня 2, пункта 2883 Перечня 3.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение его в Перечни противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона Пермского края N 141-ПК, следовательно, оспариваемые правовые предписания противоречат действующим законам, нарушают права административного истца, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца ФИО7 в судебном заседании требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края ФИО8 в судебном заседании заявленные требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились.
Решением Пермского краевого суда от 24 января 2022 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ЭОС Интер" удовлетворено.
Признан недействующими со дня принятия пункт 5271 таблицы 1 - Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Признан недействующими со дня принятия пункт 3703 таблицы 1 - Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, приложения к постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Признан недействующими со дня принятия пункт 2883 таблицы 1 - Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
С Правительства Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭОС Интер" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 13 500 рублей.
В апелляционной жалобе Правительство Пермского края просит решение Пермского краевого суда от 24 января 2022 года отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Спорный объект недвижимого имущества включен в оспариваемые нормативные правовые акты, утвердившие Перечень 1 (на 2019 год), Перечень 2 (на 2020 год) и Перечень 3 (на 2021 год) на основании сведений основании сведений Единого государственного реестра недвижимого имущества о наименования нежилого здания указанного как "здание", что являлось достаточным основанием для включения его в Перечень на 2019, 2020 и 2021 годы.
Прокурор, участвующий в деле и административный истец, представили возражения, в которых просят решение Пермского краевого суда от 24 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ООО "ЭОС Интер" - ФИО7 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение Пермского краевого суда от 24 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Исходя из статьи 3, подпункт 1 статьи 14, пункта 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации, которая к объектам налогообложения относит недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2).
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (пункты 1, 2)
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Пермского края N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год. В пункт 5271 указанного Перечня 1 включено Здание с кадастровым номером 59:03:0400048:212.
Постановлением Правительства Пермского края N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год. В пункт 3703 указанного Перечня 2 включено Здание с кадастровым номером 59:03:0400048:212.
Постановлением Правительства Пермского края N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год. В пункт 2883 указанного Перечня 3 включено Здание с кадастровым номером 59:03:0400048:212.
Постановление N 756-п, постановление N 874-п и постановление N 896-п изданы в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции, опубликовано на официальном сайте, что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5 октября 2007 года N 223-П, Указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 N 16 "Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края", пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края".
По указанным основаниям решение суда первой инстанции не оспаривается и судебной коллегией не проверяется.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1).
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 300 кв. метров и помещения в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Рассматривая административное исковое заявление по существу, судом первой инстанции установлено, что ООО "ЭОС Интер" является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого помещения с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес".
Здание с кадастровым номером N, включено в таблицу N 1 приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п под пунктом 5271; в таблицу N 1 приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п под пунктом 3703; в таблицу N 1 приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п под пунктом 2883, соответственно.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, о том, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости не предусматривает размещение зданий делового, административного и коммерческого назначения, не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), кроме того, доказательств предназначения или фактического использования не менее 20 процентов общей площади зданий в указанных целях стороной административного ответчика не представлено, а потому отнесение такого здания к категории административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), по признакам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нельзя признать законным.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции считает указанный вывод обоснованным.
Так, судом первой инстанции установлено, что здание с кадастровым номером N общей площадью 64914, 1 кв.м, назначение - нежилое, наименование - кирпично-панельное производственное здание, расположено по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером: N. Наименование и назначение здания не изменялись.
По состоянию на 1 января 2019 года вид разрешенного использования земельного участка по документу "занимаемый зданием", по классификатору Росреестра "для иного использования". 3 марта 2020 года в результате корректировки сведений ЕГРН Управлением Росреестра по Пермскому краю внесены изменения относительно вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, установлен вид разрешенного использования по документу "занимаемый зданием", по классификатору Росреестра "для размещения промышленных объектов". С 3 марта 2020 года по настоящее время вид разрешенного использования земельного участка не изменялся.
Анализируя указанный вид разрешенного использования земельного участка, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что он, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Следовательно, спорное здание по указанному основанию в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы включено быть не могло.
Из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, следует, что нежилое здание с кадастровым номером N, является административным зданием, состоящим из 4 этажей, общей площадью 6491, 1 кв.м.
Здание не предназначено для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов бытового обслуживания населения, Здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого, безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов бытового обслуживания населения.
Согласно техническому паспорту нежилого Здания, составленному по состоянию на 17 октября 2005 года БФ ОГУП "Центр технической инвентаризации" данный объект недвижимости состоит из 4 этажей и цокольного этажа, имеет назначение - нежилое. Из экспликации к поэтажному плану следует, что помещения в Здании имеют следующие наименования. На цокольном этаже: тамбур, лестничная клетка, коридор, кладовая, буфет, подсобное, туалет, мастерская, электро щитовая, кладовая, умывальник, раскр. отдел; На первом этаже: коридор, лестничная клетка, кабинет, умывальник, подсобное, туалет, цех подг. производства, тамбур, шкаф, склад, подсобное, вентиляционная, комн.охраны, торговый зал; На втором этаже: швейный цех, лестничная клетка, кладовая лекал, опытный уч-к, комната пр.пищи, туалет, умывальник, подсобное, коридор, вентиляционное, отдел констр, тамбур, кладовая, каб. Технолога, комн.техника; На третьем этаже: швейный цех, лест.клетка, кабинет, комната пр. пищи, подсобное, туалет, умывальник, примерочная, тамбур, вентиляционное; Четвёртый этаж: раскройный цех, лест.клетка, кладовка, туалет, умывальник, произв.отдел, помещ.плотера, помещение САП, тамбур, вентиляционное; На чердаке: лест.клетка, подсобное, лифт.машина.
Из сведений Единого государственного реестра недвижимости на здание, договора аренды нежилого имущества от ДД.ММ.ГГГГ N N, следует, что административный истец ООО "ЭОС Интер" сдает обществу с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" в аренду помещения для размещения торгового объекта (магазин "Монетка") площадь 600 кв.м, что составляет 9, 24% от общей площади спорного объекта недвижимости.
Таким образом, из технической документации не следует, что не менее 20 процентов общей площади спорного нежилого здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Следовательно, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости спорное нежилое здание в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы включению также не подлежало.
Между тем, представленный Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 121-122, 150) содержит лишь указание на то, что в оспариваемом Здании 3083 кв.м. площади здания используются под швейное производство ООО "ЭОС Интер плюс" и вспомогательные к производству помещения, 3408, 1 кв.м, что составляет 52, 5% от общей площади здания фактически используются для размещения офисов, торговых объектов и объектов бытового обслуживания.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что в Акте осмотра Здания от ДД.ММ.ГГГГ, выявленные в ходе обследования причины, свидетельствующие о размещении офисов в Здании и изложенные выводы не подтверждены. В акте не представлен расчет площади, которая фактически используются для размещения офисов, торговых объектов и объектов бытового обслуживания. Фотографии, приложенные к акту, не имеют привязки к адресу объекта, ни к конкретным помещениям, что не позволяет определить площадь, используемую для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно не принят Акт обследования фактического использования здания и помещений от ДД.ММ.ГГГГ в качестве надлежащего доказательства по делу, подтверждающего обоснованность включения здания в Перечни.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что помещений для осуществления административной и офисной деятельности в здании с кадастровым номером N не имеется, а также здание не предназначено и не используется для целей торговли, в целях общественного питания и бытового обслуживания.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Правительством Пермского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы, не представлено.
При таком положении суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда подтверждаются доказательствами, оцененными по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают, оснований для отмены судебного решения не содержат.
При разрешении дела судом нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, а потому принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 24 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.