Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Савинова К.А, Бушминой А.Е, при секретаре Чайко А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Юрковой О.А, Братчиковой О.В, Черепановой С.А, Гавриловой Т.У, Пчелинцевой Л.Н, Дудыревой С.В, Третьяковой М.Н, Евстигнеевой С.Л, Лошкаревой К.С, Крыловой Л.Ю. и по административному исковому заявлению Сырцова С.Ю. о признании недействующим подпункта 1.2 пункта 1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 5 октября 2021 года N 2 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году по эпидемическим показаниям", по апелляционным жалобам Юрковой О.А, Братчиковой О.В. Черепановой С.А, Гавриловой Т.У, Пчелинцевой Л.Н, Дудыревой С.В, Третьяковой М.Н, Евстигнеевой С.Л, Лошкаревой К.С, Крыловой Л.Ю, Сырцова С.Ю. на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 3февраля 2022 года, которым в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, объяснения ФИО6, ФИО8, ФИО7, ФИО12, ФИО5, ФИО11, адвокатов ФИО19, ФИО20, поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения представителя Правительства Удмуртской Республики ФИО21, представителя акционерного общества "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг" ФИО22, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, полагавшей решение суда подлежим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
5 октября 2021 года Главным государственным санитарным врачом Удмуртской Республики издано постановление N 2 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году по эпидемическим показаниям" (далее - Постановление N 2).
Подпунктом 1.2 пункта 1 указанного постановления предусмотрена необходимость обеспечения проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации: работающим на промышленных предприятиях, предприятиях, занимающихся производством (изготовлением) продукции.
Пунктом 2 Постановления N 2 предусмотрено, что оно не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке.
Пунктами 3, 4 определены организационные меры, принимаемые Правительством Удмуртской Республики и Министерством здравоохранения по исполнению Постановления N 2.
В подпункте 7.1 пункта 7 указано: руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям: организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 80% от общей численности работников, сотрудников в сферах, указанных в пункте 1 настоящего постановления, в срок до 1 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом; в срок до 1 декабря 2021 - вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом в соответствии с планом.
Отстранить от работы, перевести на дистанционный режим работы с 01.11.2021 лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 1 декабря 2021 - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в п. 2 настоящего постановления; (п. 7.3 в первоначальной редакции).
В настоящее время Постановление N 2 действует в редакции постановления Главного государственного санитарного врача Удмуртской Республики от 8 октября 2021 года N 3, которым пункт 7 изложен в следующей редакции:
7. Руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям:
7.1. Организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 80% от общей численности работников, сотрудников в сферах, указанных в пункте 1 настоящего постановления, в срок до 1 ноября 2021 - первым компонентом; в срок до 1 декабря 2021 - вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом в соответствии с планом;
7.2. Рекомендовать оказывать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) сотрудников;
7.3. Рекомендовать усилить информационно-разъяснительную работу среди сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок.
Юркова О.А, Братчикова О.В, Черепанова С.А, Гаврилова Т.У, Пчелинцева Л.Н, Дудырева С.В, Третьякова М.Н, Евстигнеева С.Л, Лошкарева К.С, Крылова Л.Ю. обратились в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующим подпункт 1.2 пункта 1 Постановления Главного государственного санитарного врача в части отнесения граждан, работающих на основании трудового договора, гражданско-правового договора у индивидуальных предпринимателей, работающих на промышленных предприятиях, предприятиях, занимающихся производством (изготовлением) продукции. Требования обоснованы тем, что работодателем Акционерным обществом "Ижевский Мотозавод "Аксион-Холдинг" в отношении них приняты приказы об отстранении от работы без сохранения заработной платы, что нарушает их право на труд без дискриминации, на возможность зарабатывать средства на собственное существование и содержание семьи и детей. Полагают, что поскольку вакцины не прошли все клинические испытания, их внедрение является экспериментом, который запрещён нормами международного права и Конституцией Российской Федерации. Кроме того, нарушаются их права как пациента на добровольное участие в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения.
Считают, что нормативный акт принят с нарушением нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу: части 2 статьи 21, статьи 37 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Обиммунопрофилактике инфекционных болезней", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", поскольку они не относятся к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе перечисленных в Календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям". Считают, что оспариваемое Постановление издано Главным государственным санитарным врачом по Удмуртской Республике, не обладающим правотворческой функцией, так как последний уполномочен принимать только индивидуальные правовые акты.
Сырцов С. Ю. обратился с аналогичным административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 1.2 пункта 1 Постановления Главного государственного санитарного врача, мотивировав тем, что является работником Акционерного общества "Чепецкий механический завод", Постановление положено в основу приказа работодателя "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID 19)", что нарушает его право на труд, повлекло его дискриминацию в сфере труда, создало угрозу потери работы, лишило право на добровольность и безопасность медицинской процедуры. Считает, что Постановление вынесено Главным государственным санитарным врачом по Удмуртской Республике с превышением полномочий, согласно Федеральному закону от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Обиммунопрофилактике инфекционных болезней" ему предоставлено право только принимать решения о проведении прививок гражданам в рамках перечня, установленного Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Определением от 18 января 2022 года административные дела объединены в одно производство.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 3 февраля 2022 года в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
В апелляционной жалобе Юрковой О.А, Братчиковой О.В, Черепановой С.А, Гавриловой Т.У, Пчелинцевой Л.Н, Дудыревой С.В, Третьяковой М.Н, Евстигнеевой С.Л, Лошкаревой К.С, Крыловой Л.Ю. поставлен вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного. Заявители жалобы ссылаются на нарушение их конституционных прав, полагают, что постановление Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике не является нормативным правовым актом. Ссылаясь на положения действующего законодательства, полагают незаконным установление и расширение категории лиц, подлежащих вакцинации по эпидемическим показаниям.
В апелляционной жалобе Сырцова С.Ю. поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, и принятии по делу нового решения - об удовлетворении исковых требований. Указывает, что оспариваемое постановление не является нормативно-правовым актом, а Главный государственный санитарный врач по Удмуртской Республики правотворческой функцией не обладает. Мотивов включения в перечень лиц, подлежащих обязательной вакцинации работников промышленных предприятий в оспариваемом Постановлении не содержится. Расширение перечня сфер деятельности работающих граждан, подлежащих вакцинации в Постановлении не обосновано, не мотивированно и незаконно в связи с превышением полномочий Главного санитарного врача по Удмуртской Республике. Полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям действующего законодательства в сфере охраны здоровья граждан, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и следовательно, нарушает права, свободы и законные интересы истца.
Относительно апелляционных жалоб Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, акционерным обществом "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг" представлены возражения о необоснованности доводов апелляционных жалоб и законности решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, судебная коллегия по административным делам считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы сохранения и укрепления общественного здоровья, осуществления мер по борьбе с эпидемиями находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты "ж", "з").
Осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними являются приоритетными способами обеспечения профилактики в сфере охраны здоровья, что относится к основным принципам охраны здоровья, обеспечиваемым государством (пункт 8 статьи 4, пункты 2 и 3 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Обосновах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно частям 1, 3 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, определены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ).
Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ).
Статьями 8 и 10 Федерального закона N 157-ФЗ определены случаи обязательности проведения профилактических прививок.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности (пункт 1.2 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15).
Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020 года N 42-РГ "О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-NCOV) на территории Удмуртской Республики" на территории Удмуртской Республики с 18 марта 2020 года в целях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции введен режим повышенной готовности.
Согласно статье 10 Федерального закона N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (часть 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3).
Из смысла приведенных норм следует, что в Российской Федерации существует два вида прививок: профилактические прививки и профилактические прививки по эпидемическим показаниям.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) от 9 декабря 2020 года N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н (утратил силу) внесены изменения, он дополнен прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, установлены уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации.
С учетом изменений в календарь профилактических прививок, внесенных приказом Минздрава России от 3 февраля 2021 года N 47н (действующим на дату принятия оспариваемого Постановления), приоритет 1-3 уровней для вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, установлен для следующих лиц: в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более (1 уровень).
Взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг (2 уровень).
Государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу (3 уровень).
В соответствии с действующим приказом Минздрава России от 6декабря 2021 года N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок", установлены аналогичные уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации, к приоритету 3-го уровня дополнены дети от 12 до 17 лет (включительно) (вакцинация проводится добровольно при наличии письменного заявления одного из родителей (или иного законного представителя).
В соответствии со статьей 39 Федерального закона N 52-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 мая 2020 года принято постановление N 15 (далее - Постановление N 15), которым утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Санитарные правила). Постановление N 15 действует до 1 января 2024 года.
Согласно абзацу седьмому пункта 4.2 Санитарных правил Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Между тем, данное постановление Правительства Российской Федерации не определяет категории лиц, в отношении которых обеспечивается вакцинация по эпидемическим показаниям.
В пункте 67 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4, предусмотрено, что внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 данного Федерального закона, наделены полномочиями выносить мотивированные постановления при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно пункту 8.34.3 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, утвержденного приказом Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9июля 2012 года N 689 (далее - Положение), при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике выносит мотивированные постановления о проведении, в том числе, профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В соответствии с пунктами 10, 11 указанного выше Положения Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Руководитель Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике является главным государственным санитарным врачом по Удмуртской Республике.
Главный государственный санитарный врач по Удмуртской Республике в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вопреки доводам апелляционных жалоб, в пределах своих полномочий, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, статьей 10 Федерального закона от 17сентября 1998 года N 157-ФЗ, Приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" 5 октября 2021 года вынес оспариваемое Постановление.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у территориальных органов Роспотребнадзора права издавать нормативные правовые акты подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку не учитывают наличие соответствующих самостоятельных законодательно закрепленных полномочий у главных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации.
Вопреки доводам жалоб, оспариваемое Постановление принято уполномоченным должностным лицом в рамках его компетенции, с соблюдением порядка опубликования.
Так, постановления главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации законодательством Российской Федерации не отнесены к актам, подлежащим обязательному опубликованию в средствах массовой информации и на официальном интернет-портале правовой информации, текст оспариваемого Постановления был размещен на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в сети интернет, то есть населению Удмуртской Республике обеспечена возможность ознакомиться с содержанием данного Постановления N 2, соответственно порядок опубликования оспариваемого Постановления, предусмотренный пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ, статьями 7, 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", пунктом 3.1 Приказа Роспотребнадзора от 24 декабря 2020 года N 867 "Об утверждении инструкции по делопроизводству", пунктами 8.34.3, 16.1, 16.2 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, не нарушен.
Административные истцы, являются работниками АО "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг", виды деятельности которого производство радио и телевизионной передающей аппаратуры, а также производство электромонтажных работ, производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха, ремонт бытовой техники, Сырцов С.Ю. является работником АО "Чепецкий механический завод", основным видом деятельности которого является производство ядерного топлива, а также производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению роботоспособности электростанций, производство пара и горячей воды (тепловой энергии) тепловыми электростанциями, котельными, а потому относятся к числу работников организации энергетики, сферы предоставления услуг, которые отнесены ко второму уровню приоритета по календарю профилактических прививок.
Какой-либо неопределенности относительно распространения действия оспариваемого Постановления на административных истцов, не имеется. Доводы жалоб о противоречии оспариваемого Постановления в части включения в число работающих граждан, подлежащих обязательной вакцинации, работающих на промышленных предприятиях, предприятиях, занимающихся производством (изготовлением) продукции, являются несостоятельными, в силу вышеизложенного и основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих данные правоотношения.
Вопреки доводам жалоб оспариваемое Постановление является мотивированным; правовые основания и предпосылки принятия акта отражены в преамбуле Постановления N 2, содержащей подробный анализ эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в Удмуртской Республике на дату его принятия, и подтверждаются доказательствами об эпидемической ситуации по новой коронавирусной инфекции на территории Удмуртской Республике. Вместе с тем, суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к их исключительной компетенции (подпункт "а" пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Доводы апелляционных жалоб о незаконности применения календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям ввиду того, что в настоящее время в Удмуртской Республике не введен режим чрезвычайного положения, эпидемия не объявлена, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права, правильно примененных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Принятие оспариваемого Постановления произведено в соответствии с утвержденными 21 апреля 2020 года Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации методическими рекомендациями 3.1.0173-20 "Организация противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-19".
Проанализировав положения вышеуказанных правовых актов и оспариваемого Постановления, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что предусмотренные Постановлением N 2 сферы деятельности организаций и предпринимателей, гражданам работающим, в которых требуется обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Федеральному закону N 52-ФЗ, установленному приоритету согласно календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям, Федеральному закону от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Федеральному закону от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Федеральному закону от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Доводы административных истцов о неправильном применении судом первой инстанции положения статей 35, 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, положения норм преамбулы и статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании указанных правовых норм.
Оспариваемые административными истцами положения постановления приняты главным государственным санитарным врачом по Удмуртской области в целях предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Удмуртской Республики и направлены на недопущение распространения коронавирусной инфекции путем проведения профилактических прививок.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции внесена Минздравом России в национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, указанная вакцинация проводится гражданам при существовании реальной угрозы возникновения и распространения инфекционного заболевания. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов. Если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ предусмотрено право граждан на отказ от профилактических прививок. В этом случае отказ от проведения медицинского вмешательства, в том числе профилактических прививок, оформляется в письменной форме (часть 7 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ, пункт 3 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ).
Вместе с тем, согласно положениям Трудового законодательства и Постановления N 2 работодатель обязан отстранять от работы сотрудников, которые отказались делать прививку при отсутствии медицинских противопоказаний, но подлежащих обязательной вакцинации.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1867-О правовые последствия отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.
Таким образом, необходимость вакцинации отдельных категорий работников исходит из эпидемиологической безопасности и не направлено на ущемление конституционных прав отдельных граждан.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что по заявленным административными истцами требованиям Верховным Судом Республики рассмотрено дело, подсудное районному суду в качестве суда первой инстанции.
Вместе с тем, как следует из части 4 статьи 310 КАС РФ, нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, устанавливающих правила подсудности, не является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, как это следует из пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О практике применения судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции".
Судебной коллегией установлено, что никто из лиц, участвующих в деле, в том числе и Прокуратура Удмуртской Республики, не заявлял ходатайства о неподсудности данного административного дела Верховному Суду Удмуртской Республики, в то время как возможность заявить такое ходатайство у них имелась, поскольку они принимали участие в рассмотрении настоящего дела посредством направления своих представителей.
Кроме того, из материалов дела с достоверностью следует, что Сырцов С.Ю. обращался в Первомайский районный суд г.Ижевска с административным исковым заявлением об оспаривании Постановления N 2, однако определением Первомайского районного суда г. Ижевска от 17 декабря 2021 года административное исковое заявление было возвращено со ссылкой на его неподсудность данному суду с разъяснением права на обращение с указанным требованиями в Верховный Суд Удмуртской Республики. Таким образом, решение суда по названному основанию отмене не подлежит.
Апелляционные жалобы и апелляционное представление не содержат доводов, способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, а также ссылок на обстоятельства, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении дела и не получили бы соответствующую оценку в решении.
С учетом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 3 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Юрковой О.А, Братчиковой О.В, Черепановой С.А, Гавриловой Т.У, Пчелинцевой Л.Н, Дудыревой С.В, Третьяковой М.Н, Евстигнеевой С.Л, Лошкаревой К.С, Крыловой Л.Ю, Сырцова С.Ю, - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (городСамара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.