Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Мироновой Н.В, Калугина Д.М, при секретаре
Кулагиной А.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Гаврилова Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи заявление общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" о разъяснении апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании не действующим Постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 мая 2021 года N 75-4\э-2021 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан от 15 декабря 2017 года N 3-13\э "Об установлении индивидуальных тарифов по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020 годы" по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 августа 2021 года, которым решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 августа 2021 года отменено и принято новое решение об удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция".
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" Горюновой К.С, представителей Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царевой Н.В, Биккининой Ч.А, представителя АО "Сетевая компания", заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" (далее также ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция", Общество) обратилось в Верховный суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением и просило признать не действующим Постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 мая 2021 года N75-4\э-2021 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан от 15 декабря 2017 года N 3-13\э "Об установлении индивидуальных тарифов по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан от 15 декабря 2017 года N 3-13\э "Об установлении индивидуальных тарифов по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020 годы" в части отказа в принятии 122, 63 условных единиц, подконтрольных расходов в сумме 2529990 рублей, расходов на оплату аренды имущества в сумме 20 362 280 рублей, расходов на аренду офисных и производственных помещений в сумме 3 771 850 рублей, расходов на оплату аренды автотранспорта 1 392 660 рублей, а также в части исключения НВВ на оплату потерь в сумме 10 148 170 рублей; возложить на Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам в течение 20 дней со дня вступления в силу судебного постановления о признании не действующим Постановления от 12 мая 2021 года N 75-4\э-2021 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан от 15 декабря 2017 года N 3-13\э "Об установлении индивидуальных тарифов по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020 годы", учтя при корректировке 3 164, 40 условных единиц, подконтрольные расходы в сумме 48 885 648, 37 рублей, затраты по арендной плате в размере 16 923 059, 84 рубля, затраты по аренде офисных и производственных помещений в сумме - 4 295 510 рублей, затраты по
аренде автотранспорта - 1 885 380 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 27 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция" было отказано.
На указанное решение ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция" подало апелляционную жалобу.
22 декабря 2021 года судебной коллегией по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции принято апелляционное определение по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании не действующим Постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 мая 2021 года N 75-4\э-2021 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан от 15 декабря 2017 года N 3-13\э "Об установлении индивидуальных тарифов по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020 годы".
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2021 года решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 августа 2021 года отменено и принято новое решение об удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция".
Признано недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 мая 2021 года N 75-4\э-2021 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13\э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020 годы" в части тарифа, установленного Обществу с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция".
На Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам возложена обязанность в течение 1 месяца со дня принятия апелляционного определения по принятию нового нормативного правового акта о корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13\э для Общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция".
ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция" обратилось в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции с заявлением о разъяснении порядка исполнения апелляционного определения от 22 декабря 2021 года указав, что 16 февраля 2022 года Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам издал постановление N 12-2/э-2022 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13\э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020 годы". Также заявитель указал, что в производстве Арбитражного суда Республики Татарстан находится исковое заявление ООО "Интеграция" к АО "Сетевая компания" о взыскании долга. В ходе рассмотрения данного дела, Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам, который является третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, предъявлены пояснения, в которых указано, что необходимо повторное обращение ООО "Интеграция" с заявлением о корректировке индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для принятия замещающего нормативного правового акта.
ООО "Интеграция" не может согласиться с подобной позицией, поскольку в силу части 1 статьи 352 КАС РФ в случае указания в судебных актах способов и сроков их исполнения они приводятся в исполнение теми способами и в те сроки, которые указаны судом. При этом в апелляционном определении от 22 декабря 2021 года отсутствовало указание на необходимость подачи административным истцом дополнительного заявления, а также о возложении обязанности на административного ответчика рассчитать НВВ без установления соответствующего тарифа.
ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция" просит разъяснить порядок исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2021 года в части того, необходимо ли повторное обращение административного истца с заявлением о корректировке индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для принятия замещающего нормативного правового акта, а также о праве административного ответчика указать в замещающем нормативном правовом акте, принимаемом для целей исполнения постановления от 22 декабря 2021 года, только размер НВВ, который может быть включен в тариф при отдельном обращении административного истца с соответствующим заявлением.
Административный ответчик Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам представил возражения и дополнительные пояснения к нему, относительно заявления о разъяснении апелляционного определения, в которых указал, что во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2021 года по делу N 66А-3668/2021 принято постановление от 16 февраля 2022 года N 12-2/э-2022 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15.12.2017 N 3-3/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020". Общая сумма НВВ сетевой организации, установленная в пункте 2 приложения 3 постановления Госкомитета от 15 декабря 2017 года N 3-13/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020", изложена в новой редакции заменяющего постановления от 16 февраля 2022 года N 12-2/э-2022. Разница между НВВ, указанной в отмененном акте госкомитета и замещающем акте, и является недополученной выручкой ООО "Интеграция".
В силу абзаца 10 пункта 7 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", в случае выявления экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, не учтенные, при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующим органом при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. В обоснование экономически обоснованных расходов регулируемые организации, имеющие доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, вправе, руководствуясь положениям и п. 7 Основ ценообразования, направить заявление в орган регулирования в целях учета недополученного дохода при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на следующий период регулирования.
Заинтересованным лицом АО "Сетевая компания" представлен отзыв на заявление о разъяснении судебного акта, в котором указано, что во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2021 года Госкомитетом принято постановление от 16 февраля 2022 года N 12-2/э-2022 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15.12.2017 N 3-13/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020". Срок действия указанного постановления распространялся на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года. В связи с принятием данного замещающего нормативного правового акта у административного истца образовались имущественные потери в виде дохода, недополученного при осуществлении регулируемой деятельности в 2020 году по независящим от организации причинам. Исходя из положений Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года, N 1178, установление тарифа на услуги по передаче электрической энергии носит заявительный характер и является инициативой организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности. Неполученная оплата услуг по передаче электрической энергий от АО "Сетевая компания", является суммой "межтарифной разницы", установленной в результате принятия Госкомитетом постановления от 16 февраля 2022 года N 12-2/Э-2022.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 11 марта 2022 года требования ООО "Интеграция" удовлетворены в полном объеме. В связи с чем, доход, недополученный ООО "Интеграция" при осуществлении регулируемой деятельности в 2020 году, будет учтен Госкомитетом при корректировке тарифа на следующий период регулирования. В связи с чем, необходимость повторного обращения административного истца с заявлением о корректировке индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для принятия замещающего нормативного правового акта по настоящему делу, отсутствует.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция" Горюнова К.С, поддержала заявление о разъяснении апелляционного определения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царева Н.В, Биккинина Ч.А. участвующие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, возражали против удовлетворения заявления ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция" о разъяснении апелляционного определения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель, АО "Сетевая компания", участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, возражал против удовлетворения заявления ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция" о разъяснении апелляционного определения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилов Д.А. в заключении полагал необходимым отказать в удовлетворении заявления о разъяснении апелляционного определения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы заявления о разъяснении апелляционного определения, возражений относительно заявления о разъяснении апелляционного определения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для разъяснения решения суда указаны в статье 185 КАС РФ, согласно которой в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, вправе разъяснить решение суда, не изменяя при этом его содержания (часть 1). Разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено (часть 2).
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть заявления лиц, участвующих в деле, о разъяснении апелляционного определения (часть 4 статьи 2, статья 185 КАС РФ). Совершение соответствующих процессуальных действий, исходя из положений статей 28, 175, 185, 307, 311 КАС РФ, должно осуществляться тем же составом суда, которым рассмотрено дело и принято апелляционное определение.
При этом суд не может под видом разъяснения изменить, хотя бы частично, существо решения, а должен только изложить его же в более полной и ясной форме (пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения части 1 статьи 185 КАС РФ устанавливают порядок и условия разъяснения решения суда в тех случаях, когда оно содержит неясности, затрудняющие его реализацию, что является дополнительной гарантией процессуальных прав лиц, участвующих в деле (Определения от 24 апреля 2018 года N 1092-О, от 20 июля 2021 года N 1637-О).
При этом названные в норме временные пределы реализации права на разъяснение судебного решения носят объективный характер, поскольку с наступлением указанных событий (в частности, приведение решения суда в исполнение) необходимость разъяснения такого решения суда утрачивает свою значимость (Определения от 24 апреля 2018 года N 1092-О, от 19 декабря 2017 года N 3066-О).
Исходя из системного толкования приведенных норм права, разъяснение решения является одним из способов устранения его недостатков. Решение суда подлежит разъяснению в тех случаях, когда неполнота или неясность решения не позволяют исполнить его либо существенно затрудняют его исполнение. Суд не может под видом разъяснения решения изменить или разрешить вопросы, которые не были предметом судебного разбирательства.
Судебная коллегия не усматривает оснований для разъяснения своего апелляционного определения от 22 декабря 2021 года, так как в нем отсутствуют какие-либо неясности, неточности или неполнота, препятствующие исполнению. Апелляционное определение изложено четко, ясно, последовательно, не содержит каких-либо неясностей, требующих разъяснения, и не вызывает сомнений при толковании. Смысл резолютивной части апелляционного определения понятен и соответствует выводам, изложенным в его мотивировочной части, в апелляционном определении приведены все сведения, необходимые для исполнения решения суда, поэтому оснований для разъяснения апелляционного определения, предусмотренных статей 185 КАС РФ, не имеется.
Кроме того, пунктом 33 (1) Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года 1178, установлено, что исполнение решения суда о признания судом недействующим полностью или в части решения регулирующего органа об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, осуществляется регулирующим органом, который во исполнение указанного судебного решения обязан принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее решение, признанное недействующим полностью или в части.
Из объяснений сторон и материалов дела следует, что во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2021 года Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам принял постановление от 16 февраля 2022 года N 12-2/э-2022 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15.12.2017 N 3-13/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020". Указанное свидетельствует об исполнении Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам судебного акта суда апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении заявления о разъяснении апелляционного определения.
Руководствуясь статьей 185 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" о разъяснении апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании не действующим Постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 мая 2021 года N 75-4\э-2021 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан от 15 декабря 2017 года N 3-13\э "Об установлении индивидуальных тарифов по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020 годы" по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 августа 2021 года - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.