Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллина Г.К., рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на определение Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 19 ноября 2021 г. об отказе в передаче административного дела по подсудности и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 4 марта 2022 г. по административному делу N 2а-87/2022 по административному исковому заявлению военного прокурора гарнизона, войсковая часть - полевая почта 28072 Южного военного округа в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в поставке некачественной воды и возложении обязанности обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям,
УСТАНОВИЛА:
военный прокурор гарнизона, войсковая часть - полевая почта 28072 Южного военного округа обратился в Пресненский районный суд г. Москвы с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в поставке некачественной воды, подаваемой в войсковую часть - полевая почта 66431, дислоцирующейся в г. Цхинвал Республики Южная Осетия и возложении обязанности обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Определением Пресненского районного суда г. Москвы от 21 июня 2021 г. административное дело передано по подсудности в Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО-Алания по месту нахождения большинства доказательств.
13 июля 2021 г. определением Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания административное дело принято к производству Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания.
При рассмотрении административного дела в Промышленном районном суде г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания Министерством обороны Российской Федерации заявлено ходатайство о направлении административного дела по подсудности в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону, по месту нахождения юридического лица - Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа", филиалом которого является войсковая часть - полевая почта 66431 и данная войсковая часть не расположена на территории Промышленного районного суда г. Владикавказа.
Определением Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 19 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 4 марта 2022 г, в удовлетворении ходатайства Министерства обороны Российской Федерации о направлении административного дела по подсудности в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 6 апреля 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 12 апреля 2022 г, Министерство обороны Российской Федерации просит отменить судебные акты.
Согласно части 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, доводы кассационной жалобы, прихожу к следующему.
Заявляя ходатайство о направлении административного дела по подсудности в Ленинский районный суд г..Ростова-на-Дону Министерство обороны Российской Федерации обосновало его тем, что в рамках данного дела рассматривается вопрос в отношении имущества, находящегося в ведении войсковой части - полевая почта 66431, которая не расположена на территории Промышленного районного суда г..Владикавказа, при этом оно является собственностью Российской Федерации и расположено за пределами Российской Федерации на территории Республики Южная Осетия. По договору N 144-БП от 2 апреля 2019 г..о безвозмездном пользовании недвижимым имуществом, являющимся собственностью Российской Федерации и расположенным на территории Республики Южная Осетия, заключенному ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации "Ссудодатель" и Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (далее также - ФКУ "ОСК Южного военного округа") в лице командира войсковой части - полевая почта 66431 "Ссудополучатель", на основании совместных указаний директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 30 сентября 2015 г..N 141/35160 и директора Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 15 сентября 2015 г..N184/7/724 "О формировании единого учета имущества (земельных участков), находящихся в пользовании воинских частей, расположенных за пределами территории Российской Федерации, недвижимое имущество передано на праве безвозмездного пользования для размещения подразделений и осуществления жизнедеятельности войсковой части - полевая почта 66431 ФКУ "ОСК Южного военного округа".
Следовательно, юридическим адресом воинской части (филиала указанного казенного учреждения) является адрес ФКУ "ОСК Южного военного округа" (344011, г..Ростов-на-Дону, проспект Буденновский, 43), который относится к юрисдикции Ленинского районного суда г..Ростова-на-Дону.
Отказывая в удовлетворении ходатайства, суд первой инстанции, с выводами которого согласился судья судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания, исходил из того, что войсковая часть - полевая почта 66431, а также ФКУ "ОСК Южного военного округа" по настоящему делу не являются административными ответчиками.
Между тем судами не учтено следующее.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (часть 1 статьи 47).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет такую задачу административного судопроизводства как обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3) и гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4).
Административные исковые заявления об оспаривании в том числе действий, решений органа государственной власти подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 5 статьи 218 поименованного кодекса).
Согласно положениям статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (часть 1).
В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (часть 2).
Согласно положениям статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа (часть 2).
Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 (далее - Положение).
Согласно пункту 5 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации создаются в целях обороны Российской Федерации, выполняют задачи в области обороны. Согласно статье 11.1 Закона об обороне управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.
ФКУ "ОСК Южного военного округа" создано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 425 "О создании федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" в соответствии со статьей 11.1 Закона об обороне для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера.
Таким образом, ФКУ "ОСК Южного военного округа" является органом военного управления, созданного в целях обороны и безопасности государства и входящего в структуру Министерства обороны Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно Уставу ФКУ "ОСК Южного военного округа" войсковая часть - полевая почта 66431 является филиалом данного федерального казенного учреждения, находится по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, просп. Буденновский, д. 43, то есть на территории Ленинского района г. Ростова-на-Дону.
При таких обстоятельствах, с выводом судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении ходатайства Министерства обороны Российской Федерации о направлении дела по подсудности Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в связи с непривлечением в данном деле войсковой части - полевая почта 66431, ФКУ "ОСК Южного военного округа" административными ответчиками согласиться нельзя. Кроме того, часть 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 этого кодекса, предусматривающей полномочие суда привлечь к участию в деле административного соответчика, второго административного ответчика (часть 5 статьи 41, часть 1 статьи 43 приведенного кодекса).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Принимая во внимание то, что при рассмотрении административного дела в Промышленном районном суде г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания выяснилось, что оно ошибочно направлено по подсудности в Промышленный районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания суд по месту нахождения большинства доказательств, вышеуказанное ходатайство Министерства обороны Российской Федерации подлежало удовлетворению.
С учетом того, что судами первой инстанции и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм процессуального права, принятые ими судебные акты подлежат отмене, а административное дело направлению в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о передаче дела по подсудности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья, определила:
определение Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 19 ноября 2021 г. об отказе в передаче административного дела по подсудности и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 4 марта 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.