Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Ставропольского краевого суда от 9 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2021 г.
по административному делу по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "Феррум" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Феррум" (далее - ООО "Феррум") обратилось в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что кадастровая стоимость земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 7 000 кв.м и видом разрешенного использования - производственная база, расположенного по адресу: "адрес", установленная по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 15 053 080 рублей, существенно превышает его рыночную стоимость в размере 5 499 882 рубля, что нарушает права административного истца как арендатора земельного участка, плата за который рассчитывается из его кадастровой стоимости.
Решением Ставропольского краевого суда от 9 августа 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2021 г, требования ООО "Феррум" удовлетворены частично, по состоянию на 1 января 2019 г. установлена равная рыночной кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 7 637 000 рублей; определена дата подачи заявления 27 февраля 2021 г.; с Министерства имущественных отношений Ставропольского края в пользу ООО "Феррум" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей; в удовлетворении остальных требований отказано.
В кассационной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, поданной 5 мая 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 16 мая 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В возражениях на кассационную жалобу ООО "Феррум" просит оставить судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, ООО "Феррум" является арендатором земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 7 000 кв.м и видом разрешенного использования - производственная база, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора от 26 декабря 1996 г. N 506 с дополнительным соглашением к нему от 5 апреля 2000 г. N 1095, согласно которому арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Результаты государственной кадастровой оценки утверждены приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175, кадастровая стоимость названного земельного участка определена методом массовой оценки по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 15 053 080 рублей.
Административным истцом в подтверждение рыночной стоимости земельного участка суду представлен отчет об оценке от 8 февраля 2021 г. N548/2020, выполненный оценщиком ФИО2, в соответствии с которыми по состоянию на 1 января 2019 г. определена рыночная стоимость того же земельного участка в размере 5 565 959 рублей.
Однако данный отчет не содержит подробного описания проведенного исследования и обоснования выводов, что могло привести к ошибкам в расчетах и занижению рыночной стоимости объекта недвижимости, поэтому был отклонен и в связи с возникшими сомнениями в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости судом первой инстанции по ходатайству административного истца назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО " "данные изъяты"".
Согласно заключению ООО " "данные изъяты"" от 15 июля 2021 г. N 101-21-ОК, выполненному экспертом ФИО3, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составила с учетом округления по состоянию на 1 января 2019 г. 7 637 000 рублей.
Удовлетворяя уточненные требования административного истца, суд первой инстанции исходил из предусмотренных законом оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и принял в качестве надлежащего доказательства рыночной стоимости заключение судебной экспертизы.
С такими выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласился, признав постановленное решение суда законным и обоснованным.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанции верными, а принятые по делу судебные акты - соответствующими нормам материального и процессуального права.
В силу положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. В отчете должны быть указаны, в том числе: стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Приведенные процессуальные и материальные нормы права при определении рыночной стоимости земельного участка в ходе вынесения судебных актов судами нижестоящих инстанций были соблюдены.
Доводы жалобы о несоответствии экспертного заключения требованиям законодательства были предметом проверки суда апелляционной инстанции и опровергнуты материалами административного дела.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, заключение эксперта от 15 июля 2021 г. N 101-21-ОК выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. С учетом оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы признано надлежащим доказательством, поскольку оно мотивировано, не вводит в заблуждение, не вызывает сомнения, не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов. В связи с этим суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели оснований для проведения по делу повторной судебной экспертизы.
При оценке судебной экспертизы судами мотивированно указано, что определение рыночной стоимости земельного участка с использованием сравнительного подхода корректно, отказ от применения других подходов обоснован, экспертом представлена необходимая информация, идентифицирующая объект экспертизы, в том числе, по результатам осмотра, верно определен сегмент рынка, осуществлена выборка наиболее сопоставимых по набору ценообразующих факторов 20 предложений продажи земельных участков, иллюстрирующую определение ценового диапазона и обоснованность действий эксперта при итоговом отборе 3-х объектов-аналогов.
Судом апелляционной инстанции при этом были отклонены доводы жалобы Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, аналогичные доводам кассационной жалобы, поскольку подбор объектов-аналогов, относящийся к исключительной прерогативе эксперта-оценщика, ограниченный условием сопоставимости объекта оценки и выбранных объектов-аналогов, тогда как такие условия им соблюдены, примененные судебным экспертом корректировки обоснованы научно-методическим рекомендациями, в том числе, Справочником оценщика недвижимости. Земельные участки, 2018 год, под ред. Лейфера Л.А. В целях обеспечения их наибольшей сопоставимости экспертом применены понижающие корректировки на торг и на конфигурацию (-18%), на площадь -16, 1%, -24, 2%, -10, 0%, повышающая корректировка на имущественные права в размере 33, 3% к аналогам N 1 и N 3. Оснований для применения иных корректировок в связи с наличием фундамента на объекте-аналоге N 3, экспертом не усмотрено, о чем также указано в его дополнительных пояснениях, с чем суд согласился. Двойного применения различных корректировок на одни и те же характеристики земельного участка не выявлено.
Само по себе несогласие заявителя кассационной жалобы с заключением судебного эксперта, не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств, исследованных судами.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце), что предусмотрено частью 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Доказательств того, что рыночная стоимость земельного участка является иной, чем отражено в заключении эксперта, а также предусмотренных частью 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для назначения дополнительной, повторной экспертизы заявителем жалобы в суде первой и апелляционной инстанций не приведено.
Доводы жалобы о значительном занижении рыночной стоимости в сравнении с ранее установленной кадастровой стоимостью, а также о нарушении права муниципального образования на получение арендных платежей в целях пополнения бюджета, подлежат отклонению, поскольку такое право муниципалитета должно базироваться на экономически обоснованном подходе к обязательным платежам, возможность обращения в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, предусмотрена законом.
При таком положении обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 9 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 июня 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.