Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю на определение мирового судьи судебного участка N 4 Предгорного района Ставропольского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 6 Предгорного района Ставропольского края, от 9 сентября 2021 г. и апелляционное определение Предгорного районного суда Ставропольского края от 10 ноября 2021 г.
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю о вынесении судебного приказа о взыскании с Устименкова В.Н. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5 695, 81 рубль (по вопросу поворота исполнения судебного приказа),
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю (далее - МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю) обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Устименкова В.Н. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5695, 81 рубль.
Судебный приказ от 8 октября 2020 г, вынесенный по вышеуказанному заявлению мировым судьей судебного участка N 5 Предгорного района Ставропольского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 6 Предгорного района Ставропольского края, был отменен 22 июня 2021 г. на основании возражений должника. Судебный приказ тем временем был частично исполнен на сумму 3 602, 72 рубля.
Определением мирового судьи судебного участка N 4 Предгорного района Ставропольского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 6 Предгорного района Ставропольского края, от 9 сентября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Предгорного районного суда Ставропольского края от 10 ноября 2021 г, по заявлению должника произведен поворот исполнения отмененного судебного приказа от 8 октября 2020 г. со взысканием в пользу Устименкова В.Н. денежных средств в сумме 3 602, 72 рубля.
В кассационной жалобе, направленной через суд первой инстанции 17 мая 2022 г. и поступившей в суд кассационной инстанции 19 мая 2022 г, МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю ставит вопрос об отмене оспариваемых судебных актов, как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
Проверив материал, изучив доводы кассационной жалобы, полагаю обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера допущены судами первой и апелляционной инстанции.
В силу статьи 361 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в административном иске, либо административный иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, административному ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу административного истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.
Согласно положениям статьи 362 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт. Если в новом судебном акте об отмене или изменении ранее принятого судебного акта нет указаний на поворот его исполнения, административный ответчик вправе подать соответствующее заявление в суд первой инстанции. Заявление о повороте исполнения судебного акта рассматривается в порядке, установленном частью 2 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу закона, задачей поворота исполнения решения суда является возвращение лицу всего, что с него необоснованно взыскано по отмененному судебному акту.
Из разъяснений, изложенных в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", следует, что отмена судебного приказа является самостоятельным основанием для поворота исполнения судебного приказа, если на момент подачи заявления о повороте исполнения судебного приказа или при его рассмотрении судом не возбуждено производство по делу на основании поданного взыскателем искового заявления.
Как следует из материалов дела, судебным приказом от 8 октября 2020 г. по заявлению МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю с Устименкова В.Н. взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5 695, 81 рублей (пени), государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании указанного судебного приказа Управлением Пенсионного фонда России по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края в апреле и мае 2021 г. взыскано всего 3 602, 72 рубля, о чем приложена справка учреждения от 8 июля 2021 г.
22 июня 2021 г. по заявлению Устименкова В.Н. от 9 июня 2021 г. судебный приказ от 8 октября 2020 г. отменен.
31 августа 2021 г. Устименков В.Н. обратился к мировому судье с заявлением о повороте исполнения судебного приказа.
На момент обращения Устименкова В.Н. с заявлением о повороте исполнения приказа административный иск о взыскании задолженности налоговым органом не был подан (административный иск подан в судьи зарегистрирован 23 сентября 2021 г.).
Определением мирового судьи судебного участка N 4 Предгорного района Ставропольского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 6 Предгорного района Ставропольского края, от 9 сентября 2021 г. произведен поворот исполнения судебного приказа от 8 октября 2020 г, которым с МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю в пользу Устименкова В.Н. взыскано 3 602, 72 рублей. Мировой судья исходил из того, что судебный акт, на основании которого были взысканы денежные средства, был отменен мировым судьей, его выдавшим.
Оставляя определение мирового судьи от 9 сентября 2021 г. без изменения, судья районного суда указал, что заявление о повороте исполнения судебного приказа рассмотрено мировым судьей с соблюдением требований статей 361-362 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм процессуального права, поскольку приведенный в исполнение частично на сумму 3 602, 72 рубля судебный акт отменен полностью и на момент рассмотрения вопроса о повороте его исполнения административный иск о взыскании задолженности с Устименкова В.Н. не был подан, что согласуется с разъяснениями приведенного пункта 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 62.
По доводам кассационной жалобы следует, что административный иск о взыскании с Устименкова В.Н. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5 695, 81 рубль (по аналогичным требованиям и основанию) подан в суд 21 сентября 2021 г, согласно общедоступным сведениям официального сайта Предгорного районного суда Ставропольского края, названный административный иск принят к производству 24 сентября 2021 г, рассмотрен по существу 9 декабря 2021 г. с вынесением решения о его удовлетворении.
Таким образом, поворот исполнения отмененного судебного приказа состоялся до возбуждения производства по административному делу по административному иску налогового органа к Устименкову В.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам, кроме того, административный иск был удовлетворен на общую сумму задолженности, указанную ранее в отмененном судебном приказе.
Доводы заявителя жалобы о том, что поворот исполнения судебного приказа возможен только по истечении шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа в целях реализации права взыскателя на обращение в суд с административным иском, не основаны на нормах процессуального права, поскольку такой запрет Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не установлен.
Ссылка в жалобе на необходимость применения в данном случае положений налогового законодательства о зачете излишне уплаченных (удержанных) налоговых платежей, осуществляемых налоговым органом в процедуре, предусмотренной статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, и только после удовлетворения административного иска о взыскании с должника задолженности по аналогичным требованиям, не состоятельна, поскольку выбор способа восстановления права путем подачи заявления о зачете или возврате излишне уплаченных (удержанных) сумм либо путем подачи заявления о повороте исполнения судебного акта принадлежит заявителю.
Однако доводы жалобы о ненадлежащем извещении налогового органа при рассмотрении мировым судьей вопроса о повороте исполнения судебного акта заслуживают внимания.
В соответствии с частью 2 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.
Указанные правила об извещении применяются при разрешении вопроса о повороте исполнения судебного акта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, или если решение суда первой инстанции принято в соответствии с частью 5 статьи 138 настоящего Кодекса, либо в случае нарушения правил о ведении аудиопротоколирования судебного заседания.
В силу пункта 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Из представленных материалов усматривается, что извещение о времени и месте судебного заседания по заявлению Устименкова В.Н. о повороте исполнения судебного приказа от 8 октября 2020 г, назначенного на 9 сентября 2021 г. в 15:00, направлено письмом мирового судьи от 1 сентября 2021 г, однако доказательств его вручения налоговому органу не имеется. Факт надлежащего извещения мировым судьей налогового органа не проверен по данному делу и при апелляционном рассмотрении.
Вместе с тем, согласно представленным по запросу сведениям мирового судьи судебного участка N 6 Предгорного района Ставропольского края, информация об извещении МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю по заявлению Устименкова В.Н. о повороте исполнения судебного приказа отсутствует.
В силу части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая нарушение норм процессуального права, допущенное при разрешении вопроса судами первой и апелляционной инстанций и влекущие безусловную отмену судебного акта, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением административного дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 327.1, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение мирового судьи судебного участка N 4 Предгорного района Ставропольского края исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 6 Предгорного района Ставропольского края, от 9 сентября 2021 г. и апелляционное определение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 10 ноября 2021 г. отменить, административное дело направить мировому судье судебного участка N 6 Предгорного района Ставропольского края на новое рассмотрение.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.