Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Минеевой В.В, судей Гареевой Д.Р, Ивановой Л.В, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Юсупова Р.Ш. к Отделу опеки, попечительства и по делам несовершеннолетних администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству образования Ставропольского края о признании незаконным отказа во включении в сводный список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащим обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по кассационной жалобе Министерства образования Ставропольского края на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 10 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Минеевой В.В, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Юсупов Р.Ш. обратился в суд с иском к Отделу опеки, попечительства и по делам несовершеннолетних администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству образования Ставропольского края о признании незаконным отказа во включении в сводный список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащим обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование исковых требований Юсупов Р.Ш. указал, что Постановлением главы администрации Минераловодского муниципального района Ставропольского края от 27 декабря 2007 года N1460 установлено попечительство Юсуповой Р.Ш. (родной сестры) над несовершеннолетним Юсуповым Р.Ш. В виду жилищных условий и недостаточности квадратных метров жилого помещения для комфортного проживания в родительском доме, расположенном по адресу: "адрес", проживало помимо несовершеннолетнего и опекуна еще пять человек, опекун Юсупова Р.Ш. с несовершеннолетним снимала жилье по найму. Опекун недостаточно образована - 9 классов школы, работала продавцом на рынке.
Права и возможности получения жилья специалистами органов опеки, иными службами, лицами, опекуну и опекаемому не разъяснялись, ввиду этого сирота не был своевременно поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем, орган опеки и попечительства ненадлежащим образом выполнил свои обязанности по защите прав ребенка сироты. О том, что Юсупову Р.Ш, как сироте, положено жилье, стало известно в конце 2020 года на юридической консультации, собраны документы и 17 февраля 2021 года при посещении отдела опеки, попечительства и по делам несовершеннолетних администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края через данный орган в Министерство образования Ставропольского края подано заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В конце февраля 2021 года был получен отказной ответ, специалистами отдела 20 февраля 2021 года в Министерство образования Ставропольского края было направлено учетное дело Юсупова Р.Ш. для включения в сводный список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам социального найма специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Данное личное дело возвращено обратно, так как в соответствии со статьей 1 Закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определены понятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа: - лица из числа детей-сирот и детей, оставил без попечения родителей, это лица в возрасте от 18-23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Таким образом, в список включаются лица до 23 лет. Согласно пункту 9 статьи 8 Закона 159-ФЗ отмена ограничения 23-летнего возраста касается только сроков предоставления жилого помещения. Данный отказ считает незаконным, необоснованным, вынесенным без учета действующего законодательства, нарушающим права Юсупова Р.Ш. (сироты). Юсупов Р.Ш. на данный момент не реализовал право на обеспечение жилым помещением в льготном порядке и обладает таким правом, поскольку на лицо имеется ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав данной категории детей органами опеки и попечительства, опекуном, образовательными учреждениями, в которых истец обучался в тот период, когда был несовершеннолетним. Размер общей площади, приходящейся на истца в указанном доме, составляет менее размера учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от 27 ноября 2015 года N87, в соответствии с которым учетная площадь жилого помещения в Минераловодском городском округе установлена в размере 12 кв.м, на одного человека.
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 14 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований Юсупова Р.Ш. отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 10 ноября 2021 года решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 14 июля 2021 года отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования Юсупова Р.Ш. удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерством образования Ставропольского края ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу апелляционного определения, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на них, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Юсупов Р.Ш. родился ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ года умерла мать Юсупова Р.Ш. - Юсупова О.Г, о чем имеется свидетельство о смерти N N.
ДД.ММ.ГГГГ года умер отец Юсупова Р.Ш. - Юсупов Ш.Р, о чем имеется свидетельство о смерти N N.
Постановлением главы администрации Минераловодского муниципального района Ставропольского края от 27 декабря 2007 года N1460 Юсупова Р.Ш. (сестра), назначена попечителем несовершеннолетнего Юсупова Р.Ш.
Юсупов Ш.Р. достиг совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ года, 23-х лет - ДД.ММ.ГГГГ года.
17 февраля 2021 года обратился с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте 29 лет 9 месяцев).
В соответствии с выпиской из похозяйственной книги N 25 лицевой счет N 8 за 2017-2021 года, выданной руководителем Канглинского территориального отдела по работе с населением N 0-14/135 от 25 декабря 2020 года истец Юсупов Р.Ш. зарегистрирован по адресу: "адрес", собственником которого значится Юсупов Р.Ш, умерший ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме истца на данной жилой площади зарегистрированы другие члены его семьи в количестве 6 человек.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Юсупова Р.Ш, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на сегодняшний день Юсупов Р.Ш. достиг возраста 23 лет (полный возраст 30 лет), и, следовательно, не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доказательств о ненадлежащем выполнении обязанностей органами опеки, опекуном и образовательными учреждениями, в которых истец обучался в тот период, когда был несовершеннолетним, не предоставил. С 19 мая 2009 года по 19 мая 2014 года (с момента достижения Юсуповым Р.Ш. совершеннолетия и до исполнения ему 23 лет) никто не препятствовал истцу самостоятельно обратиться в администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края с заявлением для включения в список, однако с заявление о включении в список он обратился только в феврале 2021 года.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не согласился с его выводами, указав, что у Юсупова Р.Ш, как лица, относившегося к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, имелось право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма до 19 мая 2014 года, которое не было реализовано им в связи с тем, что он не был поставлен на учет для получения жилья до достижения возраста 23 лет, в том числе по независящим от него обстоятельствам (неисполнение уполномоченными органами обязанности по постановке на учет). Суд апелляционной инстанции также указал, что приходящаяся на истца общая площадь жилого помещения составляла менее учетной нормы, установленной Советом депутатов Минераловодского городского округа от 27 ноября 2015 года N 87, в соответствии с которым, учетная площадь жилого помещения в Минераловодском городском округе установлена в размере 12 кв.м, на одного человека, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований считать истца обеспеченным жилым помещением.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что указанное апелляционное определение принято с нарушением норм действующего законодательства и не может согласиться с ним по следующим основаниям.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1 статьи 56 ГПК РФ).
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 ГПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в связи с наличием того обстоятельства, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частями 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Исходя из положений подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря N 159-ФЗ юридически значимыми обстоятельствами по данному делу являлись установление количества лиц, проживающих в жилом помещении по адресу: "адрес", и размер общей площади, приходящейся на каждого из проживающих в квартире.
Указывая на то, что размер общей площади, приходящейся на истца в указанном доме, составляет менее размера учетной нормы площади жилого помещения, установленной на одного человека, суд апелляционной инстанции исходил из сведений, содержащихся в выписке из похозяйственной книги от 25 декабря 2020 года.
Каких-либо иных достоверных сведений о количестве лиц, зарегистрированных в данном доме, в материалах дела не имеется.
Более того, вопреки требованиям норм законодательства судом при разрешении спора и принятии решения не были в полном объеме исследованы и учтены жилищные условия истца: определяя норму площади на одного человека в размере 12 кв.м, суд не установилобщую площадь занимаемого жилого помещения; количество зарегистрированных в нем лиц; кому и на каком праве принадлежит спорный жилой дом; в случае принадлежности данного дома родителям истца установить вступил ли последний в наследственные права после смерти родителей и в какой доле, в связи с чем сохраняет ли он статус нуждающегося в обеспечении жилым помещением, нуждаемость и заинтересованность в нем.
Между тем данные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, суд оставил без установления, исследования и правовой оценки, что привело к принятию незаконного решения.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Таким образом, государственными полномочиями по вопросам предоставления жилых помещений указанной категории лиц, наделены органы местного самоуправления, в то время как министерство уполномочено распоряжаться средствами краевого бюджета по направлению субвенций на осуществление таких полномочий органами местного самоуправления.
Заявленные требования, предъявленные истцом к ответчику - Отделу опеки, попечительства и по делам несовершеннолетних администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству образования Ставропольского края, суд разрешилпо существу, не привлекая к участию в деле в качестве соответчика соответствующее муниципальное образование - администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Рассматривая и разрешая настоящее дело без участия органа местного самоуправления, в полномочия которого входят обеспечение жилыми помещениями, суд лишил это лицо возможности реализовать специальные процессуальные права и обязанности ответчика, предусмотренные статьями 35, 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при разрешении настоящего спора, в нарушение приведенных выше норм процессуального права не были созданы условия для правильного определения состава лиц, участвующих в деле, распределения между ними обязанности доказывания, всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения норм материального права, что привело к принятию судебного постановления, не отвечающего требованиям законности и обоснованности, установленным статьей 195 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия находит, что допущенные судом апелляционной инстанции вышеуказанные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела.
Без устранения данного существенного нарушения невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителя, обратившегося с кассационной жалобой.
В связи с этим Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым апелляционное определение отменить и направить дело на новое апелляционное рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 10 ноября 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Ставропольский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.