Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Архиповой Галины Владимировны (далее Архипова Г.В.) на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела земельного надзора по Воронежской и Липецкой областям Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям от 18 июня 2021 года, решение судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 26 июля 2021 года, решение судьи Липецкого областного суда от 02 сентября 2021 года, вынесенные в отношении главы администрации сельского поселения Ведновский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Архиповой Галины Владимировны (далее Архипова Г.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора по Воронежской и Липецкой областям Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям от 18 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 26 июля 2021 года, решением судьи Липецкого областного суда от 02 сентября 2021 года, глава администрации сельского поселения Ведновский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Архипова Г.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Архипова Г.В. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу процессуальных актов, ссылаясь на их незаконность. Просит восстановить срок на подачу жалобы на процессуальные акты.
Заявленное ходатайство о восстановлении процессуального срока рассмотрению не подлежит, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок обжалования вступивших в законную силу процессуальных актов в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 названного Кодекса, не установлен.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду, соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков имеют право проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений на собственников сельскохозяйственных земель возложена обязанность не допускать зарастание земель сельскохозяйственного назначения сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении при проведении плановой выездной проверки на основании распоряжения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям от 09 апреля 2021 года N 154 установлено, что при визуальном осмотре территории сельского поселения Ведновский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области выявлены факты невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно: на площади не менее 0, 2 га земельного участка в кадастровом квартале "данные изъяты" (географические координаты: "данные изъяты"), расположенном по адресу: "адрес" допущено несанкционированное размещение на плодородном слое почвы отходов производства и потребления (полиэтиленовые и пластиковые тары, битое стекло, ветви и распиленные стволы деревьев, фрагменты строительных материалов (шифер, доски), и другие коммунальные отходы.
Вышеуказанный земельный участок используется для размещения отходов ТКО. Отходы лежат на почве, что не исключает процессы фильтрации в грунт опасных загрязняющих веществ и инфильтрации грунтовых вод, в результате чего может произойти загрязнение водородного слоя почвы, в том числе прилегающих сельскохозяйственных угодий (пашни), высота очагового абиотического наноса (отходов) на данной площади составляет не менее 0, 5 - 1, 0 м. Мощность абиотического наноса более 40 см свидетельствует о четвертой степени деградации почв, то есть очень сильнодеградированные (разрушенные) почвы, характеризующиеся, в том числе уничтожением почвенного покрова.
В соответствии с протоколами испытаний образцов почвы на микробиологические (санитарно-бактериологические) показатели, отобранных с земельного участка сельскохозяйственного назначения в границах кадастрового квартала "данные изъяты" (географические координаты: "данные изъяты"), пробы почвы с вышеуказанного земельного участка не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.3684-21 по микробиологическим показателям. В почвенных образцах с дубины 0-5 см индекс БГКП (бактерии группы кишечных палочек) и индекс энтерококков составил 100 КОЕ/г (протоколы испытаний N 21.9032 ТВ, N 21.9034 ТВ от 31 мая 2021 года) и относятся к категории загрязнения почв "Умеренно опасная" - "Опасная", что подтверждает загрязнение земельного участка на площади не менее 0, 2 га.
Установленные в ходе осмотра нарушения земельного законодательства зафиксированы в акте проверки и явились основанием для составления 28 мая 2021 года должностным лицом административного органа протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и последующего привлечения главы администрации сельского поселения Ведновский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Архиповой Г.В. постановлением от 18 июня 2021 года, с выводами которого согласились судьи районного и областного судов, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Фактические обстоятельства совершения Архиповой Г.В. административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Материалы дела позволили должностному лицу и судебным инстанциям сделать вывод о том, что привлекаемым к административной ответственности лицом не приняты все зависящие меры по выполнению требований и обязательных мероприятий по защите земель и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, глава администрации сельского поселения Ведновский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Архипова Г.В. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом административного органа и нижестоящими судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Архиповой Г.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность процессуальных решений.
Постановление о привлечении Архиповой Г.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя начальника отдела земельного надзора по Воронежской и Липецкой областям Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям от 18 июня 2021 года, решение судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 26 июля 2021 года, решение судьи Липецкого областного суда от 02 сентября 2021 года, вынесенные в отношении главы администрации сельского поселения Ведновский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Архиповой Г.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Архиповой Г.В. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.