Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Нелюбовой А.А. действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью "Экорт", на вступившие в законную силу постановление старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Курской области от 28 сентября 2020 года N 1, решение судьи Фатежского районного суда Курской области от 3 декабря 2020 года и решение судьи Курского областного суда от 12 февраля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Экорт" (далее также - ООО "Экорт", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Курской области от 28 сентября 2020 года N 1, оставленным без изменения решением судьи Фатежского районного суда Курской области от 3 декабря 2020 года и решением судьи Курского областного суда от 12 февраля 2021 года, ООО "Экорт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Нелюбова А.А. просит об отмене указанных актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Согласно пункту 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Как следует из постановления должностного лица и судебных актов, ООО "Экорт" вменяется следующее.
13 августа 2020 года в период времени с 12 час. 20 мин. до 16 час. 00 мин. должностным лицом административного органа произведен осмотр урочища Колодезное, квартал 141-142, Золотухинское лесничество, Фатежское участковое лесничество, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N из земель лесного фонда, местоположение: Курская область, Фатежский район, вблизи с. Сухочево. При проведении осмотра обнаружена металлическая труба, расположение которой свидетельствует о наличии уклона со стороны земельного участка с кадастровым номером N в сторону земельного участка с кадастровым номером N. Также выявлены жидкообразные стоки с резким запахом, по внешнему виду похожие на жидкие бытовые и промышленные отходы.
Согласно заключению экспертов ООО "Экоцентр" от 23 сентября 2020 года N52 в ходе осмотра земельных участков был обнаружен сброс сточных вод. Сброс сточных вод в балку и далее вниз по рельефу балки в гидравлически связанные между собой водные объекты в районе с. Сухочево (болото; ручей, вытекающий из болота и впадающий в пруд; пруд с. Сухочево; ручей, вытекающий из пруда и впадающий в реку Усожа; река Усожа) осуществляется с водосборной площади земельных участков с кадастровыми номерами N, а также частично с земель неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала N. Данная территория имеет понижение рельефа по направлению с севера на юг. Сточные ливневые воды, стекая по склонам балки с водосборной площади земельных участков далее текут по понижению рельефа по днищу балки, расположенному на земельном участке с кадастровым номером N, затем по днищу балки, расположенному на земельном участке с кадастровым номером N и впадают в болото, расположенное на том же земельном участке. Почва в местах руслового стока на склонах и днище балки содержит в значительно более высоких, по сравнению с фоновым, количествах аммонийный азот, фосфор и хлориды, что свидетельствует о том, что источником поступления этих веществ в балку является сток жидких отходов, хранящихся ООО "Экорт" открытым способом на водосборной площади, и смываемых в балку дождевыми водами.
Вместе с тем выводы судебных инстанций о доказанности совершения обществом указанного административного правонарушения являются преждевременными.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении жалоб на постановление должностного лица и решение судьи районного суда защитником Верхоломовым А.В, в числе прочего, приводились доводы о недоказанности принадлежности обществу отходов со ссылкой на отсутствие в материалах дела сведений из Единого государственного реестра недвижимости о правообладателях земельных участков, с которых они поступают на земли лесного фонда. Также защитником приводились доводы об отсутствии в материалах дела доказательств того, что указанные в процессуальных документах земельные участки, производственные корпуса, труба используются ООО "Экорт". При этом указывалось о том, что на производственной территории также расположены помещения ООО "РостКорм", ООО "Агропром" и ООО "МББ Запад".
Вместе с тем, в материалах дела не имеется данных о лицах, являющихся правообладателями земельных участков, с территории которых сточные воды и жидкие отходы поступали на земли лесного фонда. Также в материалах дела не имеется сведений о том, находится ли на указанных земельных участках объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду; в случае, если такой объект имеется, то какое лицо осуществляет на нем хозяйственную и (или) иную деятельность, какой отход образуется в процессе производственной деятельности.
При таких обстоятельствах следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая изложенное, решение судьи Фатежского районного суда Курской области от 3 декабря 2020 года и решение судьи Курского областного суда от 12 февраля 2021 года подлежат отмене как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело с жалобой защитника общества Верхоломова А.В. на постановление старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Курской области от 28 сентября 2020 года N 1 подлежит возвращению на новое рассмотрение в Фатежский районный суд Курской области.
При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем доводам и представленным доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Фатежского районного суда Курской области от 3 декабря 2020 года и решение судьи Курского областного суда от 12 февраля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Экорт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Фатежский районный суд Курской области.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.