Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 31 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 8 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора города Нижнего Новгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, мнение прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности прокурора города Нижнего Новгорода в интересах неопределенного круга лиц обратился с названным административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации города Нижнего Новгорода по организации отвода сточных вод с прилегающей к дому N 5 по ул. Минина территории; обязать администрацию города Нижнего Новгорода осуществить отвод сточных вод с прилегающей к дому N 5 по ул. Минина территории путем организации ливневой канализации.
Требования мотивировал тем, что в результате проведенной по обращению жителя многоквартирного дома N 5 по ул. Минина города Нижнего Новгорода проверки установлено, что внутри дворовой территории указанного многоквартирного дома отсутствуют сети ливневой канализации, в связи с чем вышеуказанная территория подвергается затоплению, отвод сточных вод не осуществляется.
Необходимость в организации ливневой канализации, отводе сточных вод на вышеуказанной территории подтверждается неоднократными комиссионными обследованиями, проведенными администрацией Нижегородского района города Нижнего Новгорода, администрацией города Нижнего Новгорода, ответами администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода, администрации города Нижнего Новгорода, в том числе в адрес жителя многоквартирного дома Агудовой В.Н. (от 26 апреля 2018 года N 04-539/0/1-18, от 7 декабря 2019 года N 1357/01-12, от 29 января 2020 года N Исх-05-03-31129/20).
При этом на разработку проектной документации по вышеуказанному объекту в соответствии в 2019 и 2020 годах выделены ассигнования за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода в размере 750 000 рублей и 200 000 рублей. Департаментом строительства и капитального ремонта администрации города Нижнего Новгорода в 2019 году организованы закупочные процедуры по определению подрядной организации на выполнение проектных и изыскательских работ для строительства сетей ливневой канализации. В связи с отсутствием заявок на участие электронный аукцион признан несостоявшимся. При этом мероприятия по заключению муниципального контракта на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства сетей ливневой канализации в районе дома N 5 по ул. Минина включены в муниципальную программу "Жилищно-коммунальное хозяйство в городе Нижнем Новгороде на 2019-2024 годы", утвержденную постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 21 января 2019 года N 65. Вместе с тем, администрацией города Нижнего Новгорода обязанность по организации ливневой канализации на вышеуказанной территории не исполнена.
Решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 31 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 8 декабря 2021 года административный иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации города Нижнего Новгорода по организации отвода сточных вод с прилегающей к дому N 5 по ул. Минина территории, возложена на администрацию города Нижнего Новгорода обязанность устранить допущенные нарушения путем организации отвода сточных вод (ливневой канализации) с прилегающей к дому N 5 по ул. Минина города Нижнего Новгорода территории в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе, поданной 24 марта 2022 года через Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 6 апреля 2022 года, администрация города Нижнего Новгорода просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты. Заявитель жалобы выражает несогласие с выводами судов, ссылаясь на их ошибочность; полагает, что судами неверно применены нормы материального права; повторяя доводы, изложенные в судах первой и апелляционной инстанций, настаивает на отсутствии у администрации обязанности по строительству ливневой канализации, так как земельный участок, принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома N 5 по ул. Минина города Нижнего Новгорода и находится в управлении АО "Домоуправляющая компания Нижегородского района". Указанный земельный участок является придомовой территорией, следовательно, вопросы строительства дренажно-ливневой канализации либо организации иных мероприятий по отводу вод на придомовой территории спорного дома относится к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, земельный участок под многоквартирным домом N 5 по ул. Минина города Нижнего Новгорода поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер 52:18:0060083:129).
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет АО "Домоуправляющая компания Нижегородского района" на основании договора управления многоквартирным домом от 2 июля 2013 года. На придомовой территории дома N 5 по ул. Минина г. Нижнего Новгорода сети ливневой канализации построены не были.
На момент принятия в управление АО "Домоуправляющая компания Нижегородского района" данного многоквартирного дома ливневая сеть (в том числе люки, приемные колодцы, ливневая канализация) отсутствовала, что подтверждается Приложением N 2 договора управления многоквартирным домом от 2 июля 2013 года. В связи с этим ливневая канализация не была включена в состав общего имущества и не включена до настоящего времени по причине ее отсутствия с момента постройки дома.
На разработку проектной документации по строительству ливневой канализации в районе дома N 5 по ул. Минина из средств городского бюджета в 2019 году и в 2020 году были выделены денежные средства. Однако проектная документация на строительство сетей ливневой канализации по вышеуказанному адресу до настоящего времени не разработана.
Отсутствие сети ливневой канализации на придомовой территории дома N 5 по ул. Минина города Нижнего Новгорода приводит к ее затоплению в связи с невозможностью отвода сточных вод.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что обязанность по водоотведению лежит именно на органе местного самоуправления, то есть относится к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; внутри дворовой территории многоквартирного дома N 5 по ул. Минина города Нижнего Новгорода отсутствуют отведение сточных вод и ливневая канализация, в связи с чем вышеуказанная территория подвергается затоплению; работы по отведению сточных вод (ливневая канализация), несмотря на неоднократные обращения и требования, до настоящего времени не организованы, что может создать угрозу нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе жителей указанного дома.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции о незаконном бездействии администрации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
С учетом приведенных правовых норм, а также положений, закрепленных в пункте 4 части 1 статьи 8, пункта 14.2 части 7 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, судами обоснованно указано, что к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода относится, в том числе организация в границах городского округа город Нижний Новгород водоснабжения населения и водоотведения.
При этом, из материалов дела следует, что прокуратурой города Нижнего Новгорода проведена проверка по обращению жителя многоквартирного дома N 5 по ул. Минина города Нижнего Новгорода Агудовой В.Н, в результате которой выявлено, что внутри дворовой территории многоквартирного дома N 5 по ул. Минина города Нижнего Новгорода отсутствуют сети ливневой канализации (при строительстве многоквартирного дома не предусматривались), в связи с чем территория подвергается затоплению, отвод сточных вод не осуществляется.
Согласно ответу Первого заместителя главы администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода от 26 апреля 2018 года на обращение ФИО3 В.Н, комиссионное обследование придомовой территории дома N 5 по ул. Минина проведено 26 апреля 2018 года с участием представителей Департамента благоустройства и дорожного хозяйства, Департамента строительства, МКУ "Управление инженерной защиты территории города Нижнего Новгорода" и АО "Домоуправляющая компания Нижегородского района". По результатам обследования принято решение о необходимости строительства сети ливневой канализации на придомовой территории дома N 5 по ул. Минина. Согласно информации, предоставленной департаментом благоустройства и дорожного хозяйства, для осуществления отвода дождевых и талых вод на данной территории необходимо проектирование и строительство сети ливневой канализации диаметром 300 мм, протяженностью 130 п.м. до существующей сети с устройством пяти смотровых и трех дождеприемных колодцев.
26 января 2021 года исполняющим обязанности главы города Нижнего Новгорода в ответ на требование исполняющего обязанности прокурора города Нижнего Новгорода сообщено, что в результате обследования специалистами МКУ "Управление инженерной защиты территорий города Нижнего Новгорода" территории у дома 5 по улице Минина города Нижнего Новгорода установлено, что на указанной территории необходимо выполнить проектирование и строительство участка ливневой канализации диаметром 300 мм, общей протяженностью 13 п.м. с устройством 5 смотровых и 3 дождеприемных колодцев.
Также сообщено, что на разработку проектной документации по строительству ливневой канализации у дома 5 по улице Минина города Нижнего Новгорода выделены ассигнования за счет средств городского бюджета города Нижнего Новгорода в 2019 году в сумме 750 000 рублей, в 2020 году в сумме 200 000 рублей. Департаментом строительства и капитального ремонта администрации города Нижнего Новгорода в 2019 году в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" дважды были организованы закупочные процедуры по определению подрядной организации на выполнение проектных и изыскательских работ для строительства объекта: "Строительство сетей ливневой канализации в районе дома 5 по улице Минина в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода".
Исполняющим обязанности главы города Нижнего Новгорода указано, что в связи с отсутствием заявок на участие в электронном аукционе, на основании части 16 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" электронный аукцион дважды признан несостоявшимся. В связи с этим проектная документация на строительство сетей ливневой канализации по указанному адресу не разрабатывалась, денежные средства городского бюджета города Нижнего Новгорода не расходовались.
Согласно сообщению исполняющего обязанности главы города Нижнего Новгорода от 26 января 2021 года, на указанной территории имеются затопления. Для отведения дождевых и талых вод необходимо выполнить вертикальную планировку на проезжей части асфальтобетонного покрытия внутри дворового проезда таким образом, чтобы вода по односкатному уклону на проезжей части собиралась у бортового камня со стороны газонной части и по продольному уклону вдоль бортового камня стекала в сторону центральной улицы.
7 января 2021 года администрацией города Нижнего Новгорода жителю многоквартирного дома ФИО3 В.Н. дан ответ на обращения, из которого следует, что выходом на место специалистами муниципального казенного учреждения "Управление инженерной защиты территорий города Нижнего Новгорода" установлено, что закрытые сети дождевой канализации по указанному адресу (во дворе дома 5 по ул. Минина) отсутствуют. Для отведения дождевых и талых вод с указанной территории необходимо выполнить вертикальную планировку на проезжей части асфальтобетонного покрытия внутри дворового проезда таким образом, чтобы вода по односкатному уклону на проезжей части собиралась у бортового камня со стороны газонной части и по продольному уклону вдоль бортового камня стекала в сторону центральной улицы.
Кроме того, сообщено, что согласно публичной кадастровой карте придомовая территория по указанному адресу отмежевана под многоквартирный жилой дом и, соответственно, обслуживается домоуправляющей компанией, выбранной собственниками помещений многоквартирного дома.
Из ответа МКУ "Управление инженерной защиты территории города Нижнего Новгорода" от 25 августа 2021 года на судебный запрос следует, что на придомовой территории дома 5 по ул. Минина закрытых сетей ливневой канализации нет. Для осуществления отвода дождевых и талых вод на данной территории необходимо разработать и реализовать проект строительства участка сети ливневой канализации до существующей сети, расположенной в дороге на ул. Минина. Место положения трассы и конкретная точка подключения определяются проектными решениями.
С учетом приведенного правового регулирования, а также, принимая во внимание установленные по настоящему делу конкретные обстоятельства, оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций о бездействии администрации города Нижнего Новгорода по организации отвода сточных вод с прилегающей к многоквартирному дому N 5 по ул. Минина города Нижнего Новгорода и о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований не имеется.
Выводы судов основаны на установленных обстоятельствах, имеющихся в материалах дела доказательствах, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также нормах закона, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у администрации обязанности по организации отвода сточных вод основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Ссылка заявителя на то, что обеспечение отвода дождевых, талых вод с прилегающей к многоквартирному дому входит в обязанность АО "Домоуправляющая компания Нижегородского района" опровергается мтаериалами дела, из которых следует, что сети ливневой канализации на придомовой территории дома N 5 по ул. Минина города Нижнего Новгорода не были построены, и на момент принятия в управление АО "Домоуправляющая компания Нижегородского района" данного многоквартирного дома ливневая сеть (в том числе люки, приемные колодцы, ливневая канализация) не существовала, в связи с чем в состав общего имущества многоквартирного дома не вошла.
Кроме того, изложенные в кассационной жалобе доводы были предметом проверки судов нижестоящих инстанций, обоснованно отклонены с приведением мотивов в обжалуемых судебных актах.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой и апелляционной инстанции, иное толкование норм материального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения, не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм права.
Вопреки доводам жалобы нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено; выводы, изложенные в судебном акте, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 31 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 8 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 мая 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.