Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Козлова А.М, Петровой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа Егорьевск Московской области об обжаловании решения об отказе в предоставлении жилищной субсидии по оплате коммунальных услуг, возложении обязанности произвести расчет и выплатить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Егорьевского городского суда Московской области от 18 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации городского округа Егорьевск Московской области о признании незаконным решения от 30 июля 2019 г. N 3464 об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 ноября 2018 г, возложении на ответчика обязанности произвести расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 ноября 2018 г. по 30 апреля 2019 г. и выплатить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за указанный период.
В обоснование заявленных требований указала, что решением Егорьевского городского суда Московской области от 13 марта 2019 г. удовлетворены её требования к администрации городского округа Егорьевск Московской области. Признано незаконным решение указанной администрации от 28 ноября 2018 г. N 5490 об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и на ответчика возложена обязанность принять мотивированное решение по заявлению ФИО1 с указанием в случае отказа конкретных рекомендаций о порядке действий для получения положительного результата по государственной услуге.
При повторном рассмотрении заявления истца решением администрации городского округа Егорьевск Московской области от 30 июля 2019 г. N 3464 отказано в предоставлении указанной государственной услуги с 1 ноября 2018 г. в связи с наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Определением Егорьевского городского суда Московской области от 18 июня 2020 г. производство по делу в части исковых требований о возложении на администрацию городского округа Егорьевск Московской области обязанности произвести расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 ноября 2018 г. по 30 апреля 2019 г. и выплатить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за указанный период на основании произведенного расчета, прекращено на основании абзаца 3 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), поскольку имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда
Решением Егорьевского городского суда Московской области от 18 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 октября 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 октября 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 октября 2021 г. решение Егорьевского городского суда Московской области от 18 июня 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений как незаконных.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Егорьевск" в возражениях на жалобу, просило оставить её без удовлетворения.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ, согласно которой кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
14 ноября 2018 г. ФИО1 посредством регионального портала государственных услуг обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении с 1 ноября 2018 г. субсидии на оплату указанного жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением администрации городского округа Егорьевск Московской области от 28 ноября 2018 г. N 5490 ФИО1 отказано в предоставлении государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату принадлежащего ей жилого помещения и коммунальных услуг, по причине представления ею неполного комплекта документов.
Решением Егорьевского городского суда Московской области от 13 марта 2019 г, вступившим в законную силу 17 июня 2019 г, решение администрации городского округа Егорьевск Московской области от 28 ноября 2018 г. N 5490 об отказе ФИО1 в предоставлении государственной услуги по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг признано незаконным, на ответчика возложена обязанность принять мотивированное решение по заявлению ФИО1, с указанием в случае отказа конкретных рекомендаций о порядке действий для получения положительного результата по государственной услуге.
Во исполнение решения Егорьевского городского суда Московской области от 13 марта 2019 г. администрацией городского округа Егорьевск Московской области повторно рассмотрено заявление ФИО1, по результатам рассмотрения которого принято решение от 30 июля 2019 г. N 3464 об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по мотиву предоставления не полного пакета документов, подтверждающих отсутствие либо наличие у истца задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В оспариваемом решении также указано, что для получения положительного результата по рассматриваемой государственной услуге необходимо предоставить документы, содержащие сведения о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В суде первой инстанции представитель ответчика возражая относительно заявленных истцом требований, ссылалась на то, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги послужило наличие у ФИО1 задолженности по оплате коммунальных услуг.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 153, 155, 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации городского округа Егорьевск Московской области от 15 января 2018 г. N 4, исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемого решения ответчика незаконным, в связи с указанием в нем причин отказа и разъяснения порядка действий для получения положительного результата.
Суд учел, что факт наличия у истца задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги на момент обращений к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлен вступившим в законную силу решением Егорьевского городского суда Московской области от 3 декабря 2019 г.
С учетом положений части 2 статьи 61 ГПК РФ указанные обстоятельства суд признал имеющими преюдициальное значение при рассмотрении спора по настоящему делу.
Указанным решением суда от 3 декабря 2019 г. не подтверждено наличие обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что задолженность ФИО1 по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги образовалась по уважительной причине.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин образования указанной задолженности у истца, не добыто
Судебная коллегия находит правильными выводы судов обеих инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения между сторонами спорных правоотношений) предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Исходя из пункта 7 Правил, решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия ответчиком решения по заявлению истца) субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Правилами установлены условия, при которых предоставление гражданину субсидии может быть приостановлено или прекращено.
В силу подпунктов "а, б" пункта 56 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 Правил.
Как определено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.
При наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии (пункт 58 Правил).
Согласно пункту 59 Правил при отсутствии уважительных причин неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев, невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности).
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт "г" пункта 60 Правил).
Решение о приостановлении предоставления субсидии или о прекращении предоставления субсидии доводится до сведения получателя субсидии в письменной форме в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения с указанием оснований его принятия. Копия решения помещается в персональное дело (пункт 62 Правил).
По смыслу норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.
Учитывая, что при рассмотрении настоящего дела не установлено, что причины возникновения у истца задолженности по оплате коммунальных услуг являлись уважительными, то у судов обеих инстанций отсутствовали основания для признания требований ФИО1 обоснованными.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что указанная задолженность образовалась по уважительны причинам судебная коллегия во внимание не принимает в виду следующего.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2021 г. отказано в передаче кассационной жалобы ФИО1 на решение Егорьевского городского суда Московской области от 3 декабря 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 марта 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 3 августа 2020 г. по делу N 2-2645/2019 по иску Юришинец Г.С. к администрации городского округа Егорьевск Московской области, муниципальному казенному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Егорьевск" о признании решения и действий должностных лиц незаконными, возложении обязанности на администрацию городского округа Егорьевск произвести расчет и выплату субсидии, для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
При этом Верховный Суд Российской Федерации исходил из того, что обжалуемыми судебными актами установлено, что решение администрации городского округа Егорьевск от 4 декабря 2018 г. вынесено законно, наличие задолженности у истца по коммунальным платежам на момент подачи ФИО1 заявления о предоставлении субсидии и отсутствие соглашения по ее погашению подтверждено, уважительных причин возникновения задолженности не имеется. При этом доводы истца об уважительности причин задолженности по оплате коммунальных платежей из-за наличия судебного спора с МУП КХ "Егорьевские инженерные сети" судом проверены и установлено, что решением Егорьевского городского суда от 24 мая 2019 г. ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований к МУП КХ "Егорьевские инженерные сети" об определении размера задолженности за коммунальные услуги.
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации установил, что после получения решения администрации городского округа Егорьевск Московской области от 4 декабря 2018 г. N 5562 об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а именно, 18 сентября 2019 г. между МУП КХ "Егорьевские инженерные сети" и ФИО1 заключено соглашение о рассрочке размера платы за коммунальные услуги. После обращения истца за предоставлением государственной услуги по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с приложением заключенного соглашения, субсидия ФИО1 была предоставлена.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах, иную оценку доказательств, повторяют позицию истца в суде первой и апелляционной инстанций, которая обоснованно не была принята во внимание.
Данные доводы не могут служить основаниями для отмены состоявшихся по делу обжалуемых судебных постановлений, поскольку применительно к положениям части 3 статьи 390 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушениях норм материального либо процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению дела и являться основанием для отмены правильных по существу решения суда и апелляционного определения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 ГПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные постановления подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Егорьевского городского суда Московской области от 18 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.