Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Асатиани Д.В, судей Князькова М.А. и Гольман С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных отношений Московской области к Черняковой Л.Н. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка
по кассационной жалобе Черняковой Л.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Князькова М.А, судебная коллегия
установила:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в суд с иском к Черняковой Л.Н. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Иск обоснован тем, что в соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N об изменении на основании утвержденных правил землепользования и застройки вида разрешенного использования земельного участка, изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в собственности Черняевой Л.Н, с вида разрешенного использования "огородничество" на вид разрешенного использования "ведение садоводства".
Собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования в течение 30 дней со дня получения уведомления о внесении платы. В связи с тем, что плата не поступила, истец просит взыскать с ответчика Черняковой Л.Н. "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. в счет оплаты за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Решением Ивантеевского городского суда Московской области от 16 июня 2021 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 декабря 2021 г. решение Ивантеевского городского суда Московской области от 16 июня 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым иск удовлетворен.
Взыскано с Черняковой Л.Н. в пользу Министерства имущественных отношений Московской области плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного и необоснованного.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находя участвующих в деле лиц извещенными о времени и месте судебного заседания согласно требованиям главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
В силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, и в той части, в которой они обжалуются, не находя оснований для выхода за пределы доводов кассационных жалобы.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН N N от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N является Чернякова Л.Н.
9 июля 2019 г. Управлением Росреестра по Московской области в адрес Министерства имущественных отношений направлено уведомление N с перечнем земельных участков, в отношении которых было осуществлено изменение их вида разрешенного использования в первом полугодии 2019 г.
В указанный перечень входит принадлежащий ответчику спорный земельный участок с кадастровым номером N, в отношении которого изменен с вида разрешенного использования "огородничество" на вид разрешенного использования "ведение садоводства".
7 ноября 2019 г. истцом в адрес ответчика направлено уведомление N об уплате денежных средств за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
17 марта 2020 г. истцом в адрес ответчика направлена претензия N об уплате задолженности, что исполнено не было.
Из материалов дела усматривается, что по заявлению ответчика был изменён вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N с "ведение огородничества" на "ведение садоводства".
Суд первой инстанции, посчитав, что новый вид разрешённого использования не был предназначен для строительства и (или) реконструкции объекта капитального строительства, то на ответчике не лежит обязанность вносить плату за изменение вида разрешённого использования.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции, с учетом толкования положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 5.1 Закона Московской области N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", Постановления Правительства Московской области от 31 декабря 2013 г. N 1190/57 "Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов катального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается", пришел к выводу о возникновении у ответчика в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка обязанности внести плату за такое изменение.
Признавая выводы суда первой инстанции о том, что новый вид разрешенного использования не был предназначен для строительства и (или) реконструкции объекта капитального строительства несостоятельными, суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с частью 16 статьи 5.1 Закона N 23/96-0З собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.
Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка утвержден Постановлением Правительства Московской области от 31 декабря 2013 г. N 1190/57 "Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития "адрес", и перечня муниципальных образований "адрес", в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
Согласно пункту 3 "Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица", размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле: где: - размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная с 1 января 2014 г, исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно; КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в том числе в соответствии с правилами землепользования и застройки, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка.
Пунктом 5.2 Постановления Правительства Московской области N 1190/57 предусмотрено, что значения ставки для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (С) устанавливаются в процентах в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку, для случаев изменения вида разрешенного использования земельных участков после дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с пунктом 6.1 Постановления Правительства Московской области N 1190/57 в случае если при изменении вида разрешенного использования земельного участка согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему Порядку значение КС1 превышает значение КС2, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается в размере 10 процентов от значения КС2 и 20 процентов от значения КС2 для случаев каждого последующего изменения вида разрешенного использования земельного участка, начиная с даты вступления в силу настоящего постановления.
Кадастровые стоимости земельного участка определяются на основании сведений, предоставляемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по запросу Министерства имущественных отношений "адрес".
Согласно приложению N 2 к Порядку определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица при изменении вида разрешенного использования земельного участка, за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается плата в размере 10 процентов от значения кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, исходя из положений "Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица", размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N составил "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование норм права.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с доводами кассационной жалобы о том, что поскольку на земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущество и строительство не предполагалось, то считать изменение вида разрешенного использования земельного участка связанного со строительством и (или) реконструкцией, нельзя.
В силу приведенных выше норм материального права, изменение вида разрешенного использования земельного участка предполагает возможность строительства и (или) реконструкции, что определяет взимание платы за изменение вида разрешенного использования на такой вид, как "ведение садоводства".
Иные доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции; доводы не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Черняковой Л.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.