Кассационный военный суд в составе:
председательствующего - Богдашова Д.А, судей: Авдонкина В.С. и Яковлева И.А, при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-140/2021 по кассационной жалобе административного истца на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 31 августа 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 21 декабря 2021 г. по административному исковому заявлению "звание" Приступы Артёма Сергеевича об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии Управления "данные изъяты" (далее - управление), связанных с отказом в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание обжалованных судебных актов и доводы кассационной жалобы, суд
установил:
вышеприведённым решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, отказано в удовлетворении административного иска Приступы, в котором он просил признать незаконными решение жилищной комиссии управления от 24 марта 2021 г. об отказе в принятии на жилищный учёт, и действия начальника управления, связанные с его утверждением.
В поданной 18 марта 2022 г. кассационной жалобе административный истец, выражая несогласие с состоявшимися судебными актами и полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, просит их отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование этого, излагая обстоятельства дела и приводя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, указывает, что увольнение военнослужащего с военной службы не может служить основанием для лишения его права на жилище, а проживание по настоящее время в служебном жилье также предоставляет ему право на получение жилья от военного ведомства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем их неявка не препятствует её рассмотрению (ч. 2 ст. 326 КАС Российской Федерации).
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, суд исходит из следующего.
В силу ч. 2 ст. 328 КАС Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Приступа в 2018 г. по состоянию здоровья был уволен с военной службы и с 16 октября того же года исключён из списков личного состава воинской части.
Перед увольнением с военной службы административный истец обратился в жилищный орган с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в жилье, в чём ему было отказано решением жилищной комиссии управления от 29 июня 2018 г. в связи с тем, что ранее он был обеспечен жилым помещением из государственного жилищного фонда, которым распорядился по своему усмотрению.
Упомянутое решение уполномоченного органа являлось предметом судебного контроля и вступившим в законную силу решением Грозненского гарнизонного военного суда от 26 октября 2018 г. признанно законным.
В феврале 2021 г. Приступа вновь обратился в жилищный орган с заявлением о принятии на жилищный учёт, в чём ему было отказано оспоренным решением жилищной комиссии управления ввиду представления документов, не подтверждающих его право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Пунктом 5 ранее действовавших Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512, и п. 11 Правил признания военнослужащих - граждан РФ, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. N 1768, действующих в настоящее время, предусмотрено, что военнослужащий, увольняемый с военной службы, подаёт заявление и необходимые документы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учёт (отказе в принятии на учёт) до даты исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Следовательно, для обеспечения военнослужащего жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", он должен быть признан нуждающимся в получении жилья уполномоченным органом в период обладания статусом военнослужащего.
С учётом того, что заявление о постановке на жилищный учёт, поданное Приступой в период военной службы, уполномоченным органом было рассмотрено и принято решение об отказе в этом, которое в судебном порядке признано законным, у административного ответчика не имелось оснований для признания его нуждающимся в жилье по заявлению, поданному за рамками военно-служебных правоотношений.
При этом его ссылка на проживание в служебном жилье, из которого он подлежит выселению в судебном порядке, не имеет правового значения для разрешения настоящего дела.
Таким образом, правильно установив обстоятельства, применив нормы материального и процессуального права, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспоренным решением жилищной комиссии и действиями начальника управления прав и свобод Приступы нарушено не было, так как возможность сохранения за гражданами права на обеспечение жилыми помещениями в порядке, предусмотренном для военнослужащих, после утраты ими указанного статуса, предусмотрена в случае, если они в период военной службы были признаны нуждающимися в жилье.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, фактически направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с ч. 3 ст. 329 КАС Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Таким образом, оснований для отмены или изменения принятых по административному делу судебных постановлений, в том числе для их безусловной отмены, предусмотренных ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации, из материалов дела не усматривается, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 327, 329, 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 31 августа 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 21 декабря 2021 г. по административному исковому заявлению Приступы Артёма Сергеевича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные гл. 35 КАС Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 мая 2022 г.
Председательствующий Д.А. Богдашов
Судьи В.С. Авдонкин
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.