Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу защитника Залепилова А.И. действующего в интересах МКУ "УЖКХ города" муниципального образования город Новороссийск постановление государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 22 июля 2021 года, решение судьи Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 10 сентября 2021 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 20 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКУ "УЖКХ города" МО г. Новороссийск,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в обрасти охраны окружающей среды Кочетова В.В. от 22 июля 2021 года МКУ "УЖКХ города" МО г. Новороссийска" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 сентября 2021 года постановление должностного лица изменено; исключено из мотивировочной части постановления указание на непредставление декларации за 2020 год в уполномоченный орган.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 20 октября 2021 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник МКУ "УЖКХ города" МО г. Новороссийск Залепилова А.И. просит указанные процессуальные акты отменить, полагая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО СПК "Кировский рыбозавод" к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу части 5 статьи 16.4 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Как следует из материалов дела, МКУ "УЖКХ города" МО "адрес"", осуществляет хозяйственную деятельность на объектах, расположенных в черте "адрес" и перечисленных в постановлении должностного лица от 22 июля 2021 года. Данные объекты можно отнести к объектам, оказывающим негативное воздействие, II категории. Однако в нарушение вышеуказанных норм, МКУ "УЖКХ города" МО г. Новороссийск" не представило в уполномоченный орган декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а именно за 2019 года (срок предоставления не позднее 10 марта 2020 года) и за 2020 год (срок предоставления не позднее 10 марта 2021 года).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения МКУ "УЖКХ города" МО г. Новороссийск" к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьей Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края установлено, что соглашением N 2 от 24 декабря 2019 года декларацию на негативное воздействие за 2020 год разрабатывает МКУ "Социально-производственное подразделение" Администрации МО г. Новороссийск и в соответствии с почтовым отправлением, декларация за 2020 год направлена в адрес Росприроднадзорра 2 марта 2021 года, то есть в установленный срок. На этом основании судьей районного суда исключено из мотивировочной части указание на непредставление декларации МКУ "УЖКХ города" МО г. Новороссийск" за 2020 год в уполномоченный орган.
Вместе с тем, нижестоящими судами не учтено то обстоятельство, что должностное лицо в постановлении от 22 июля 2021 года, установив, что МКУ "УЖКХ города" МО г. Новороссийск" не представило в уполномоченный орган декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год со сроком представления до 10 марта 2020 года, не привлекло юридическое лицо МКУ "УЖКХ города" МО г. Новороссийск" к ответственности по данному факту ввиду истечения срока давности привлечения в соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который истек 11 марта 2021 года.
При изложенных обстоятельствах, решение судьи Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 10 сентября 2021 года, вынесенное по данному делу нельзя признать законным, соответствующим требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенные судьей районного суда при рассмотрении дела нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не были устранены судьей краевого суда.
Указанное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, имеющим фундаментальный характер, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах решение судьи Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 10 сентября 2021 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 20 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКУ "УЖКХ города" МО г. Новороссийск, подлежат отмене.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы защитника МКУ "УЖКХ города" МО г. Новороссийск в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, производство по настоящему делу в соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 10 сентября 2021 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 20 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКУ "УЖКХ города" МО г. Новороссийск отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.