Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Монмаря Д.В, Русакова А.Е.
рассмотрела кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 6 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Дынько В.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Дынько В.А. обратилась Ленинский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление) о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорный участок).
В обоснование административного иска Дынько В.А. указала, что Дынько В.А. и Дынько А.А. на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом площадью 147, 2 кв. м, находящийся на спорном земельном участке. Письмом от 5 октября 2020 года административный истец уведомлен, что земельный участок снят с кадастрового учета, записи об указанном участке присвоен статус "архивный". Дынько В.А. считает действия и решение органа государственной регистрации необоснованными.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 6 июля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 декабря 2021 года решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 6 июля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 27 января 2022 года, Управление ставит вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Краснодара от 6 июля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 декабря 2021 года, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. Судами проигнорированы доводы Управления о том, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на спорном участке не расположены какие-либо объекты недвижимости. Ссылается на то, что орган регистрации прав не наделен полномочиями по закону самостоятельно вносить любые изменения в ЕГРН, в том числе касающиеся формирования привязки между объектами недвижимого имущества.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
В отзыве на кассационную жалобу представитель Дынько В.А. по доверенности Юзяк А.А. выражает несогласие с доводами жалобы.
Дынько В.А, Дынько А.А. в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав представителя Управления Коваль Н.А, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя Дынько В.А. по доверенности Юзяк А.А, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как видно из материалов дела, решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 29 июня 2009 года установлен факт принятия Дынько А.В, Дынько А.А. наследства после умершего ФИО2 в виде жилого дома N по "адрес" в равных долях. За Дынько А.В, Дынько А.А. признано право собственности по 1/2 доле на жилой дом (литеры Е, Е1, е, е3) общей площадью 147, 2 кв. м, жилой - 79, 5 кв. м.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21 февраля 2013 года Дынько В.А. на праве общей собственности принадлежит 1/2 доля на указанный жилой дом, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРП.
Письмом от 5 октября 2020 года Дынько А.А. уведомлен, что спорный участок снят с кадастрового учет, сведения об участке имеют статус "архивный".
Полагая решение Управления о снятии спорного участка с кадастрового учета незаконным, Дынько В.А. обратилась в суд с административным иском.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, а также ведение ЕГРН осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Законом сведений (пункт 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета подлежат:
- земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26);
- земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41);
- ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70);
- земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Если сведения о земельном участке, внесенные в ЕГРН, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Так, согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
В письме Минэкономразвития России от 10 сентября 2019 года N указано, что порядок снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, учтенных до 1 марта 2008 года, установлен пунктом 181 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года N 943 (далее - Порядок).
Исходя из положений пункта 181 Порядка земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 года (то есть сведения о которых были внесены в ГЗК, в формы ГРЗ КР) могут быть сняты с государственного учета при одновременном соблюдении следующих условий:
1) в отношении таких земельных участков, в реестре объектов недвижимости ЕГРН (кадастре недвижимости) отсутствует информация о правах или в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества ЕГРН (реестре прав на недвижимость) отсутствуют записи о праве (ограничении права) на такие земельные участки;
2) на таких земельных участках по сведениям ЕГРН не расположены объекты недвижимости;
3) в зависимости от наличия (подпункт 1 пункта 1, 81 Порядка) или отсутствия (подпункт 3 пункта 181 Порядка) в ГКН сведений о земельном участке (участках), являющемся исходным (исходными) для таких земельных участках и соответственно наличия или отсутствия в ГКВ или Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе (правообладателях) на такой исходный (исходные) земельный участок (участки):
в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 181 Порядка в орган регистрации прав в установленный данным подпунктом срок не были представлены документы для осуществления государственной регистрации прав на такие земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 года;
в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 181 Порядка, в орган регистрации прав поступило уведомление об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок, учтенный до 1 марта 2008 года и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, или в предусмотренный данным подпунктом срок такое уведомление в орган регистрации прав не поступило.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что Управлением в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие оснований для снятия спорного участка с кадастрового учета. При этом административный истец неоднократно обращался в регистрирующий орган с заявлениями о регистрации прав на спорный участок, следовательно, административный ответчик обладал информацией о правообладателе земельного участка.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, Управление не правомочно принимать решение о снятии земельного участка с кадастрового учета в случае, если на нем расположены зарегистрированные в установленном законом порядке объекты недвижимости.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и второй инстанций.
Утверждения кассационной жалобы о том, что на спорном участке согласно сведениям ЕГРН не расположены какие-либо объекты недвижимости, являются несостоятельными и опровергаются установленными по делу обстоятельствами.
Иные доводы кассационные жалобы направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 6 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 14 апреля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.