Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 22 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 30 июня 2021 года по административному делу по административному иску администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить предписание главного государственного инспектора "данные изъяты" Ространснадзора Иванова В.М. от 3 сентября 2020 года N (далее - оспариваемое постановление).
В обоснование административного иска администрация указала, что предписание адресовано неуполномоченному органу ввиду отсутствия у администрации сельского поселения компетенции на внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Яксатовский сельсовет" в связи с передачей указанных полномочий в муниципальный район.
На основании определения Арбитражного суда Астраханской области от 25 февраля 2021 года дело передано в Астраханский областной суд для направления его по подсудности.
Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 22 апреля 2021 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 30 июня 2021 года решение Приволжского районного суда Астраханской области от 22 апреля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 января 2022 года, УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора ставит вопрос об отмене названных судебных актов. Указывает на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, выразившихся в несвоевременном размещении информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. Ссылается на позднее получение судебного извещения на 22 апреля 2021 года.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились, податель жалобы заявил ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как видно из материалов административного дела, 3 сентября 2020 года главным государственным инспектором "данные изъяты" Ространснадзора Ивановым В.М. в адрес администрации вынесено инспекторское предписание N об устранении выявленных нарушений пунктов 7 и 8 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно инспекторскому предписанию в утвержденные Правила землепользования и застройки поселений муниципального образования "Яксатовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области не внесены изменения для приведения в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории-аэродрома Астрахань (Нариманово) приказом Росавиации от 23 декабря 2019 года N "Об установлении приаэродромной территории аэродрома Астрахань (Нариманово)".
Инспекторским предписанием администрации указано привести Правила землепользования и застройки поселений муниципального образования "Яксатовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории аэродрома Астрахань (Нариманово).
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 3 ГрК РФ принимаемые по вопросам градостроительной деятельности муниципальные правовые акты не должны противоречить данному кодексу.
Как следует из положений пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Закона N 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением. Утверждение правил землепользования и застройки в ранее действовавшей редакции Закона N 131-ФЗ относилось к вопросам местного значения поселения.
Аналогичным образом разграничение полномочий в сфере градостроительной деятельности между муниципальными районами и сельскими поселениями закреплено в Законе Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования градостроительной деятельности в Астраханской области" от 12 ноября 2007 года N 66/2007-ОЗ в редакции на дату принятия оспариваемого инспекторского предписания.
В силу приведенных норм в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, включая утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 указанной статьи, они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что полномочия по утверждению правил землепользования и застройки сельских поселений не отнесены к компетенции администрации, а находятся в компетенции муниципального района, соответственно, действия по приведению указанных Правил в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории аэродрома Астрахань (Нариманово), должны выполняться администрацией соответствующего муниципального района, а не сельского поселения.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание принято уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, но не соответствует закону ввиду того, что адресовано не в тот орган, который может устранить допущенные нарушения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы о том, что административный ответчик не был извещен надлежащим образом о судебном заседании, назначенном на 22 апреля 2021 года, являются несостоятельными и опровергаются имеющимся в материалах дела ходатайством "данные изъяты" Ространснадзора за подписью представителя Зуевой О.Е, согласно которому ответчик просил о рассмотрении административного дела без его участия (т. 2, л. д. 54).
Утверждения жалобы о несвоевременном размещении судом апелляционной инстанции информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда также не могут быть приняты во внимание.
Так, 1 июня 2021 года в Приволжский районный суд Астраханской области поступила апелляционная жалоба "данные изъяты" Ространснадзора на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 22 апреля 2021 года. Судом первой инстанции администрации до 17 июня 2021 года был предоставлен срок для направления возражений относительно доводов апелляционной жалобы.
Согласно сопроводительному письму Приволжского районного суда Астраханской области 18 июня 2021 года административное дело N поступило в Астраханский областной суд. Дело слушанием назначено на 30 июня 2021 года на 09 часов 15 минут, о чем сообщено лицам, участвующим в деле.
В соответствии со сведениями с сайта Астраханского областного суда, находящимися в общем доступе, информация о времени и месте судебного заседания размещена на сайте суда 21 июня 2021 года.
Частью 7 статьи 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено Кодексом.
В силу пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если установленный законом срок рассмотрения и разрешения административного дела, жалобы составляет 15 дней или менее, а также в случаях удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела, отложения судебного разбирательства административного дела на срок менее 15 дней, назначения предварительного судебного заседания, судебного заседания по административному делу ранее чем по истечении 15 дней со дня принятия административного искового заявления к производству судьей (со дня проведения предыдущего заседания), указанная информация размещается на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее следующего дня со дня вынесения определения (часть 1 статьи 92, часть 2 статьи 93 КАС РФ).
С учетом поступления административного дела в суд 18 июня 2021 года размещение информации на сайте 21 июня 2021 года не свидетельствует о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приволжского районного суда Астраханской области от 22 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 30 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 15 апреля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.