Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Борс Х.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Штомпель А.Н, действующего в интересах Левиной Ю.Э, на решение Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Левиной Ю.Э. об оспаривании нормативных правовых актов в части.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Ступак В.А. и заключение прокурора Костюка А.И, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Левина Ю.Э. обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующими в части приказов департамента имущественных отношений Краснодарского края:
- от 23 декабря 2016 года N 2745 в части утверждения пункта 29969 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год", - от 26 декабря 2017 года N 3008 в части утверждения пункта 27261 "Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год", - от 26 декабря 2018 года N 3043 в части утверждения пункта 30977 "Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", - от 27 декабря 2019 года N 2837 в части утверждения пункта 30826 "Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
В обоснование заявленных требований указано, что в Перечни в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен многофункциональный комплекс, нежилого назначения, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Левина Ю.Э. является собственником указанного объекта и, по ее мнению, включение здания в Перечни объектов недвижимого имущества противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона Краснодарского края N 620-К3 от 26 ноября 2003 года, нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество физического лица в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 января 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Левиной Ю.Э. по доверенности Штомпель А.Н. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в Краснодарский краевой суд 28 января 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 28 марта 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Ступак В.А. и заключение прокурора Костюка А.И, полагавших судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 208 указанного Кодекса с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Федеральный законодатель, устанавливая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимости, в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел 4 вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Нас основании пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 данного Кодекса, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5, 6 Положения о порядке определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента от 26 мая 2016 года N 752 "Об утверждении Положения о порядке определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", объект недвижимого имущества, принадлежащий истцу, был включен в проект перечня на 2017 год в соответствии с пунктом 4 статьи 3782 НК РФ на основании сведений, содержащихся в техническом паспорте, который составлен по состоянию на 18 марта 2008 года и предусматривал размещение объектов бытового обслуживания и торговых объектов более 20% от общей площади.
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером N был включен в проекты перечней на 2018-2020 годы по тем же основаниям, что и в проект перечня на 2017 год.
Проекты всех перечней были размещены в общем доступе и департаментом принимались заявления правообладателей об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из проектов перечней или о включении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в перечни.
В установленные сроки заявления об исключении из проектов перечней на 2017-2020 годы указанного объекта недвижимого имущества не представлялись.
Таким образом, спорный объект включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017, 2018, 2019 и 2020 год исходя из сведений, содержащихся в техническом паспорте, составленном по состоянию на 18 марта 2008 года.
Согласно пунктам 14, 38, 110-112 "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N 528-ст, торговым объектом является здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Под торговой площадью торгового предприятия понимается площадь торговых помещений торгового предприятия. Торговым помещением предприятия розничной торговли признается часть помещения розничного торгового предприятия, включающая торговый зал и помещения для оказания услуг. При этом к торговым помещениям не относится административно-бытовые помещения, а также помещения для приёмки, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не осуществляют обслуживание покупателей.
Торговый зал предприятия розничной торговли - это специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей. При этом часть торгового зала торгового предприятия (торгового объекта) может использоваться для создания необходимого торгового запаса (складирования запаса), предназначенного для обеспечения бесперебойной торговли.
Нежилое помещение, с кадастровым номером N используется административным истцом в соответствии с его наименованием.
В соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом ДИО КК департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2016 года N 2444, в срок до 15 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 2), вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется департаментом в отношении в том числе отдельно стоящих зданий, соответствие которых назначению, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1, подпунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, невозможно определить на основании сведений государственного кадастра недвижимости, и (или) кадастровых паспортов, и (или) документов технического учета (инвентаризации).
Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 27 апреля 2017 года N 319 пункт 4. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Уполномоченным органом в отношении отдельно стоящих зданий (строений, сооружений) и помещений, соответствие которых назначению, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1, пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, невозможно определить на основании сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации), а также в отношении объектов недвижимого имущества, выездное обследование которых проведено по поручению судебных органов или прокуратуры (в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.10.2019 N 678).
Законодательно предусмотрена обязанность уполномоченного органа определять вид фактического использования в случае, если невозможно его установить на основании сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации).
Вместе с тем в рассматриваемом здании расположены помещения с назначением (наименованием) "торговый зал" - более 20 % от общей площади здания, "мастерская", "трансформаторная", "сан. узел" и другие.
Налоговый Кодекс РФ к документам, определяющим назначение объектов недвижимого имущества, относит документы технического учета (инвентаризации).
Пунктом 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (далее - Положение о техническом учете), установлено, что по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический учет без осуществления технической инвентаризации осуществлялся в соответствии Положением о техническом учете на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, поэтажного плана объекта капитального строительства с указанием размеров и экспликации помещений и ситуационного плана размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемых в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.
Положением о техническом учете предусмотрено осуществление технического учета и технической инвентаризации организациями (органами) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года N 921, которым было утверждено Положение о техническом учете, признано утратившим силу на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 546 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства".
В переходный период применения Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" применялся Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 14 октября 2011 года N 577, согласно которому для государственного учета необходимы следующие документы: технический план объекта учета (при постановке на учет, учете изменений, за исключением государственного учета в связи с изменением указанных в подпунктах 6, 8 - 11, 13, 16 пункта 14 Порядка сведений); акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта учета (при снятии с учета такого объекта учета); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания, помещения или сооружения, наименования сооружения (при государственном учете в связи с изменением указанных в подпунктах 10, 11, 13, 16 пункта 14 Порядка сведений о таком здании, помещении или сооружении), которым относятся разрешения на ввод в эксплуатацию, решения о переводе объектов в нежилые (жилые).
Вместе с тем назначение помещений спорного здания, указанное в документе технического учета (инвентаризации), техническом паспорте от 18 марта 2008 года предусматривает размещение в нем объектов бытового обслуживания, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При включении здания в Перечни административный ответчик правомерно руководствовался сведениями, содержащимися в техническом паспорте от 18 марта 2008 года, согласно которому в здании расположены помещения с назначением "торговый зал" - более 20 % от общей площади здания, "мастерская", "трансформаторная", "сан. узел" и другие.
Таким образом, сведения, содержащиеся в технической документации, позволяли административному ответчику включить спорное здание в обжалуемые Перечни.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что департамент имущественных отношений Краснодарского края правомерно включил объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:37:0109002:53 в Перечни на 2017-2020 годы на основании информации, которая содержалась в технической документации, что отвечает требованиям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 24 мая 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.