Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Каминской Е.Е, судей Песоцкого В.В, Мельникова В.А, с участием прокурора Кириенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Волжского Волгоградской области, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО1, к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, по кассационной жалобе администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области по доверенности Морозовой Е.О. на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 27 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Каминской Е.Е, выслушав прокурора Кириенко А.А, который полагал судебные постановления по делу подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор г. Волжского Волгоградской области, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратился в суд с иском к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 27 мая 2021 года исковые требования удовлетворены.
На администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области возложена обязанность предоставить ФИО1, страдающей тяжелой формой хронического заболевания, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории города Волжского, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 августа 2021 года решение Волжского городского суда Волгоградской области от 27 мая 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области по доверенности Морозова Е.О. ставит вопрос об отмене судебных постановлений по делу как вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права.
В порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом кассационной инстанции при рассмотрении дела не установлено.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2).
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
При этом гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 указанной статьи).
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного Кодекса перечне.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Названная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одном жилом помещении.
Внеочередной характер обеспечения жилым помещением предполагает немедленную реализацию данного права после его возникновения.
Согласно части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, мать ФИО1 - ФИО7 зарегистрирована и проживает в квартире общей площадью 12, 1 кв.м, по адресу: "адрес", совместно с несовершеннолетней дочерью ФИО1 и сыном.
ФИО2, 23 марта 2007 года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждено справкой МСЭ-2018 N1228909 от 4.03.2020 г.
Согласно справкам Волжского филиала ГБУЗ "ВОКПБ N2" ФИО2 страдает хроническим заболеванием и подпадает под действие приказа М3 РФ от 29.11.2012 г. N987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и приказа М3 РФ от 30.11.2012 г. N991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
Постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 28.09.2020 г. N 4925 ФИО11. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи 3 человека: она, дочь ФИО2, сын ФИО8
Постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 22.12.2020 г. N6892 несовершеннолетняя ФИО2 признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения.
С 1.01.2018 г. действуют Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 г. N 987н, а также Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от 30.11.2012 г. N 991н.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался нормами права, регулирующими спорные отношения, исследовал фактические обстоятельства дела, оценил доказательства по делу в их совокупности, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и установил, что заболевание, которым страдает ФИО2, включено в Перечни заболеваний, утвержденные приказами Минздрава России N987н и N991н, ФИО2 признана нуждающейся в жилом помещении, но фактически жилое помещение ей не предоставлено.
Установив данные обстоятельства, суд пришел к выводу о возложении на администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
При этом суд исходил из того, что реализация конституционного права истца на жилище не может быть поставлена в зависимость от ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей, обязанность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.1 своего Определения от 17.12.2009 г. N 1563-О-О указал, что полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции соглашается с выводами предыдущих судебных инстанций, полагает, что указанные выводы соответствуют закону и установленным по делу обстоятельствам.
При рассмотрении дела судебными инстанциями правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, фактические обстоятельства установлены на основании оценки представленных по делу доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судебными инстанциями по делу не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 27 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 августа 2021 года не установлено.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 27 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Е. Каминская
Судьи В.В. Песоцкий
В.А. Мельников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.