Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Губаревой С.А, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Ленинского района Республики Крым о признании решения незаконным по кассационной жалобе начальника Департамента труда и социальной защиты населения администрации Ленинского района ФИО6 на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 28 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Ленинского района Республики Крым, в котором просила признать незаконным решение департамента труда и социальной защиты населения администрации Ленинского района Республики Крым, принятое на основании протокола N от 1 октября 2020 года об отказе в предоставлении услуги и признании недействительным решения о предоставлении государственной услуги от 23 июня 2020 года и сертификата N от 23 июня 2020 года на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, выданного на имя ФИО1
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 26 января 2021 года исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Департамента труда и социальной защиты населения администрации Ленинского района Республики Крым, принятое на основании протокола N от 1 октября 2020 года, об отказе в предоставлении услуги и признании недействительным решения о предоставлении государственной услуги от 23 июня 2020 года и сертификата N от 23 июня 2020 года на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, выданного на имя ФИО1
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 28 июля 2021 года решение Ленинского районного суда Республики Крым от 26 января 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе начальник департамента труда и социальной защиты населения администрации Ленинского района ФИО6 просит отменить судебные постановления в связи с тем, что суды допустили нарушения норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указывает, что общее количество гражданина-заявителя и совместно проживающих и зарегистрированных членов семьи ФИО1 составляет 6 человек, а не 7 человек, как было принято раннее при расчете (при расчете членов семьи была учтена сестра мужа ФИО7, которая согласно действующему законодательству не должна учитываться в состав семьи). Обеспеченность жилой площадью семьи составляет более 18 кв.м, на каждого члена семьи, что подтверждает отсутствие право на дополнительную меру социальной поддержки.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец ФИО1 не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО13 (ФИО14 З.Р. с 23 августа 2014 года состоит в браке с ФИО11, в браке родились их дети ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Согласно правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие заявителю и членам его семьи на праве собственности, судом первой инстанции установлено, что отец мужа заявителя ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является собственником жилого дома, площадью 108, 3 кв.м, кадастровый номер N, расположенного по "адрес".
В доме отца супруга истицы - ФИО10 зарегистрированы и проживают члены его семьи: его дочь ФИО7, его сын - супруг истицы ФИО11, истица ФИО1 и дети истицы ФИО8, ФИО9
По обращению 12 марта 2020 года ФИО1, зарегистрированной по "адрес", Департаментом принято решение от 2 июня 2020 года о предоставлении государственной услуги по выдаче документа "Выдача сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий".
23 июня 2020 года ФИО1 вручен сертификат N на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым.
28 сентября 2020 года в ходе дополнительной проверки, Департаментом было установлено, что при определении права на дополнительную меру социальной поддержки допущена ошибка при расчете обеспеченности семьи общей площадью жилых помещений в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи, ошибочно учтена как член семьи заявителя сестра супруга - ФИО12
При проведении ответчиком перерасчета обеспеченности семьи общей площадью жилых помещений установлено, что площадь жилых помещений составляет более 18 кв.м, в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи.
6 октября 2020 года ответчик выдал истцу ФИО1 решение об отказе в предоставлении государственной услуги на основании протокола N от 1 октября 2020 года, которым ранее выданное решение от 23 июня 2020 года и сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым N от 23 июня 2020 года, признаны недействительными, поскольку отсутствуют основания для назначения указанных мер социальной поддержки.
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об их частичном удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями статей 38, 39, 46 Конституции РФ, Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-3PK/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 года N 574, обоснованно исходил из того, что положениями действующего законодательства, в том числе Положением о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", не предусмотрены полномочия органа труда и социальной защиты населения относительно признания ранее выданных им решений о предоставлении мер социальной поддержки и сертификатов недействительными ответчик при принятии оспариваемого решения на основании протокола N от 1 октября 2020 года вышел за пределы предоставленных ему полномочий, в связи с чем заявленные ФИО1 исковое требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Верховный суд Республики Крым при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что они обоснованны, мотивированы, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права установлено не было.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться с доводами кассатора, изложенными в жалобе, так как они основаны на ошибочном понимании норм права.
Статьей 2 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-3PK/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" предусмотрена дополнительная мера социальной поддержки, обеспечивающую возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым, в частности дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, в Республике Крым - мера, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий (далее - дополнительная мера социальной поддержки); единовременная выплата для улучшения жилищных условий - средства бюджета Республики Крым, направленные на реализацию дополнительной меры социальной поддержки, установленной настоящим Законом; сертификат на единовременную выплату - именной документ, подтверждающий право на дополнительную меру социальной поддержки.
В статье 3 Закона указано, что право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания. Право на дополнительную меру социальной поддержки у лиц, указанных в абзаце 1 настоящей части, возникает однократно. Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой. Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
Из анализа положений закона, подлежащих применению к спорным правоотношениям, судами первой и апелляционной инстанций сделан верный вывод о том, что одним из условий для выдачи сертификата при определении прав лица и членов его семьи на предоставление дополнительной меры социальной поддержки является постоянное совместное проживание и регистрация истца и членов его семьи в жилом помещении, общая площадь которого не превышает 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого такого члена его семьи.
Согласно пункту 4 раздела 4 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" основаниями для отказа в выдаче сертификата являются отсутствие права на дополнительную меру социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом; предоставление неполного пакета документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки.
Пунктами 14-16 Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 года N 574, предусмотрено, что решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче сертификата со всеми необходимыми документами, а в случае направления межведомственных запросов - в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 11 настоящего Положения, но не позднее чем в месячный срок со дня регистрации заявления.
Решение об отказе в выдаче сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях отсутствия права на меру социальной поддержки в соответствии с Законом N 631-ЗРК/2019, представления неполного пакета документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки.
Довод кассационной жалобы о правомерности действий Департамента по отмене ранее выданного решения от 23 июня 2020 года и сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, не основан на законе, так как законом не предусмотрены полномочия органа труда и социальной защиты населения относительно признания ранее выданных им решений о предоставлении мер социальной поддержки и сертификатов недействительными.
Кроме того, вопреки позиции кассатора, сестра мужа истицы ФИО7 является дочерью собственника жилого помещения, а соответственно является членом семьи собственника жилого помещения, а не членом семьи истицы. При таких обстоятельствах заявлять о неправомерности учета ее при определении количества проживающих в жилом помещении членов семьи собственника оснований не имеется.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда Республики Крым от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 28 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника департамента труда и социальной защиты населения администрации Ленинского района ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.