Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу Шипуновой Татьяны Борисовны на вступившие в законную силу постановление судьи Каргасокского районного суда Томской области от 15 января 2022г, решение судьи Томского областного суда от 16 февраля 2022г, вынесенные в отношении "данные изъяты" Шипуновой Т.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Каргасокского районного суда Томской области от 13 января 2022г, оставленным без изменения решением судьи Томского областного суда от 16 февраля 2022г, должностное лицо "данные изъяты" Шипунова Т.Б, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе Шипунова Т.Б. просит об отмене постановления и решения, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 2 статьи 6.3).
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что в период с 15.10.2021г по 29.10.2021г в отношении Межрайонной ИФНСN 2 по Томской области, проведена внеплановая выездная проверка, с целью расследования причин возникновения случая новой коронавирусной инфекции - COVID-19 (экстренное извещение N 1087 от 04.10.2021г) в Межрайонной ИФНС N 2 по Томской области, для предотвращения распространения заноса и распространения новой коронавирусной инфекции. В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: в ходе проверки "входного фильтра" МИФНС N 2 по Томской области (с.Каргасок), установленный в целях организации выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при проходе на работу, посещения посетителями, установлен факт прохода сотрудниками и посторонними лицами бесконтактного измерения температуры сотрудниками и посетителями, не проводилась обработка рук антисептическим средством, не осуществлялся контроля за соблюдением масочного режима посетителями, что является нарушением требований п.5 СанПиН3.3686-21"Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний", абзаца 5 пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции; не проводятся мероприятия, направленные на "разрыв" механизма передачи инфекции, в санитарных узлах и туалетных комнатах для женщин и мужчин отсутствуют кожные антисептики, что не позволяет проводить полноценную гигиеническую обработку рук; на первой этаже в коридоре и на столах в помещении установлено 2 компьютера для самостоятельной работы граждан с налоговыми документами.
На столах отсутствуют антисептические средства для использования их посетителями и сотрудниками, оказывающими методическую помощь при заполнении налоговых деклараций и не соответствует требованиям п. 5.6 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", абзац 1 пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции; в нарушение требований п.5 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний", абзаца 4 пункта 4.4 СП3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции", п. 2.3 Руководства Р 3.5.1904-04 "Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях" в помещениях инспекции на первом этаже и зале приема граждан с постоянным нахождением работников и посетителей и на втором этаже здания, нет бактерицидных облучателей для обеззараживания воздуха рециркуляторного типа, разрешенных к использованию в присутствии людей; в ходе проверки работы технического персонала, осуществляющего уборку, мойку и дезинфекцию поверхностей в помещении учреждения установлено, что отсутствует информация и инструктаж персонала по вопросам предупреждения и профилактики коронавирусной инфекции (в том числе по использованию СИЗ и проведению дезинфекции), отсутствует инструкция по применению используемого дезинфицирующего средства "Дезхлор", что не соответствует требованиям пп.82, 84, ч. 2, 4 п.130 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"; журнал учета работы обеззараживающей установки заполнен не в соответствии с требованиями, указанными в приложении N 2, N3 (обязательное) Р 3.5.1904-04 2Форма журнала регистрации и контроля ультрафиолетовой бактерицидной установки", не ведется контроль работы бактерицидного оборудования, что является нарушением п. 5 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", п. 10.5 Р 3.5.1904-04
"Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях". Ответственность за проведение противоэпидемиологических мероприятий возложена н должностное лицо, "данные изъяты" Шипунову Т.Б.
Изложенное явилось основанием для привлечения Шипуновой Т.Б. к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью доказательств, исследованных судами в установленном порядке, подробно изложенных в принятых судебных актах и получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Такие мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного закона.
Распоряжением администрации Томской области от 18.03.2020 N 156-ра, в целях исключение завоза и распространения на территории Томской области новой коронавирусной инфекции в пределах границ Томской области с 18.03.2020г введен режим функционирования "Повышенная готовность".
Согласно пункту 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 15 (далее - СП 3.1.3597-20), к мероприятиям, направленным на "разрыв" механизма передачи инфекции, в числе прочего относится: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток); обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха.
Пунктом 5 СанПиН 3.3686-21 предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должно обеспечиваться выполнение установленных санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов биологических факторов (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные) среды обитания человека и условий его жизнедеятельности (труда, проживания, воспитания, обучения, питания), а также должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
К использованию допускаются дезинфекционные средства, на которые имеются разрешительные документы, выданные в порядке и в случаях, установленных правом Евразийского экономического союза (п.84).
В местах массового пребывания людей при проведении дезинфекционной деятельности должны выполняться следующие санитарно-эпидемиологические требования: 1) в местах массового пребывания людей профилактическая дезинфекция в санитарных узлах для персонала и посетителей осуществляется ежедневно; 2) дезинфекционные мероприятия в период эпидемиологического неблагополучия проводятся в соответствии с требованиями по профилактике соответствующих инфекционных заболеваний; 4) профилактическую дезинфекцию осуществляет обученный по вопросам дезинфектологии персонал организации, дезинсекцию и дератизацию персонал организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность (п.130).
Согласно п.10.5 Р 3.5.1904-04. все помещения с бактерицидными установками, действующими или вводимыми вновь, должны иметь акт ввода их в эксплуатацию согласно Прилож. 2 и журнал их регистрации и контроля согласно Прилож. 3.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 названного кодекса, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Приказом ФНС УФНС по Томской области МИФНС по Томской области от 18.03.2020г N 01-1-01/041 "О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции", создан оперативный штаб по предупреждению распространения коронавирусной инфекции. Шипунова Т.Б. включена в состав оперативного штаба, (л.д.59-60, 61-62).
Согласно плана неотложных мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на Шипунову Т.Б, в числе прочего, возложена обязанность проведения инструктажа: по уборке помещений инспекции, по работе с налогоплательщиками, пользование дезинфекционными средствами, ведению журнала уборки, замера температуры сотрудников, обеспечить наличие в санузлах в зонах приема налогоплательщиков средств гигиены и дезинфекции, оперативно организовать закупку средств профилактики: бесконтактные измерители температуры, антисептики, диспенсеры с анисептическими средствами, маски, латексные перчатки, бактерицидные лампы.
Кроме того, должностным регламентом, утвержденным начальником МИФНС N 2 по Томской области на "данные изъяты" Шипунову Т.Б, возложены должностные обязанности, предусмотренные разделом III, в том числе: разрешение вопросов по хозяйственной деятельности в пределах своей компетенции (в ТОРМах с. Каргасок, с. Парабель, г. Кедровый); организация и контроль за работой сотрудников отдела общего обеспечения (в ТОРМах с. Карагос, с. Парабель); соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, (л.д.44-46).
Судами установлено, что Шипунова Т.Б. допустила несоблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических о противоэпидемиологических мероприятий, совершенных при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период введения режима функционировании на территории Томской области "Повышенная готовность".
Все нарушения действующего законодательства перечислены в акте проверки, при составлении которого присутствовала Шипунова Т.Б. и каких-либо возражений либо замечаний не подавала. В судебном заседании Шипунова Т.Б. не отрицала факт выявленных нарушений, указанных в акте проверки с приложением фотоматериала, однако указывала на то, что все нарушения были устранены впоследствии.
Вопреки доводам заявителя, необеспечение выполнения должностным лицом конкретных мероприятий, перечисленных выше, подтверждено имеющимися в деле доказательствами, получившими правильную правовую оценку.
Субъективное толкование заявителем норм материального права и конкретных обстоятельств дела, не является основанием для отмены состоявшихся по делу решений. Действия Шипуновой Т.Б. квалифицированы по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ правильно.
Вместе с тем из объема вмененных нарушений Шипуновой Т.Б. подлежит исключению: "журнал учета работы обеззараживающей установки заполнен не в соответствии с требованиями, указанными в приложении N 2, 3 Р 3.5.1904-04 "Форма журнала регистрации и контроля ультрафиолетовой бактерицидной установки", поскольку такая обязанность была возложено на иное должностное лицо - с. Каргасок- ФИО6, (л.д.64). В данном случае Шипуновой Т.Б. не вменено необспечение ведения такого журнала, в связи с чем, указанное нарушение в ее обязанности не входит.
Доводы заявителя о том, что Шипунова Т.Б. не была уведомлена в установленном порядке о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, опровергаются материалами дела.
Из акта проверки следует, что при проведении проверки присутствовала "данные изъяты" Шипунова Т.Б, (л.д.19-22). По месту работы Шипуновой Т.Б. должностным лицом направлено уведомление о дате и времени составления протокола по делу об административном правонарушении, что не является нарушением требований ст. 25.15 КоАП РФ, (л.д.96-97, 98, 93). 16.11.2021г уведомление получено адресатом. Из протокола судебного заседания следует, что Шипунова Т.Б. не отрицала факт вручения ей 16.11.2021г уведомления о явке к должностному лицу для составления протокола об административном правонарушении, однако она по своему усмотрению не явилась 17.11.2021г для составления протокола, (л.д. 184).
При таких обстоятельствах права Шипуновой Т.Б. на личное участие при составлении протокола об административном правонарушении, нарушены не были. Уважительных причин неявки Шипуновой Т.Б. не приведено. Нахождение ее в очередном отпуске с 22.11.2021г такими причинами не являются.
Иные доводы жалобы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в постановлении и решении, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере ниже минимального, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление судьи Каргасокского районного суда Томской области от 13 января 2022г, решение судьи Томского областного суда от 16 февраля 2022г, вынесенные в отношении "данные изъяты" Шипуновой Т.Б, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФФ - изменить, исключить из объема вмененных Шипуновой Т.Б. нарушений: "журнал учета работы обеззараживающей установки заполнен не в соответствии с требованиями указанными в приложенияии N 2, 3 Р 3.5.1904-04 "Форма журнала регистрации и контроля ультрафиолетовой бактерицидной установки". В остальной части судебные акты оставить без изменения, жалобу Шипуновой Т.Б. - без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.