Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу представителя администрации муниципального образования "Аларский район" Газизулиной Е.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи по 128 судебному участку Аларского района Иркутской области от 22 декабря 2021г, решение судьи Аларского районного суда Иркутской области от 24 февраля 2022г, вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Аларский район" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи по 128 судебному участку Аларского района Иркутской области от 22 декабря 2021г, оставленным без изменения решением судьи Аларского районного суда Иркутской области от 24 февраля 2022г, администрация муниципального образования "Аларский район" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе представитель администрации муниципального образования "Аларский район" Газизулина Е.А. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что администрацией муниципального образования "Аларский район" не исполнило в срок до 01.10.2021г законное предписание Советника отдела РНЧС в управлении по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и организации регионального государственного надзора Министерства имущественных отношений Иркутской области N 27/20 от 15.10.2020г по выполнению требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: система оповещения администрации муниципального образования "Аларский район" технически и программно не обеспечивает доведение сигналов до населения, проживающего на территории Аларского района: муниципальное образование "Аларь" (с. Аларь, с. Алзобей, д.Гтол, д. Куркат Кукунур, д.Улзет); муниципальное образование "Аляты" (с. Аляты, д. Высотская, д. Мардай, д. Халты); муниципальное образование "Александровск" (с. Александровск, д. Угольная, д. Шапшалтуй); муниципальное образование "Ангарский" 9п. Ангарский, п. Апхайта, п. Быково); муниципальное образование "Бахтай" (с. Бахтай, д. Жлобино, д.Ундер-Хуан); муниципальное образование "Егоровск" (д. Егоровск, д.Кербулак, д.Хуруй); муниципальное образование "Забитуй" (п.Забитуй, п. Иванова, д.Нарены, д. Омулевка); муниципальное образование "Зоны" (с. Зоны, д.Бурятский, д.Вершина, д.Шастино); муниципальное образование "Иваническ" (с. Иваническое, д. Киркей, д. Отрадная, д. Шалоты); муниципальное образование "Куйта (с. Идеал, д. Заречное, с. Куйта); миуниципальное образование "Маниловск" (д. Маниловское, д. Занино, д. Корховская, д.Шаховская, д. Шульгино); муниципальное образование "Могоенок (с. Могоенок, д.Маломолево, д. Могой); муниципальное образование "Табарсук" (. Табарсук, д. Дута, д. Кирюшино); муниципальное образование "Тыргетуй" (с. Тыргетуй, д. Балтуй, д.Зангей); муниципальное образование "Нельхай" (с. Апхульта, д.Кундулун, д. Мольта, д.
Нельхай); муниципальное образование "Ныгда" (д. Ныгда, д. Бурково, д. Халты).
Привести местную систему оповещения муниципального образования "Аларский район" обеспечивающее доведение сигналов в установленном порядке.
Факт невыполнения предписания в установленный срок послужил основанием для составления в отношении администрации 21 октября 2021 г. должностным лицом протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением должностного лица администрация муниципального образования "Аларский район" признана виновной в совершении данного административного правонарушения. Судебные инстанции при рассмотрении жалоб, согласились с принятым постановлением о назначении административного наказания.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, протоколом об административном правонарушении, предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований N 27/20 от 15.10..2020г, распоряжением министерства имущественных отношений от 01.10.2021 N 133-мр о проведении внеплановой выездной проверки, актом проверки от 21.10.2021г, получивших оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что администрация, получив предписание административного органа об устранении нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не приняла все зависящие от нее меры по его надлежащему выполнению в установленный срок и обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно п. "м" ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Пунктами 4 и 10 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. N 422/90/376 (действующего на момент внесения предписания) установлено, что помимо прочего, системы оповещения создаются: на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования); системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием; специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
Аналогичные требования предусмотрены Положением о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России N 578 и Минкомсвязи России N 365 от 31 июля 2020 г.
Так, пунктом 7 названного Положения предусмотрено, что системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС: на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения;
муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.
Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования; сил ГО и РСЧС муниципального образования; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования (пункт 13).
Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения (пункт 19).
Готовность систем оповещения населения достигается: своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения (пункт 26).
Данные, указывающие на отсутствие у администрации реальной возможности для выполнения предписания административного органа в установленный срок, в материалах дела отсутствуют.
Доводы жалобы об отсутствии достаточного финансирования, принятия администрацией мер для выполнения предписания в виде соответствующей переписки с ведомствами, не опровергают обоснованность выводов судебных инстанций о виновности лица, привлеченного к административной ответственности в совершении вмененного правонарушения.
Из материалов дела не усматривается, что администрацией приняты исчерпывающие меры, направленные на организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций... Наличие сведений о переписке с ведомственными органами относительно вопросов финансирования администрации, а также возможности выделения канала связи для подключения к телекоммуникационной сети "Интернет" в целях использования системы оповещения населения, доказательством, свидетельствующим о принятии достаточных мер (действий), направленных на выполнение врученного предписания, не являются.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 18 Федерального закона " 28-ФЗ "О гражданской обороне" обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа, в том числе установка усилительно-коммутационных блоков, рупорных громкоговорителей, электрических сирен и оконечных устройств, сопряжение с системами оповещения муниципального и регионального уровня, финансирование эксплуатационно-технического оборудования и содержания муниципальной системы оповещения населения являются расходными обязательствами муниципального образования.
Вопросы рационального распределения финансовых средств относится к полномочиям органов местного самоуправления.
С учетом приведенных норм права и конкретных обстоятельств, в силу которых администрация обращалась с различными просьбами по вопросам финансирования и выделения каналов связи, суды правильно пришли к выводу о том, что названные действия не свидетельствуют о достаточности принятых мер по выполнению предписания административного органа.
В предписании, которое подлежало обязательному исполнению администрацией, приведены нормы Положения о системах оповещения населения, действующие в момент выдачи предписания, наличие нового положения, действующего с 01.01.2021г, не является основанием для прекращения производства по настоящему делу и не исключает объективной стороны совершенного администрацией муниципального образования вмененного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, протокол по делу об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ и не содержит обстоятельств события, имевшего место 04.10.2021г, противоречащих видам нарушений, установленных предписанием от 15.10.2020г.
Наличие решений Аларского районного суда по административным искам прокурора, из которых следует, что суд установилиной срок для подключения специализированных технических средств оповещения населения, до 01.07.2023г, основанием для отмены состоявшихся по делу актов не является, поскольку не влияет на законность вынесенного административным органом предписания указанному лицу и на изменение сроков исполнения предписания.
Доводы заявителя относительно того, что отсутствует уведомление о вызове лица для составления протокола об административном правонарушении, несоответствии подлинника протокола его копии, невручении надлежащим образом заверенной копии, отклоняются, поскольку противоречат материалам дела. При составлении протокола присутствовал законный представителя администрации Дульбеев Р.В, который знакомился с протоколом, давал свои объяснения, получил копию протокола, (л.д.1-3). Каких-либо отличий между подлинником протокола и его копией, (л.д.231-233) не имеется.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Из доводов жалобы поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Невыполнение администрацией в установленный срок законного предписаний должностного лица, установлено и доказано в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.
Доводы настоящей жалобы являются аналогичными ранее заявленным, были предметом проверки судов при рассмотрении жалоб на постановление о назначении административного наказания, обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных актах, не согласиться с которыми оснований не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Порядок и срок привлечения администрации муниципального образования "Аларский район" к ответственности соблюдены..
Административное наказание назначено в соответствии с конкретными обстоятельствами дела, в пределах санкции части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в минимальном размере.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи по 128 судебному участку Аларского района Иркутской области от 22 декабря 2021г, решение судьи Аларского районного суда Иркутской области от 24 февраля 2022г, вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Аларский район" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу представителя администрации муниципального образования "Аларский район" Газизулиной Е.А. - без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.