Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Шмаковой Ирины Валерьевны, поданной через суд первой инстанции 23 марта 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 сентября 2021 года по административному делу N 2а-1399/2021 по административному исковому заявлению Шмаковой Ирины Валерьевны к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным решения N N от 27 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя административного истца Шмаковой И.В. Михайловой Е.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Шмакова И.В. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области, в котором просила признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Иркутской области от 27 января 2021 года N об отказе в утверждении схемы расположения участка по N, мотивированное тем, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка, находящегося в общей совместной собственности садоводства " "данные изъяты"", не входит в полномочия "адрес", а испрашиваемый участок должен образовываться в соответствии с проектом межевания.
Считает отказ незаконным, нарушающим ее права, полагая, что только Министерство имущественных отношений наделено полномочиями на утверждение схемы расположения участка. Отказ в утверждении схемы земельного участка препятствует реализации ее права на приобретение садового участка в порядке пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", при котором проект межевания исходного земельного участка не требуется.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 23 июня 2021 года требования административного истца удовлетворены, признано незаконным решение Министерства имущественных отношений Иркутской области от 27 января 2021 года N. На Министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Шмаковой И.В. от 12 августа 2020 года вх. NФ/20, от 12 января 2021 года вх. N.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 сентября 2021 года решение Кировского районного суда г. Иркутска от 23 июня 2021 года отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В кассационной жалобе Шмакова И.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции, указывая на нарушение судом норм материального права.
Ссылаясь на обстоятельства спорных правоотношений, настаивает, что только Министерство имущественных отношений Иркутской области, в силу статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномочено на утверждение схемы расположения земельного участка, а также на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка государственным органом без разъяснения дальнейшего пути реализации ее прав, отсутствие в спорном решении разъяснения срока и порядка его обжалования нарушает ее права и законные интересы. Кроме того, данный земельный участок не является изъятым из оборота либо ограниченным в обороте, в отношении него не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Относительно доводов кассационной жалобы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области подан отзыв.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отстутствие. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судом апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела установлено, что согласно выписке из протокола общего собрания от 17 августа 2019 года Шмакова И.В. является членом СНТ " "данные изъяты"", пользуется земельным участком N по "адрес".
В целях приобретения земельного участка в собственность 12 августа 2020 года она обратилась в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Решением от 17 августа 2020 года N в утверждении схемы отказано.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 16 ноября 2020 года отказ Министерства от 17 августа 2020 года признан незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Шмаковой И.В.
12 января 2021 года Шмакова И.В. подала в Министерство имущественных отношений еще одно заявление, в котором просила на основании решения суда повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы участка и предоставить его в собственность бесплатно.
Заявления Шмаковой И.В. от 12 августа 2020 года и от 12 января 2021 года были рассмотрены, и решением Министерства имущественных отношений Иркутской области от 27 января 2021 года N в утверждении схемы земельного участка N по "адрес" в СНТ " "данные изъяты"" было отказано по мотиву того, что испрашиваемый земельный участок образуется из земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в общей совместной собственности садоводства " "данные изъяты"", и утверждение схемы расположения такого участка на кадастровом плане территории к полномочиям Правительства Иркутской области не относится. Министерство от имени Правительства Иркутской области не вправе распорядиться земельным участком, находящемся в собственности некоммерческой организации, путем утверждения схемы его расположения, испрашиваемый участок должен образовываться в соответствии с проектом межевания.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что к полномочиям субъекта Российской Федерации, наряду с перечисленными в статье 10 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или органов местного самоуправления. С учетом положений статьи 4 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", подпункта 29 пункта 7 Положения о министерстве суд сделал вывод о том, что правовым актом субъекта Российской Федерации напрямую предусмотрена обязанность Министерства имущественных отношений Иркутской области принятия решений о согласовании, в том числе с утверждением схемы расположения земельного участка при предоставлении земельных участков в соответствии с пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". При этом никакой иной орган власти или местного самоуправления полномочиями на утверждение схемы участка на территории Иркутского района не обладает.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что решение Министерства имущественных отношений Иркутской области об отказе в утверждении схемы земельного участка не основано на нормах права и препятствует Шмаковой И.В. в реализации права, предусмотренного пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Проверяя законность принятого решения, и отменяя его с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца, суд апелляционной инстанции исходил из того, что у Министерства имущественных отношений Иркутской области отсутствуют полномочия на распоряжение спорным земельным участком, находящимся в совместной собственности некоммерческой организации садоводства " "данные изъяты"", возложение на Министерство имущественных отношений не отнесенной к его компетенции функции по утверждению схемы садового участка фактически приведет к распоряжению данным земельным участком, расположенным на землях, государственная собственность на которые не разграничена, и находящимся в собственности садоводства.
Также суд апелляционной инстанции указал на возможность приобретения Шмаковой И.В. земельного участка в садоводстве в собственность иным предусмотренным законом способом - в соответствии с проектом межевания территории (пункт 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации), на основании одобренной общим собранием членов товарищества документации по планировке территории (статья 23 Закона N 217-ФЗ), а также в порядке разрешения спора в порядке гражданского судопроизводства.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными.
Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2022 г. члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 г. для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином (представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце 1 пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости); протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце 1 пункта 2.7, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.
В силу части 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Согласно положениям части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется, в том числе, для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
В соответствии с пунктом 5 части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
Особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории садоводства, регулируются, кроме того, статьей 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 4 статьи 23 упомянутого Федерального закона акона N 217-ФЗ в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, осуществляется подготовка документации по планировке территории в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, которая до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления, согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации отнесено управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 10(1) статьи 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 года N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" к полномочиям Правительства Иркутской области отнесены вопросы предоставления земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии с подпунктом 29 пункта 7 Положения о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года N 264\43-пп, на министерство возложено осуществление от имени Правительства Иркутской области действий, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе, принятие решений о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, об отказе в предоставлении земельных участков.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).
Порядок утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для ведения садоводства, огородничества, установлен Административным регламентом предоставления государственной услуги, утвержденным приказом министерства от 22 октября 2019 года N 59-мпр.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 30 Административного регламента министерство принимает решение об отказе в предоставлении государственной услуги, если разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 20 Административного регламента установлено, что результатом предоставления государственной услуги является принятие решения об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для ведения садоводства, огородничества на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области (подпункт 2).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, земельный участок с кадастровым номером N (исходный участок) на основании постановлений администрации Иркутского района от 25 октября 1993 года N, от 27 июня 1994 года N, свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серии N находится в общей совместной собственности садоводства " "данные изъяты"".
С учетом приведенных нормативных положений и установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, и принятия нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку у министерства отсутствуют полномочия на распоряжение земельным участком, находящимся в общей совместной собственности некоммерческой организации садоводства " "данные изъяты"", кроме того, образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Порядок и сроки рассмотрения заявления Шмаковой И.В. административным ответчиком соблюдены.
При таком положении не имеется оснований полагать ошибочными выводы суда апелляционной инстанции о законности спорного решения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 27 января 2021 года N об отказе Шмаковой И.В. в утверждении схемы земельного участка в садоводстве " "данные изъяты"".
Предусмотренная частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупность оснований для удовлетворения требований административного иска отсутствует.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, приведенным административным истцом в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.