Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3653/2021, УИД: 24RS0002-01-2021-006622-74 по иску Коптий Любови Яковлевны к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о взыскании недополученной пенсии, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Коптий Любови Яковлевны на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 1 декабря 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения истца Коптий Л.Я, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Коптий Л.Я. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) (далее по тексту также ГУ УПФ РФ в г. Ачинске) о взыскании недополученной пенсии, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что она с 21 декабря 2003г. является пенсионером, до 2009 года продолжала осуществлять трудовую деятельность. С 1 ноября 2020г. истцу произведен перерасчет пенсии по старости, размер пенсии увеличился на 3144 руб. Согласно пояснениям сотрудников Пенсионного фонда Российской Федерации, перерасчет произведен на основании справки о заработной плате, однако она такую справку не представляла. Следовательно, перерасчет произведен на основании сведений, имевшихся у ответчика, соответственно, первоначально расчет пенсии был произведен неверно. 15 июня 2021г. истец обратилась с заявлением о выплате денежных средств в размере 704256 руб, недоплаченных с момента назначения пенсии, в чем истцу было отказано.
Коптий Л.Я. просила обязать ответчика выплатить недоплаченную пенсию в размере 704256 руб, взыскать компенсацию морального вреда в размере 30000 руб, судебные расходы за составление искового заявления в размере 2500 руб.
Определением суда от 25 октября 2021г. произведена замена ответчика государственного учреждения - Управление пенсионного фонда России в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю.
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 1 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14 марта 2022 г, в удовлетворении исковых требований Коптий Любовь Яковлевны к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о взыскании недополученной пенсии, компенсации морального вреда - отказано.
В кассационной жалобе истец Коптий Л.Я. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое рассмотрение.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения истца Коптий Л.Я, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании заявления от 17 декабря 2003 г. Коптий Л.Я. назначена пенсия по старости с 20 декабря 2003 г. При расчете пенсии учтена заработная плата истца за 60 месяцев за период с 1 января 1986 г. по 31 декабря 1990 г. Размер страховой части трудовой пенсии на 20 декабря 2003 г. (с учетом фиксированного базового размера страховой части пенсии) составил 1050, 61руб, который неоднократно увеличивался в связи индексацией пенсии, а также на основании поступавших от Коптий Л.Я. заявлений 28 сентября 2004 г, 28 октября 2004 г, 23 августа 2017 г. о перерасчете пенсии.
После устного обращения Коптий Л.Я. в августе 2020 года, ответчиком 21 августа 2020 г. направлен запрос в архив Филиала ОАО "РЖД" Красноярской железной дороги и 31 августа 2020 г. в ГУ УПФ РФ в г. Ачинске поступила справка от 31 августа 2020 г. о заработной плате истца за период с 1991 по 1996 г.г.
8 октября 2020 г. Коптий Л.Я. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Ачинске с заявлением о перерасчете пенсии по заработной плате.
Распоряжением ГУ УПФ РФ в г. Ачинске от 14 октября 2020 г. истцу осуществлен перерасчет размера пенсии, с 1 ноября 2020 г. установлен ее ежемесячный размер 16601, 94 руб.
15 июня 2021 г. Коптий Л.Я. обратилась к ответчику с заявлением о выплате недополученной пенсии.
28 июня 2021г. ответчик отказал в удовлетворении требований Коптий Л.Я, мотивируя тем, что перерасчет производится с момента получения новых сведений, то есть перерасчет сделан на основании справки, которую представила истец вместе с заявлением о перерасчете.
27 июля 2021 г. Коптий Л.Я. повторно обратилась к ответчику с заявлением о выплате недополученной пенсии, мотивируя тем, что низкий размер пенсии ей был назначен по вине Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из ответа от 20 августа 2021 г. на обращение истца следует, что перерасчет пенсии произведен с 1 ноября 2020 г. на основании заявления от 8 октября 2020 г. Оснований для перерасчета пенсии с более раннего срока не имеется, нарушений при назначении пенсии не выявлено, размер пенсии при ее назначении был определен правильно.
Не согласившись с решением ответчика, Коптий Л.Я. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Коптий Л.Я. о взыскании недополученной пенсии с учетом справки о заработной плате за период с 1991 г. по 1996 г. с момента первоначального назначения, т.е. с 20 декабря 2003 г, поскольку назначение пенсии носит заявительный характер, данные правоотношения возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии в пенсионный орган и представляющего необходимые документы.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Положениями части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (часть 3 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
Согласно части 7 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 884н от 17 ноября 2014 г. утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктами 3, 48 Правил также закреплен заявительный характер обращения гражданина за перерасчетом размера пенсии.
Пунктом 49 Правил установлено, что заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии. Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Пунктом 27 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п предусмотрено, что граждане при обращении за перерасчетом размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости представляют документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 74 указанного Административного регламента установлено, что заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за переводом с одной пенсии на другую, заявление о перерасчете размера пенсии подаются со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина.
В пункте 73 вышеназванного Административного регламента закреплено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии приложены не все документы, необходимые для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
Согласно пункта 15 Приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Из изложенного следует, что для перерасчета размера пенсии необходима подача заявления пенсионера в пенсионный орган о перерасчете размера пенсии при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений указанного выше Федерального закона.
Установив, что с письменным заявлением к ответчику о перерасчете пенсии истец обратилась 8 октября 2020 г. на основании поступившей по запросу ответчика справки о заработной плате истца за период с 1991 по 1996 г.г, которая была запрошена ответчиком после устного обращения Коптий Л.Я, перерасчет ранее назначенной пенсии был произведен ответчиком с 1 ноября 2020 г, суды пришли к обоснованному выводу, что право истца на перерасчет назначенной пенсии ответчиком нарушено не было, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что ответчик не выполнил обязанность по информированию Коптий Л.Я. о праве на получение увеличенной пенсии с момента наступления пенсионного возраста, о наличии оснований для взыскания с ответчика неполученной по его вине пенсии с момента ее первоначального назначения, в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений предоставлено право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций.
Поскольку судами материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ачинского городского суда Красноярского края от 1 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Коптий Любови Яковлевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.