Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Благодатских Г.В, Варнавской Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0018-01-2021-004705-45 по иску военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Улан-Удэнскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - филиалу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков
по кассационной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 2 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Благодатских Г.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации к Улан-Удэнскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - филиалу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее Улан-Удэнское лесничество МО РФ-филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ), Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ) о возложении обязанности по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков.
Требования мотивировал тем, что в целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период 2021 года военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Улан-Удэнского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации требований законодательства о лесопользовании.
Проверкой установлено, что в 2020 г. на территории выдела N 1 квартала N 17 Талецкого участкового лесничества Министерства обороны Российской Федерации зафиксирован факт незаконной рубки лесных насаждений на площади 0, 5 га, объемом вырубленных лесных насаждений (сосна) 9, 97 куб.м. Согласно сведениям лесничества Министерства обороны Российской Федерации на вышеуказанном лесном участке данного лесничества имеются неубранные порубочные остатки, образовавшиеся в результате незаконных рубок лесных насаждений, что является нарушением санитарной и пожарной безопасности в лесах.
Истец просил обязать ответчиков не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем сбора на выделе N 1 квартала N 17 Талецкого участкового лесничества Минобороны России.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 2 сентября 2021 г. исковые требования военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона удовлетворены частично. На ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ возложена обязанность провести работы очистке мест незаконных порубок лесных насаждений от порубочных остатков путем их сбора объемом 9, 97 куб.м. на площади 0, 5 га на выделе N 1 квартала N 17 Талецкого участкового лесничества Министерства обороны Российской Федерации в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части исковые требования военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 декабря 2021 г. решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 2 сентября 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ Зун Ю.В. ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений. Кассатор выражает несогласие с выводом суда о том, что ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ является надлежащим ответчиком по данному спору, указывает на невозможность исполнения решения суда учреждением в силу его организационно-правовой формы, особенностей бюджетных правоотношений. Обращает внимание на то, что производство работ по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков возможно лишь с привлечением к таким работам ФГАУ "Оборонлес" на основании утвержденных ДВИ Минобороны РФ государственного и технического заданий. Полагает, что возложение на работников лесничества несвойственных им обязанностей может повлечь нарушение трудового законодательства. Указывает, что по факту незаконной рубки возбуждено уголовное дело, считает необоснованным возложение на потерпевшую сторону обязанности восстановить причиненный ей же ущерб. Полагает, что ответчик доказал отсутствие своей вины в образовании порубочных остатков на местах незаконных рубок деревьев.
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона на кассационную жалобу представил возражения.
В судебном заседании прокурор восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськова Ю.С. возражала против доводов кассационной жалобы, полагала об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов, поддержала представленные Военным прокурором Улан-Удэнского гарнизона возражения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Согласно положениям статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами (часть 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 14 части 1 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе, осуществление мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N16144, меры пожарной безопасности, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Согласно пункту 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства от 7 октября 2020 г. N 1614, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13 октября 2015 г. N 26-П, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.
Как установлено судом и следует из материалов дела, военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона в целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период 2021 года проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере лесопользования.
По результатам проверки выдела N 1 квартала N 17 Талецкого участкового лесничества МО РФ зафиксирован факт незаконной рубки лесных насаждений на площади 0, 5 га, объемом вырубленных лесных насаждений (сосна) 9, 97 куб.м.
Вследствие незаконной рубки в лесном массиве образовались порубочные остатки.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции руководствовался ч. 1 ст. 9, ст. 42, ст. 58 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 8, ст. 51, ч. 4 ст. 53.1, ч. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 38 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 22 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2020 г..N 2047, п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства от 7 октября 2020 г..N 1614, и исходил из того, что в лесном массиве на землях Министерства обороны России вследствие незаконной рубки лесных насаждений имеют место порубочные остатки, наличие которых влечет захламление, загрязнение и иное негативное воздействие на леса, увеличивает риск возникновения пожаров в пожароопасный период. При этом установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. В соответствии с уставом ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации; для достижения указанных целей учреждение осуществляет планирование, организацию, управление, анализ и контроль мероприятий по охране и защите лесов, организацию оперативной работы по охране лесов от незаконных рубок иных нарушений лесного законодательства, проведение рейдов, патрулирование лесов в целях оперативного выявления и пресечения правонарушений, в том числе и по фактам незаконных рубок.
Необходимость очистки лесного массива от порубочных остатков возникла в результате ненадлежащей организации оперативной работы по охране лесов со стороны ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ, своевременно не принявшего мер по устранению порубочных остатков после совершения лесонарушений в лесах военного лесничества. Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о признании ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ надлежащим ответчиком по делу и возложении на него обязанности провести работы очистке мест незаконных порубок лесных насаждений от порубочных остатков.
При этом суд первой инстанции, руководствуясь ст. 48, 49, 55 ГК РФ, положениями п.19 и 20 Устава ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности на Улан-Удэнское лесничество Министерство обороны РФ, поскольку лесничество является филиалом ФГКУ "Управление лесного хозяйств и природопользования" Министерства обороны РФ и не является юридическим лицом, в связи с чем не может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и его правовым обоснованием, оставив решение суда без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Выводы нижестоящих судов основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводом суда о наличии у ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ обязанности произвести работы по очистке мест незаконных порубок лесных насаждений от порубочных остатков и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Вместе с тем оценка исследованных доказательств отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 ГПК РФ правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке судом доказательств допущено не было; всем доказательствам дана оценка.
Доводы о необходимости соблюдения определенной процедуры и привлечения к работам иных лиц основанием для отмены состоявшихся судебных актов не являются.
Возлагая обязанность на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем их сбора на выделе N 1 квартала N 17 Талецкого участкового лесничества Министерства обороны Российской Федерации, суды учли положения пунктов 19 и 20 Устава ответчика, согласно которому учреждение осуществляет свою деятельность, в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Поскольку в функции учреждения входит планирование, организация и управление проведением соответствующих лесоохранных и лесозащитных мероприятий, суды правомерно возложили обязанность по очистке участка леса от порубочных остатков на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, которое в рамках исполнения решения суда не лишено возможности организовать проведение соответствующих работ с привлечением иных лиц, подведомственных данному учреждению либо Министерству обороны Российской Федерации, наделенных равнозначными полномочиями, либо исполняющих специальные функции.
Возбуждение уголовного дела по факту незаконной рубки не освобождает ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ от возложенных на него задач по организации, управлению и контролю мероприятий по охране и защите лесов.
Разрешая спор, суды правомерно исходили из того, что основанием иска являются не отношения по возмещению вреда, причиненного природным объектам, а отношения по охране лесов от негативного воздействия, субъектами которых являются физические и юридические лица, осуществляющие использование лесов по тем или иным основаниям. Поскольку пользователем лесного участка является Министерство обороны Российской Федерации, соответственно, данное лицо должно нести ответственность за соблюдение порядка пользования лесами в лице учреждений, наделенных им соответствующими полномочиями.
Доводы кассатора по существу повторяют позицию стороны ответчика при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы ответчика, получили соответствующую оценку с подробным правовым обоснованием с учетом обстоятельств дела, имеющих юридическое значение. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений.
Доводы заявителя не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судебных инстанций или опровергали выводы постановленных по делу судебных актов. Эти доводы не свидетельствуют о несоответствии выводов суда установленным фактическим обстоятельствам дела либо о нарушении норм материального и процессуального права, по своей сути, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен.
Разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела, согласно положениям статьи 67 ГПК РФ судами дана надлежащая оценка представленным доказательствам. Нарушений норм материального и процессуального права со стороны судов первой и апелляционной инстанций не установлено.
При изложенных обстоятельствах, исходя из доводов кассационной жалобы, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 2 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.